Введение
Глава 1. Теоретические основы обязательного страхования в России
1.1. Экономическая сущность обязательного страхования
1.2. Классификация обязательного страхования
1.3 Нормативно-правовая база регулирования обязательного страхования в России
Глава 2. Анализ современного состояния обязательного страхования в России и перспективы его развития
2.1. Анализ тенденций развития обязательного страхования в России
2.2 Оценка структуры обязательного страхования в России
2.3 Проблемы и перспективы развития обязательного страхования в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность. Сегодня, когда основной упор делается на широкое развитие обязательных видов страхования, может сложиться ситуация, когда без внимания останутся интересы потребителя. Именно поэтому можно считать, что реализация Концепции в ее нынешнем виде не сможет обеспечить полноценного решения основных задач, стоящих перед страховой отраслью в нашей стране, в ней наиболее полно рассмотрены вопросы совершенствования контроля и надзора за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховщиков, развития обязательных видов страхования, но совершенно не достаточно внимания уделено вопросам развития добровольного страхования.
Отметим, что обязательное страхование является важным сегментом в страховой деятельности. Оно позволяет государству ограничить финансовую ответственность за некоторые социально значимые потери, которые ему бы иначе пришлось компенсировать.
Всё вышесказанное актуализирует избранную тему исследования.
Объектом исследования выступает обязательное страхование в РФ.
Предметом исследования является оценка современного состояния, проблемы и перспективы развития обязательное страхование в РФ.
Цель данной работы изучение современного состояния обязательного страхования, выявление проблем, препятствующих его дальнейшему развитию.
Задачами исследования являются:
- Рассмотреть экономическая сущность обязательного страхования 2. Привести классификацию обязательного страхования.
- Изучить нормативно-правовую базу регулирования обязательного страхования в России.
- Провести оценку структуры обязательного страхования в России.
- Определить проблемы и перспективы развития обязательного страхования в России.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых-правоведов: Б. Х. Алиева, Е. С. Макаровой, В. В. Рассохина, Л. Г. Скамай, И. А. Судариковой, И. В. Твердовой, И. П. Хоминича и др.
Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также иные федеральные законы и подзаконные акты.
Структура работы, обусловленная целью исследования и вытекающими из нее задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы обязательного страхования в России
1.1. Экономическая сущность обязательного страхования
Обязательное страхование состоит в обязательности того или иного вида страхования. Данная форма страхования может быть введена только федеральным законом, устанавливающим в том числе условия и порядок проведения любого вида обязательного страхования. Это требование государства предполагает, что обязательные виды страхования не могут быть введены в действие иным образом, нежели чем через принятие федерального закона, что одновременно предполагает распространение принятого закона на всех определенных законом граждан или юридических лиц.
Отметим, что федеральный закон о виде обязательного страхования должен не только декларировать его обязательность, но и содержать основные (существенные) условия страхования, такие как: перечень подлежащих страхованию имущественных интересов, минимальные размеры страховых сумм, перечень страховых рисков, на случай наступления которых проводится страхование, порядок и условия выплаты страхового возмещения и страховых сумм при наступлении страховых случаев, основные права и обязанности сторон, а также условия доступа страховых организаций к проведению этого вида обязательного страхования.
Обязательное страхование реализуется за счет страхователей, за бюджетные средства в качестве одного из видов государственного страхования. Обязательное медицинское и пенсионное страхование – неотъемлемая часть системы обязательного страхования в России.
Для более глубокого раскрытия содержания обязательного страхования целесообразно определить принципы, на которых оно строится.
В.Б. Гомелля выделяет основные принципы, характеризующие порядок осуществления обязательного страхования в Российской Федерации [1]:
- законодательная основа, которая жестко регламентируется;
- автоматический характер осуществления обязательной формы (даже без подачи заявления);
- независимость страхователя от уплаты страховых взносов;
- бессрочность страхования;
- нормирование страхового обеспечения по страховой оценке;
- сплошной охват объектов страхования, указанных в законе;
- независимость страхового обеспечения от желания и платежеспособности страхователя.
Сахирова Н.П. к ним также относит [2]:
- публичность страховых отношений, отражает степень открытости и разглашения представленных сведений, исходя из законодательно установленных договорных отношений;
- унифицированность набора страховых услуг, означает заранее установленный законодательством перечень видов страхования, подлежащих обязательному их проведению;
- тарификация по минимальной ставке, т. е. установление заранее определенной тарифной ставки по обязательным видам страхования, отражающей минимальный уровень цены страхового риска. Это связано со всеобщностью участия, доступностью страхового покрытия и затратного механизма в системе обязательного страхования;
- обязательность возмещения ущерба. Данный принцип отражает цель, сущность и идею самой системы обязательного страхования. Вне зависимости от обстоятельств страхового случая и других факторов страховые выплаты всегда уплачиваются пострадавшим лицам в установленные законом сроки.
На наш взгляд, сфера применения вида обязательного страхования и правовые основы его проведения также соответствуют принципам:
- открытость информации об основных условиях осуществления обязательного страхования;
- реальная возможность выполнения страховщиками и другими лицами своих обязательств по договору страхования;
- условия ответственности сторон договора страхования и иных лиц, в том числе государства.
Государство в нормативных актах либо в законодательном порядке определяет перечень объектов подлежащих обязательному страхованию, размеры страховых сумм, а также правила обязательного страхования.
На граждан законодательно не возложена обязанность страхования жизни и здоровья. Данное страхование производится только на добровольной основе. Однако банки в нарушение законодательства при оформлении кредита заставляют граждан страховать жизнь и здоровье.
Кроме того, если у юридических лиц в оперативном управлении или хозяйственном ведении имеется государственное или муниципальное имущество, то на них может быть возложена обязанность страхования данного имущества.
Если потребность в защите порождается страхом, а способность защищать знания из-за этого страха, потребностью в соответствующих натуральных или денежных средствах, с помощью которых можно обеспечить сохранность имущества, личных и иных интересов людей, то можно сказать, что вступила в силу система страхового покрытия.
Таким образом, страховое покрытие можно определить, как воспринимаемую необходимость создания физическими и юридическими лицами специального страхового фонда для восстановления имущества, здоровья, инвалидности и доходов физических лиц как участниками создания этих фондов, так и третьими лицами.
Социальная практика за длительный период времени выработала три основные формы организации страхового фонда: централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые бюджетными и иными государственными фондами. Формирование этих фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды доступны правительству.