Введение
Глава 1. Образование и развитие Совета Федерации как политико-правового института
1.1 Роль Совета Федерации в системе органов государственной власти
1.2 Основные этапы становления Совета Федерации как органа законодательной власти в конце 20 - начале 21вв
Глава 2. Конституционно-правовые основы организации и функционирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ
2.1 Порядок формирования и прекращения полномочий Совета Федерации
2.2 Компетенция Совета Федерации
2.3 Организация законодательной работы в Совете Федерации
Заключение
Список использованной литературы и источников
В статьях ученых - юристов, журналах, на радио и телевидении освещается множество вопросов, касающихся Совета Федерации, иногда даже слишком резкие: нужен ли он нам? Что с ним не так и как можно исправить? Какое будущее подготовили ему поправки в Конституции РФ
2020 года? Станет ли Совет Федерации сильнее и влиятельнее? Каким будет
политический вес сенаторов? По сей день ведутся разговоры среди видных
отечественных ученых - юристов и о политическом весе самого Совета
Федерации. Бесспорно, такие противоречивые мнения авторов на те, или
иные аспекты побудили меня разобраться в данном вопросе.
Анализируя информацию по данному вопросу, начнем с того, что Федеральное собрание – представительный и законодательный орган РФ.
Закрепление принципа разделения властей (и входящего в него механизма сдержек и противовесов) в Российской Федерации (далее – РФ) на законодательную, исполнительную и судебную является логической закономерностью развития отечественной государственности в духе общемировых тенденций. При этом федерализм, как одна из основ конституционного строя России, вызывает необходимость ограничения полномочий федеральных органов государственной власти в отношениях не только между собой, но и с субъектами федерации, ввиду чего действующая Конституция закрепляет, помимо необходимых механизмов, также и двухпалатную структуру парламента, одна из палат которого призвана при осуществлении законодательной деятельности учитывать интересы субъектов федерации, представители которых образуют данную палату.
Отметим, что в российском праве существует ряд фундаментальных исследований, связанных с изучением теоретических и практических вопросов конституционного статуса Совета Федерации. Подобные исследования проводились такими учеными, как: Г.Д. Садовникова, А.С. Авакьян, А.С. Кошель, В.Г. Кикнадзе, Г.Г. Фастович, М.Э. Червяков, Х.К. Бшарян, О.В. Виноградов, С.Н. Кожевников, А. П. Червинская и т.д.
Объектом исследования является конституционный статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, работы ученых-юристов, политологов, правоведов, посвященные вопросам конституционного статуса Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Целью исследования является систематизация и уяснение теоретико-правовых положений о конституционном статусе Совета Федерации, а также поиск возможных путей решения проблем, возникающих в правоприменительной практике.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть роль Совета Федерации в системе органов государственной власти;
2) исследовать основные этапы становления Совета Федерации как органа законодательной власти в конце 20 - начале 21вв;
3) охарактеризовать порядок формирования и прекращения полномочий Совета Федерации;
4) проанализировать компетенции Совета Федерации и организацию законодательной работы в Совете Федерации.
Методология синтез, анализ, обобщение, сравнение.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993г. (с учетом поправок от 2020 г.), а также иное российское законодательство, подзаконные нормативные правовые акты.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников, содержащего нормативные правовые акты и научную литературу.
Глава 1. Образование и развитие Совета Федерации как политико-правового института
1.1 Роль Совета Федерации в системе органов государственной власти
Итак, в соответствии с Конституцией Совет Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания – парламента РФ. Исторически двухпалатная структура парламента строилась вокруг двух принципов:
1) равенство палат;
2) принцип верхней и нижней палат.
Совет Федерации в зависимости от вида принимаемого Государственной Думой закона может играть роль как слабой, так и сильной палаты. Так, в соответствии с частью 5 статьи 105 Конституции[1] в случае несогласия нижней палаты с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона он будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него будут поданы голоса не менее 2/3 депутатов от их общего числа. Данные правила применяются в том числе к тем федеральным законам, рассмотрение которых в Совете Федерации обязательно в соответствии со статьей 106 Конституции (например, по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов).
С другой стороны, статья 108 Конституции, регулирующая процедуру принятия федерального конституционного закона, прямо указывает на необходимость его одобрения не менее, чем ¾ голосов от общего числа сенаторов, при этом не оставляя Государственной Думе возможности для преодоления несогласия Совета Федерации. Те же правила применяются и к процедуре принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции: как указал Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П, на процедуру принятия поправок распространяются требования статьи 108 Конституции об обязательном одобрении закона ¾ от общего числа сенаторов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Совет Федерации является слабой верхней палатой по отношению к принимаемым федеральным законам, но одновременно сильной по отношению к принимаемым федеральным конституционным законам и Законам Российской Федерации о поправке к Конституции. Однако с учетом незначительного числа принимаемых в России в такой форме законов в силу их специфики следует все же отметить, что Совет Федерации является скорее слабой верхней палатой в отношениях с нижней при осуществлении законодательного процесса[2].
По мнению политолога О.Е. Кутафина в системе государственных органов Совету Федерации отводится <<роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами>>.
Таким образом, отмечу, что роль Совета Федерации в системе органов государственной власти относится к федеральным органам законодательной власти. Этот орган самостоятелен, независим от судебной власти и президента в деятельности, однако взаимодействует с ними, так как президент обладает правом Вето, а Конституционный суд, в свою очередь, может одобренный Советом Федерации закон, признать не конституционным.
Совет Федерации определяет свою внутреннюю организацию, но руководствуется обязательно требованиями Конституции РФ. Безусловно, независимость данного представительного органа не является абсолютной, поскольку ограничить эту независимость может, например, такой институт, как референдум. Стоит отметить, что данное ограничение не умаляет независимого положения Федерального Собрания, а значит, вместе с ним и его верхней палаты. Бесспорно, Совет Федерации совместно с другими участниками федерального законодательного процесса посредством законодательной деятельности формирует правовую систему РФ.
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. № 11.С. 1416.
- Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371685/ (дата обращения: 30.04.2021).
- Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция).
- Федеральный закон "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ (последняя редакция).
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 февраля 2021 г. № 24-СФ "О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Учебная и справочная литература
6.Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г. Д. Садовникова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2016. - 194 с.
- Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М., 1996.С. 304.
Статьи в научных журналах и сборниках
8.Авакьян А. С. Совет Федерации: четверть века проблем формирования палаты // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 11: ПРАВО. 2020. № 1. С. 3-20.
9.Бшарян Х.К. Совет федерации: порядок формирования, состав, компетенция, роль в федеральном собрании // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 43-47.
10.Виноградов О.В., Теоретические и правовые проблемы формирования Света Федерации Российской Федерации // О.В. Виноградов, И.С. Кокорин // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 2 (56). С. 57-65.
11.Кикнадзе В.Г. Роль и место совета федерации федерального собрания российской федерации в обеспечении информационной безопасности России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7. № 3 (27). С. 57-62.
12.Кожевников С.Н. К вопросу о возможности изменения Конституции Российской Федерации // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3(2). С. 86-91.
13.Кошель А. С. К вопросу о влиянии порядка формирования верхней палаты парламента на ее роль в парламентских процедурах // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 70-75.
14.Фастович Г.Г., Червяков М.Э. К вопросу о роли совета федерации федерального собрания в деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 49-50.
15.Червинская А. П. К вопросу о соотношении понятий «парламентаризм» и «народное представительство» // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 6. С. 50 - 56.
- Чиркин В. Е. Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование. - M. : норма, 2009. - 142 с.
Судебная практика
17.Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4408.
18.Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // СЗ РФ. 1996. №4. Ст. 409.