ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Позиции российских компаний в международной торговле услугами, теории мировой торговли
1.2 Виды мировой торговли
1.3 Тенденции и прогнозы развития международной торговли
ГЛАВА 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Предпосылки процессов глобализации
2.2 Потенциальные проблемы и опасности глобализации в мировой экономи
2.3 Способы урегулирования угроз в мировой торговле, возникших в результате всемирной глобализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Торговля услугами в мире развивается стремительно, опережая темпы роста торговли товарами. Динамику развития международной торговли услугами определяет ряд долговременных факторов экономического развития.
Научно-технический прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере в экономике. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. В конце прошлого века в сферу услуг стран, занимающих лидирующие позиции в мировой торговле услугами, направлялось боле 2/3 всей потребляемой информационной техники.
В сфере услуг наибольшее значение приобретает функционирование транснациональных корпораций (ТНК), поскольку именно в этом секторе формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии.
В настоящее время активно развивается глобализация, которая играет большую роль в развитии мировой экономики и международных отношений, в частности. Этот процесс культурного, экономического, политического и религиозного объединения стран мира представляет собой изменение структуры мирового хозяйства, т.е. происходит формирование единой сетевой рыночной экономики или иначе говоря разрушается национальная независимость отдельно взятых государств.
Мнение политологов, экономистов и других экспертов по поводу глобализации неоднозначны. Одни считают ее средством дальнейшего прогресса экономики, а другие усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе.
Увеличение движения товаров, капитала, услуг приводит к более устойчивым торгово-экономическим связям, также оно позволяет устранять препятствия в международных отношениях и появиться новым торговым объединениям. Актуальность и значимость данной темы, по моему мнению, возникает именно благодаря взаимосвязи этих фактов.
Объектом данного исследования выступает мировая экономика, предметом – экономические отношения, складывающиеся внутри нее.
Цель работы состоит в описании глобализационных процессов в мировой экономике и выявлении возникающих в них проблем.
Альтернативы глобализации нет, поэтому основное внимание уделено исследованию угроз (проблем), которые она несет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность глобализации, предпосылки ее развития и ряд проблем, возникающих в ее процессах и методы борьбы с ними.
Методика исследования является комплексной и предполагает использование следующих методов:
1) анализа и синтеза;
2) системного подхода;
3) методов индукции и дедукции; 4) исторического и логического методов.
Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых разделена на 3 параграфа, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Позиции российских компаний в международной торговле услугами, теории мировой торговли
В российской практике услуга рассматривается как результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям. Такое определение было выработано еще в 1993 г. для Системы национальных счетов и используется Центральным банком РФ для целей анализа и статистики [1].
Под международной торговлей услугами понимается совершение операций между резидентами и нерезидентами страны, как это было сформулировано в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с послед. изм. и доп.).
В международном обмене услугами основными для России формами, в отличие от большинства развитых стран, являются в отношении экспорта – трансграничная торговля, а в отношении импорта – потребление услуг физическими лицами за рубежом. Что касается иностранных компаний на территории России, поставляющих услуги через коммерческое присутствие, то она не велика. Объемы продаж услуг через коммерческое присутствие зарубежных компаний в России также не значительны, что определяется слабым участием иностранного капитала в развитии национальной экономики в целом. Также не развит сбыт услуг за рубежом через коммерческое присутствие российских юридических и физических лиц. Таким образом, как по структуре поставок, так и по их способам торговля услугами России не отражает те прогрессивные сдвиги, которые происходят на глобальном уровне.
Динамика развития торговли услугами в России отличается от общемировых тенденций. Если в мире темпы роста торговли услугами опережают темпы торговли товарами, то в российской действительности ситуация обратная. За период с 1995 по 2012 г. стоимость экспорта товаров выросла в 6,2 раза, экспорта услуг – в 5,8 раза. Отношение экспорта услуг к экспорту товаров в 1995 г. составляло 12,7%, в 2012 г. – 10,3%. В отличие от торговли товарами торговля услугами складывается с отрицательным сальдо. В 2012 г. оно составило 46,5 млрд долл, (в 2011 г. – 35,9 млрд долл.). При этом наиболее значительным оно было по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, финансовых, страховых, большинства деловых услуг. Российская официальная статистика ведется по следующими видам услуг: транспортные, поездки и прочие, в которые включены услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные, прочие деловые, услуги в сфере культуры и отдыха и государственные услуги.
Теории мирового хозяйства ориентированы на главную проблему экономики: эффективное использование ограниченных ресурсов в масштабе мирового хозяйства, включая распределение ресурсов между странами, движение товаров и услуг, факторов производства, валютно-кредитных и финансовых ресурсов, а также влияние национального и международного государственного регулирования на эти процессы.
На сегодняшний день существует по меньшей мере 5 теорий международной торговли и несколько теорем [8], [2]:
Таблица 1 – Теории международной торговли
Название
|
Автор и страна возникновения
|
Основные положения
|
1.Меркантилизм
|
Антуан Монкретьен, Франция; Адам Смит, Шотландия
|
Активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
|
2. Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
|
Адам Смит, Шотландия
|
Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.
|
3. Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
|
Давид Рекардо, Англия
|
Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ.
|
4. Теория Хекшера-Олина
|
Эли Хекшер и Бертиль Олин, Швеция
|
Экспортируемые страной товары, должны использовать в производстве относительно избыточный фактор производства, а импортируемые товары - относительный недостаток факторов производства.
|
Продолжение таблицы 1
5. Теория Майкла Портера
|
Майкл Портер, Америка
|
Национальная конкурентоспособность определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
|
6. Теорема Рыбчинского
|
Тадеуш Рыбчинский, Англия
|
Более высокое предложение одного из факторов производства приводит к не пропорционально большому увеличению объёма производства и доходов в отраслях, где данный фактор является более интенсивно используемым, и к уменьшению объёмов производства и доходов (депрессии), в тех отраслях, где интенсивно используемым является другой фактор.
|
7. Теорема Столпера-Самуэльсона
|
Пол Самуэльсон и Вольфганг Столпер, Америка
|
В случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.
|
Теперь отдельно рассмотрим каждый пункт таблицы.
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита подразумевает, что товары и услуги, доступные гражданам, есть реальное богатство государства. Преимуществом обладает та страна, которая производит тот или иной товар больше и дешевле в сравнении с другими странами. Одни государства могут производить товары более эффективно, чем другие, что ведет к повышению производительности страны и квалификации рабочей силы. Эта теория предполагает естественные и приобретенные преимущества. Естественными будут выступать климат, ресурсы, а также территория, приобретенными – способность изготавливать разнообразную продукцию [8].
Теория Давида Рикардо или теория «сравнительных преимуществ» предполагает, что страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Давид считал, что абсолютные издержки (точнее их различия) не являются обязательной предпосылкой международного обмена. Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной [8]. Пример: затраты на производство единичного количества вина в Португалии -- 100 условных единиц (например, фунтов стерлингов), а в Англии -- 3000. В то же время затраты на производство одного и того же количества сукна в Португалии -- 300 единиц, а в Англии -- 350. Тогда Португалия, экспортировав в Англию единичное количество вина, получает эффект в размере 2900 (3000 минус 100) денежных единиц и сможет на эту сумму закупить значительно большее количество сукна, чем если бы она производила его сама. В то же время выгода Англии заключается в том, что, продав сукно в Португалию, она закупит за это сукно значительно большее количество вина, чем если бы она сама его производила.