По моему мнению, тема «Социальное страхование» является одной из самых актуальных в курсе «Право социального обеспечения», именно поэтому я ее и выбрал.
Всестороннее исследование социального обеспечения граждан занимает одно из центральных мест в правовой науке. Названная проблема носила всегда острый характер, так как она непосредственно затрагивает интересы людей, серьезно отражается на их судьбах, особенно когда общество реформируется, ломаются старые и устанавливаются новые отношения. В такой ситуации очень важно, чтобы человек точно знал и правильно понимал те правовые возможности и социальные обеспечения, которые предоставляет ему государство.
В современном обществе ни один индивид не может существовать вне сферы действия социального права. Объем принадлежащих конкретному лицу субъективных социальных прав не только характеризует соответствующие правоотношения с участием данного субъекта, но и наглядно демонстрирует содержание политики, реализуемой государством в этой сфере. В частности, «сквозь призму гражданско-правового положения личности наиболее полно и глубоко раскрывается отношение государства к социально-незащищенным слоям населения, а также к лицам, которые по тем или иным причинам не в состоянии себя достойно обеспечивать»[1]. При этом социальное положение физических лиц – явление сложное, многогранное и динамичное, испытывающее на себе влияние целого ряда факторов, в первую очередь – социально-экономической политики государства.
Все вышесказанное свидетельствует не только об актуальности, но и о большой научной теоретической и практической значимости данной курсовой работы.
В этой связи, целью работы является определить, насколько защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев, защищено государством, а также определить сферу деятельности Фонда социального страхования в России.
В соответствии с заданными целями работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую и законодательную базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан;
- проанализировать существующую систему социального страхования в РФ;
- изучить организацию деятельности Фонда социального страхования;
- выявить основные проблемы системы социального страхования РФ.
Объектом исследования данной курсовой работы являются общеобязательное государственное социальное страхование и страховые случаи, с наступлением которых у застрахованных лиц возникает право на получение материального обеспечения и социальных услуг.
Одной из важнейших составляющих системы социального страхования, являются субъекты социального страхования. Законом определен круг лиц, среди которых есть застрахованные лица, страхователи и страховщики. Особенность государственного социального страхования заключается в том, что все застрахованные лица являются членами Фондов. При этом работодатели должны зарегистрироваться в Фондах как плательщики страховых взносов.
Предметом исследования являются: социально-экономические отношения основных субъектов системы социального страхования населения и проблемы, возникающие в связи с этим в современных экономических условиях, социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан.
Нормативную базу курсовой работы составляют: действующее гражданское законодательство, регулирующее институт социального обеспечения, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования» № 165 от 16.07.1999г. , «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255 от 29.12.2006г. и др. Также в своей работе я буду использовать учебники по курсу «Социальное страхование» таких авторов, как Павлюченко В.Г. и Роика В.Д. , научные статьи из журналов и информацию из интернета (сайты fss.ru, pfrf.ru).
Моя курсовая работа состоит из трех глав, в которых я буду рассматривать теоретические основы социального страхования, особенности социального страхования в России и более подробно рассмотрю деятельность Фонда социального страхования, отличительные особенности ФСС от других страховых фондов, а также основные проблемные моменты системы социального страхования России.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Понятие, цели и принципы социального страхования
«Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы и т.д.»[2]
Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:
- создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40-50% от размера заработной платы, пособий не менее 50-85% от размера заработной платы и т.д.;
- создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
- создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.
Функции социального страхования в России заключаются в обеспечении финансовой помощи всем нуждающимся слоям населения, которые являются застрахованными лицами.
«Важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус»[3].
Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов, их многочисленность затемняет смысловые отличия данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому, по моему мнению, можно отнести следующие четыре принципа:
- личной ответственности;
- солидарной взаимопомощи;
- оптимальной поддержки (субсидиарности);
- взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.
Принцип личной ответственности. Данный принцип проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
Принцип субсидиарности. Его суть состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.
Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования.
«В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей»[4].
В российском социуме государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос (накопительная часть трудовой пенсии еще в 2010 году составляла 6% от фонда заработной платы, а сегодня только 2%, в перспективе хотят вообще отменить накопительную часть пенсии или ввести ее отчисление из средств самих работающих) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам.
Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации (ст.39) и международных документах. Прежде всего, государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования.
Кроме того, государство принимает меры по достижению достаточного уровня равенства в распределении произведенного национального продукта через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение.
Системы социального страхования являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В этой связи создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.
На сегодняшний день существует несколько видов социального страхования:
- Государственное. Этот вид страхования является обязательным для всех трудоустроенных лиц и их работодателей. Фонд соцстраха формируется за счёт ежемесячных поступлений в виде налогов, оплачиваемых трудоспособными гражданами. Благодаря государственному страхованию финансируются различные социальные проекты: пенсии, путёвки в санатории, больничные листы и т. д.
- Смешанное. Этот вид страхования реализует государство параллельно с профсоюзами.
- Коллективное. Принять участие в этом виде страхования могут российские граждане, которые являются членами профсоюза. Их желание может быть только добровольным. Они должны ежемесячно оплачивать страховые взносы, которые перераспределяются между людьми, испытывающими финансовые затруднения. Решение о распределении денежных средств принимается профсоюзом на собрании.
«Следует подчеркнуть следующий момент: последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как приводят к сбоям в производственном процессе, порождают лишения, нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков. В этой связи ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты»[5].