Актуальность. Опека и попечительство остаются наиболее распространенными формами заботы о гражданах, не обладающих дееспособностью в полном объеме. В отношениях, возникающих из опеки и попечительства, заложен огромный потенциал, позволяющий охранять и защищать права и законные интересы нуждающихся в заботе лиц.
Правовое регулирование отношений опеки и попечительства до сих пор остается одним из самых важных и востребованных тем для исследования. Поэтому вопросы, связанные непосредственно с опекой и попечительством, нуждаются в обсуждении и в совершенствовании.
Наилучшей средой для развития детей является семья. На этом держится вся основа воспитания, все заинтересованные стороны должны обеспечить усилия по поддержанию и расширению прав и возможностей семей осуществлять свои функции по уходу, защите и расширению прав и возможностей детей. Государство, через опекунов и попечителей предоставляет возможность детям и ограниченным в дееспособности полностью или частично гражданам, возможность защищать, охранять и даже осуществлять права и интересы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате установления опеки и попечительства и проблем правового регулирования.
Предметом исследования являются нормы права, устанавливающие особенности правового регулирования опеки и попечительства.
Степень разработанности темы. В отечественном гражданском и семейном праве достаточно уделяется внимание изучению вопросов, связанных с опекой и попечительством.
Среди авторов, уделявших внимание данным вопросам, следует отметить таких как А.Н. Борисов, О.С. Довыденко, А.В. Галстян, П.В. Крашенинников, Е.Г. Куропацкая, Л.Ю. Михеева, Г.А. Магдесян, A.M. Нечаева, Н.Н. Петурова, А.С. Степанян, Т.О. Урумова и других. И.М. Осмоловская, И.Ю. Семенова характеризует роль органов опеки и попечительства как гаранта прав несовершеннолетних в современной России. Большой вклад в углубленную разработку теоретических положений в рассматриваемой проблеме внесли О.В. Бессчетнова, М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, О.А. Селиванова, С.А. Беличева, Е.И. Холостова, М.В. Антокольская. Л.Ю. Михеева разрабатывает способы совершенствования института опеки и попечительства, также, рассматривает данную тему кандидат социологических наук, Хорошкевич Н.Г. Захаров Г.В. изучает опыт деятельности органов опеки и попечительства с приемными семьями.
Целью работы является комплексный анализ опеки и попечительства, современного состояния и проблем правового регулирования.
Для достижения цели нами сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность института опеки и попечительства, современное состояние;
- изучить правовую природу опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- определить права и обязанности опекунов и попечителей, проблемы правового регулирования;
- исследовать исполнение обязанностей опекунов и попечителей, проблемы правового регулирования.
Методологическую базу составляет диалектический метод познания, а также общенаучные методы познания: анализ, в том числе исторический, синтез, индукция, дедукция, и работа с литературой. Также применены специальные юридические методы, такие как: метод сравнительного правоведения, изучение судебной практики и формально-юридический метод.
При написании настоящей работы использовались труды таких авторов как: М.В. Антокольская, Е.П. Бурдо, А.А. Власов, В.М. Гребенникова, Д.Ю. Гришмановский, А.И. Щербина, А.В. Зацепина, Р.Б. Касенов, И.Л. Корнеева, С.Н. Котарев, Н.В. Летова, Н.И. Матузов, М.А. Мельничук, Н.В. Минина, С.Н. Рождественский, Д.Б. Савельев, Н.Н. Тарусина, А.А. Тебиев, С.С. Чекулаев и др.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и сущность института опеки и попечительства, современное состояние
Становление опеки как государственного учреждения связано с началом эпохи правления Петра I. В период его правления появляются органы - магистраты, в обязанность которых входило назначение опекунов, наблюдение за ними и за тем, как они осуществляют опеку.
Во время Второй мировой войны была разработана специальная программа спасения детей, в первую очередь, воспитанников детских домов, а также появилось движение за создание фонда помощи детям, благодаря которому были построены детские здравницы, детские дома и возродилась практика передачи детей-сирот в семьи.
