ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОБХОДА ЗАКОНА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие «обход закона» в международном частном праве
1.2. Виды и элементы подходов по применению концепции «обхода закона»
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМАТИКА СУЩНОСТИ ОБХОДА ЗАКОНА В МЕЖДУНАРОДНЫМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
2.1. Регулирование гражданско-правовых отношений с точки зрения принципа добросовестности в России и зарубежных странах
2.2. Последствия обхода закона в международном частном праве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основной целью международного частного права является регламентация частноправовых отношений, осложнённых иностранным элементом, для полной защиты прав и интересов субъектов таких правоотношений, формирование общего правового пространства для реализации ими своих прав и обязанностей, упрочение сотрудничества между государствами, которые относятся к различным экономическим, правовым, социальным, культурным системам. Данная отрасль права включает в себя огромное количество различных механизмов и правовых конструкций, предназначенных для осуществления такой защиты, в частности: оговорка о публичном порядке, обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны, применение императивных норм и обход закона.
Однако общество часто сталкивается со злоупотреблением правом, что приводит к нарушению гражданских прав и свобод, недобросовестному осуществлению гражданских прав, к использованию гражданских прав с целью причинить вред другому лицу, а также к действиям с помощью обхода закона с противоправным намерением[1].
Именно концепция «обход закона» вызывает большое количество споров, связанных с её содержанием и необходимостью нормативного закрепления в законодательстве различных государств. Объясняется это тем фактом, что данная концепция имеет тесную связь со стремлением получить некоторые преимущества по сравнению с другими участниками отношений с иностранным элементом, а также некоторой схожестью с оговоркой о публичном порядке и императивными нормами.
Понятие «обход закона» и вопрос его регулирования в международном частном праве вызывает бурные споры у представителей научного сообщества и юристов. Авторы мнений разделились на тех, кто придерживается необходимости закрепления в законодательстве положений о состоятельности обхода закона и на тех, кто выступает против такого механизма, в принципе. Обход закона в международном частном праве понимается как волеизъявление сторон, выражающееся в подчинении правоотношения иностранному праву в целях избежания применения национальной материально-правовой нормы, зачастую носящей императивный характер. Иными словами, обход закона в международном частном праве – это та ситуация, при которой стороны, желая уклониться от применения неудобной, с их точки зрения, нормы национального закона, своими действиями создают фактический состав, при котором применимым правом к отношению будет избрано право другого государства, содержащее более благоприятные для сторон нормы.
Объектом данной курсовой работы является изучение условий и обстоятельств возникновения проблемы обхода закона в международном частном праве.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Проблемы обхода закона в международном частном праве».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
- Определить понятие «обход закона» в международном частном праве.
- Выявить виды и элементы подходов по применению концепции «обхода закона».
- Изучить некоторые процессы регулирования гражданско-правовых отношений с точки зрения принципа добросовестности в России и зарубежных странах.
- Определить последствия обхода закона в международном частном праве.
Структура курсовой работы. Даная курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОБХОДА ЗАКОНА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие «обход закона» в международном частном праве
«Законы — это паутина: крупные мухи сквозь нее прорываются, а мелкие — застревают», — рассуждал французский философ и правовед Шарль Монтескье XVIII века. Однако даже в наши дни данное высказывание не потеряло свою актуальность…
Несмотря на многообразие правовых норм как во внутригосударственном, так и в международном праве, на практике лицам удается найти «лазейку» в законе.
В частности, в теории международного частного права существует понятие «обход закона» (frauslegidomesticate — обход собственного закона и faruslegiextraneae — обход иностранного закона).
Само понятие «обход закона» носит довольно неопределенный характер. В частности, оно может противопоставляться понятию «нарушение закона», так и использоваться для обозначения злоупотребления правом. Иными слова, обход закона — это целенаправленное создание таких условий, которые позволяют лицам уклоняться от «неблагоприятных» правовых норм и прибегнуть к желаемому законодательству[2].
Говорить об обходе закона возможно лишь в том случае, если имело место изъятие правоотношения из правопорядка. которому оно фактически должно быть подчинено, и передано под действие наиболее благоприятного другого правопорядка, а также если такой обход был совершен умышленно, сознательно.
На практике с обходом закона очень часто можно столкнуться в сфере брачно-семейных отношений. Одним из ярких примеров обхода закона в истории служит дело княгини де Бофремон (Франция, 1878 год). Княгиня де Бофремон сбежала от мужа с князем Бибеску. Французские законы того времени не допускали развода. Тогда княгиня вместе с Бибеску переехала в герцогство Саксен-Альтенбургское и приняла соответствующее подданство. Местные законы допускали развод. Княгиня получила развод, вышла за Бибеску и тут же вернулась во Францию. Князь де Бофремон подал иск о признании брака княгини с Бибеску недействительным, и французский суд этот иск удовлетворил. Кассационный Суд утвердил это решение, сославшись на «принцип французского права о нерушимости брака»[3]. Упомянутый пример весьма наглядно показывает, каким образом может использоваться понятие “обход закона” в международном частном праве. Также необходимо отметить, что суд вправе отказать в применении норм другого государства, если усматривается умышленная попытка обойти национального законодательство.
