ВВЕДЕНИЕ
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА – ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Эволюция понятия государственной тайны в отечественном законодательстве
1.2 Понятие государственной тайны. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
2 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
2.1 Правовой механизм защиты государственной тайны
2.2 Проблемные вопросы обеспечения защиты государственной тайны при международном сотрудничестве
3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РФ
3.1 Проблемы нормативно-правового регулирования сферы обращения государственной тайны в российской федерации
3.2 Проблемные аспекты отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Человечество на протяжении всей своей истории выходило на обсуждение вопросов, связанных со свободой, свободой экономической, политической, социальной. Государственный строй и исторические аспекты играли не последнюю роль при анализе свободы человека.
Как отметил Мерлин Ослен, «свобода идет рука об руку с ответственностью, потому что тот факт, что мы свободны совершать выбор, налагает на нас обязательство принимать ответственность за последствия своего выбора». Ответственность за последствия выбора в РФ связана с соблюдением Закона «О государственной тайне» [2].
В ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается, а также гарантируется «свобода мысли и слова», право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1]. В то же время следует отметить, что информационные права действуют в той мере, в какой они не ограничены законом.
Все обязаны соблюдать право государства на ту информацию, которая отнесена законом к государственной тайне. XXI век стал веком информационных технологий, именно поэтому информация стала самым дорогим и необходимым ресурсом.
И для успешного развития государства, если рассматривать отдельно государственную тайну, необходимо совершенствовать механизмы защиты этой информации от третьих лиц для укрепления и сохранения своего суверенитета. Верховенствующее положение права над государством – доминанта правового государства, а право – это мера свободы, равенства и справедливости. Закон «О государственной тайне», нормы и действия государства производны от права и с ним согласованы.
Соблюдение государственной тайны – это принцип законности, и «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» (Дж. Локк).
Целью данного исследования является исследование нормативных актов, регламентирующих соблюдение режима секретности в органах внутренних дел.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились:
- исследовать эволюцию понятия государственной тайны в отечественном законодательстве;
- рассмотреть понятие государственной тайны, а также полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты;
- исследовать правовой механизм защиты государственной тайны;
- исследовать проблемные вопросы обеспечения защиты государственной тайны при международном сотрудничестве;
- рассмотреть проблемы нормативно-правового регулирования сферы обращения государственной тайны в российской федерации;
- изучить проблемные аспекты отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу правового регулирования государственной тайны.
Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие особенности государственной тайны.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское и зарубежное законодательство. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права. В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА – ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Эволюция понятия государственной тайны в отечественном законодательстве
Государственная тайна – правовой институт современного государства, позволяющий ему проводить независимую политику, отстаивать свои государственные и национальные интересы, влиять на ход международных событий в необходимом для себя направлении. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей частью суверенитета и системы управления государства. В России первое упоминание о защите секретов в сфере государственной службы и о наказании тех, «кто тайно из коллегиальных писем и документов что унесет», содержалось в Генеральном Регламенте 1720 г. Хотя некоторые нормативные акты и содержали нормы о государственных преступлениях, но законодательного определения государственной тайны в русском праве не было.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. уже содержался раздел «О преступлениях государственных», в нем приводился перечень деяний, относившихся к государственной измене: сообщение российским подданным «государственных тайн иностранному правительству», злоупотребление доверием дипломатическим или иным чиновником «с умыслом в явный вред для отечества».
Более детальный перечень государственных преступлений и наказаний за их совершение определяло Уголовное уложение 1903 г., в главе «О государственной измене» которого устанавливалась ответственность за «шпионство». В СССР, а до 1993 г. – и в России, не существовало специального закона о защите государственной тайны, хотя в рамках административно-правового режима сложилась достаточно «эффективная» (в плане ее абсолютности) для того времени практика защиты государственных секретов, которая регламентировалась секретными подзаконными нормативно-правовыми актами. Так, даже сам перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, являлся секретным документом. Такой перечень был предусмотрен в постановлениях Совета Министров СССР от 10 июня 1947 г. и от 28 января 1956 г. «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которой карается по закону». Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 декабря 1995 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» указал, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, должен содержаться в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе, а правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативно-правовом акте [13, c. 3281].
Существовавшая в СССР система защиты секретов представляла собой сложную административную структуру, которая отражала тоталитарный характер государства, засекречивалось очень многое: статистика, демографические данные, уровень и динамика преступности, реальный бюджет и т. д.
Государственной тайной был охвачен огромный объем информации: от здоровья руководителей КПСС до рецепта колбасы. Из примерно трехсот тысяч нормативно-правовых актов до 70 % были засекречены.
Проблемы информационной открытости тоталитарных властных структур повсеместно воспринимаются ими очень чувствительно. В этой связи К. Маркс справедливо отмечал: «Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство.
Соблюдение этого таинства обеспечивается в ее собственной среде ее иерархической организацией, а по отношению к внешнему миру – ее замкнутым корпоративным характером.
Открытый дух государства, а также и государственное мышление представляется поэтому бюрократии предательством по отношению к ее тайне». Презумпция государственной секретности порождала ситуацию, при которой обязанность доказывания нецелесообразности ограничений на распространение информации лежало на тех, кто хотел обнародовать какие-либо новые данные, особенно статистического характера, или снять гриф секретности.
В целях предотвращения разглашения государственной тайны в печати была учреждена цензура всех подготовленных публикаций; существовали специальные перечни сведений, несанкционированных к открытому опубликованию. Такие сведения могли публиковаться лишь в материалах и изданиях «для служебного пользования».
Для выполнения этой деятельности был учрежден специальный орган государственной цензуры – Главное управление по охране государственных тайн в печати (Главлит). По мере развития государства в сторону демократических преобразований возникла необходимость изменить принцип секретности.
Действовавшая ранее система охраны государственной тайны, созданная на основе принципа тоталитарной закрытости, перестала удовлетворять современным экономическим и политическим реалиям. 21 июля 1993 г. был принят первый в истории нашей страны Закон РФ «О государственной тайне».