В послевоенный период, когда опасность для жизни была преодолена, когда у государства не было возможности оказания должной поддержки семьям, передача детей на воспитание стала редким явлением. Поэтому, патронат начал совмещаться с опекой и попечительством.
В 1980-х годах ввиду серьезных социальных и экономических преобразований в государстве происходит переосмысление деятельности и значения социальной защиты.
Сегодня, институт опеки и попечительства – это комплексный правовой институт поскольку опека и попечительство осуществляется согласно положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 31-40) (далее по тексту - ГК РФ)[1], Семейного кодекса Российской Федерации (главы 18 и 20) (далее по тексту - СК РФ)[2], а также Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее по тексту - Закон №48-ФЗ)[3].
Ст. 31 ГК РФ устанавливает общую цель опеки и попечительства – защита интересов лиц с ограниченной дееспособностью и осиротевших детей. Закон № 48-ФЗ устанавливает различия между данными формами обеспечения лиц, уточняет функционирование каждого института, регламентирует отношения между сторонами опеки, а также стремится перевести данные общественные отношения преимущественно в гражданско-правовую систему, семейное право в законе упоминается лишь «вскользь».
Сферу опеки и попечительства регулирует и множество иных федеральных законов, которые подразделяются на базовые (устанавливают основы правового регулирования) и сегментарные (определяют ту или иную специфику опеки и попечительства, в зависимости от правового статуса субъектов, организации и т.д.).
Стоит отметить, что принятые на уровне субъектов или местного самоуправления нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральным законам, они могут лишь дополнять принятые Государственной Думой законы.
В связи с таким широким разнообразием источников правового регулирования опеки и попечительства в России следует отметить, что с давних пор в научном сообществе ведется дискуссия относительно того, институтом какой отрасли права являются опека и попечительство. Изначально институт опеки относился только к гражданскому праву, так как отношения между субъектами опеки в дореволюционный период регулировались нормами гражданского права в отношении распоряжения имущества опекаемого.
Российский законодатель пришел к выводу о необходимости отнесения опеки и попечительства к ведению гражданского права. В результате нормы об опеке и попечительстве закреплены в действующем ГК РФ. В настоящий момент опека и попечительство стали относиться к обеим отраслям права: гражданскому и семейному праву[4]. В более поздний период (после принятия современного ГК РФ) данная дискуссия была продолжена. Многочисленные дискуссии возникают по поводу определения отраслевой принадлежности института опеки (попечительства). К примеру, И. Л. Корнеева отмечает, что институт опеки и попечительства основан на нормах преимущественно трех отраслей права – семейного, гражданского и административного, а потому данный институт является комплексным[5]. А.М. Нечаева рассматривая опеку и попечительство в качестве гражданско-правового института. В учебнике по семейному праву под авторством М.В. Антокольской комплексный характер института опеки и попечительства объясняется тем, что он представляет собой не только форму устройства детей в семью, но и способ восполнения дееспособности, защиты прав и интересов лиц, причем как несовершеннолетних, так и достигших совершеннолетия, но нуждающихся в опеке и попечительстве в силу признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными[6].
Вместе с тем в каждой из отраслей права имеются свои особенности.
Опеку и попечительство можно считать смешанным институтом как гражданского, так и семейного права, поскольку цели опеки взаимосвязаны.
Официальное определение опеки и попечительства дано с точки зрения гражданского права в ст. 2 Закона № 48-ФЗ.
На сегодняшний день законодательство нуждается в уточнении, является широким и не содержит особенностей рассматриваемого понятия. Неопределенность легального понятия вызывает наличие множественных подходов к понятию опеки и попечительства в правовой литературе, поэтому к настоящему времени единого общепринятого определения не сложилось.
Учитывая многоаспектность данного института представляется, что для рассмотрения каждого аспекта можно использовать то или иное понятие, раскрывающее необходимую суть для правоприменителя.