ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие и виды обращений граждан
1.2 Правовое регулирование порядка приема сообщений о преступлениях в органах внутренних дел
2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АНОНИМНЫМИ СООБЩЕНИЯМИ
2.1 Регистрация анонимных обращений в органах внутренних дел
2.2 Неопределенность закона в части рассмотрения анонимных обращений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современном обществе доступность права на обращение для граждан ассоциируется с такими понятиями и ценностями, как гражданское участие, открытое правительство, подотчетность и прозрачность. Однако в нашей стране отсутствуют специальные органы, ответственные исключительно за рассмотрение обращений, предполагается, что граждане имеют доступ по компетенции ко всем органам государственной власти.
В связи с этим, работа с обращениями граждан – одно из важнейших направлений деятельности государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, так как это наиболее востребованная форма взаимодействия власти с населением. В последние годы опубликовано значительное количество работ, направленных на исследование сущности, назначения и динамичности развития института обращений граждан.
Обращения граждан являются формой демократии, которая способствует укреплению конституционного правопорядка, гарантирует права и свободы человека и гражданина, повышает эффективность деятельности государственного аппарата.
В свою очередь, укрепление основ гражданского общества, усложнение организационных технологий взаимодействия публичных структур и модернизация информационного пространства требует постоянного и системного законодательного и правоприменительного сопровождения института обращения граждан. Классификация обращений, как методологический метод исследования, дает возможность понять динамику развития института обращений граждан и установить ориентиры его совершенствования.
Объект исследования: отношения, возникающие в связи с приемом и обработкой анонимных писем.
Предмет исследования: нормы российского права, определяющие особенности приема и обработка анонимных писем.
Цель исследования: исследовать особенности приема и обработки анонимных писем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды обращений граждан;
- исследовать особенности правового регулирования порядка приема сообщений о преступлениях в органах внутренних дел;
- исследовать особенности регистрации анонимных обращений в органах внутренних дел;
- рассмотреть проблему неопределенности закона в части рассмотрения анонимных обращений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в деятельности правоприменительных органов.
1 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С СООБЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
1.1 Понятие и виды обращений граждан
На сегодняшний день основополагающим нормативным правовом актом, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан выступает Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4]. Закон предписывает государственным органам и организациям, осуществляющим публичные функции, принимать и рассматривать обращения граждан не нарушая права и свободы других граждан, акцентируя внимание на безвозмездном порядке рассмотрения обращений. Помимо этого он предусматривает сохранение конфиденциальности всех обращающихся граждан и предоставляет гарантии безопасности заявителей от преследования органов управления и должностных лиц за критику в их адрес.
Следует обратить внимание на то, что данный закон регулирует порядок рассмотрения обращений, направленных в государственные органы исключительно гражданами Российской Федерации.
Несмотря на значительное количество изменений и дополнений в данный документ, на сегодняшний день остается ряд областей в сфере работы с обращениями граждан, где требуется теоретическая проработка. Например, целесообразно на законодательном уровне дать более точную регламентацию как самого понятия, так и классификации обращений граждан. Согласно Федеральному закону под «обращением гражданина» понимают «направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления». Указанная формулировка, по мнению В.А. Мещерягина, не содержит характерных признаков данного правового явления, основывается на перечислении видов обращений, и поэтому не может быть признана удачной [18, c. 72]. А.А. Титов считает, что ст. 4 Федерального закона следует дополнить такими видами обращений, как запрос, ходатайство, сообщение [20, c. 48]. На примере работы с обращениями граждан в органах внутренних дел Российской Федерации, можно сказать, что мнение В.А. Мещерягина и А.А. Титова абсолютно справедливо.
Обращения можно разделить на виды по форме их выражения. Они могут быть как письменными, так и устными. При этом письменные обращения реализуются в классической форме, например, почтовым письмом, либо в электронном формате. Устные обращения осуществляются на приеме соответствующего должностного лица, либо по телефону.
В соответствии с принципом разделения властей, провозглашенным в Российской Федерации, можно классифицировать обращения в зависимости от того, какой орган государственной власти и. соответственно, должностное лицо выступает его адресатом. Так, выделяют обращения в органы исполнительной власти, к которым относятся министерства, службы и агентства как федерального, так и регионального уровня. Обращения в органы законодательной власти: Государственную Думу, Совет Федерации, высшие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Обращения в органы судебной власти: Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды всех инстанции.
В продолжение предпринятой классификации обращений, их можно разбить в зависимости от уровня органа, который выступает адресатом обращения. Так, можно выделить обращения, направляемые в органы федеральной власти, при этом нельзя не отметить отдельно подачу обращения в территориальный орган федерального органа власти. Далее это региональный уровень – обращения в органы власти субъекта Российской Федерации. Также это обращения в органы местного самоуправления. Допустимо говорить и о локальном уровне: обращения в администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.