Однако и современная практика знает немало случаев, когда предпринимались попытки обойти закон. Например, законодательством Российской Федерации не предусматривается легализация однополых браков. Однако российские граждане могут получить гражданство другого государство, где такие браки официально разрешены, и зарегистрировать там брак, но тем не менее в нашей стране такой брак признан не будет. Но указанный факт не означает, что при жизни один из пары не может завещать имущество своему однополому супругу либо обязать третье лицо исполнить завещание в его пользу, так как ст. 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает свободу завещания[4]. Таким образом, произошел обход закона.
Также к обходу национального закона могут прибегать суды при вынесении решения. Так, в 2010 году Европейский суд по правам человека рассмотрел дело об обжаловании отказа гомосексуалисту в приобретении права найма. Суть заключается в следующем: После смерти своего однополого партнера Козак (заявитель) возбудил разбирательство против муниципалитета Польши с требованием о признании перехода права найма принадлежавшей последнему квартиры, нанимателем которой являлся партнер. Отклоняя его требование, суды Польши установили, что заявитель выехал из квартиры и перестал вносить плату за наем до смерти его партнера и что в любом случае фактические брачные отношения, являвшиеся условием для перевода права найма муниципальной квартиры, могут существовать только между лицами противоположного пола[5].
В входе разбирательства польские суды делали акцент на том, что законодательство Польши не признает однополые браки, поэтому под фактическими брачными отношениями признается союз между мужчиной и женщиной. Однако Европейский суд по правам человека указал, что государство должно принимать во внимание происходящие в обществе изменения, связанные с ведением семейной жизни.
При вынесении решения Европейский суд по правам человека суд усмотрел в действиях национальных судов черты дискриминации, признал факт нарушения прав Козака, тем самым, как может показаться, обошел внутреннее законодательство Польши.
Понятие «обход закона» может не применяться Европейским судом по правам человека, оно лишь используется в качестве доводов сторонами при судебном разбирательстве. При разрешении споров суд обращается к положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Например, Дело «Вагнер (Wagner) и J. M. W.L против Люксембурга. В данном случае Европейский суд по правам человека признал отсутствие попытки «обхода закона» со стороны незамужней подданной Люксембурга Вагнер, которая усыновила ребенка в Перу по законам этой страны (законы Люксембурга не позволяли усыновление лицам, не состоящим в браке), и затем попыталась признать усыновление со стороны властей Люксембурга, в чем ей было отказано со ссылкой на «обход закона». ЕСПЧ признал наличие нарушения ст. ст. 14 («Запрещение дискриминации») и 8 («Право на уважение частной и семейной жизни») со стороны Люксембурга[6].
Запрет на обход закона может прямо предусматриваться в праве ряда стран. Например, ст. 21 Гражданского кодекса Португалии гласит: «При применении коллизионных норм не учитываются фактические составы и права, созданные с обманным намерением обойти применимость того закона, который в других обстоятельствах являлся бы компетентным». По статье 159 Гражданского кодекса Аргентины, договоры, заключенные за границей с целью обхода законов Аргентины, недействительны, даже если они действительны по закону места их заключения. Однако вышеуказанное понятие не закрепляется на законодательном уровне в Австрии, Щвейцарии, США[7].
Раздел VI «Международное частное право» Гражданского кодекса Российской Федерации не упоминает понятие «обход закона». Однако ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)[8].
Российское законодательство не содержит специальных положений, запрещающих или ограничивающих обход закона в международном частном праве. Эту функцию в определенной мере выполняют положения о свepxимпepaтивных нормах и публичном порядке (статьи 1192, 1193 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)), а также правило пункта 5 статьи 1210 ГК РФ, согласно которому суд вправе применять к договору все императивные нормы российского законодательства, если все его элементы связаны с российской правовой системой и договор не содержит достаточных иностранных признаков.
В российской науке международного частного права под «обходом закона» также понимают искусственную привязку по подлежащего регулированию правоотношения к тому или иному правопорядку с целью избегания принудительных законов других или же другого государство. Такого мнения придерживались И.С. Перетерский и Л.А. Лунц.
Таким образом, понятие «обход закона» не имеет четкого определения. Национальное законодательство стран может как признавать данную категорию и закреплять ее законодательно, так и не предусматривать совсем. Факт обхода закона устанавливается только судом. Стоит отметить, что сфера распространения обхода закона несколько сужается, но в связи с изменениями, происходящими в обществе, она приобретает новые формы.