Актуальность исследования. Состояние внешнеторговых связей - один из важнейших показателей развития интеграционных процессов на территории Российской Федерации (далее - РФ) и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в целом. Масштабы и структура свободного обмена товарами, производимыми его участниками, свидетельствуют об интенсивности экономической интеграции и строительства единого экономического пространства.
Задачей внешней торговли является гармонизация критериев, определяющих товарообмен с третьими странами. Изучение структуры и динамики внешнеторгового оборота РФ позволяет определить масштабы рынка и темпы его роста, оценить перспективные объемы товарооборота с целью планирования производства.
Изучение структуры совокупного оборота позволяет понять, какие товары необходимы рынку в определенный отрезок времени. Внешняя торговля - это торговые отношения страны с другими странами, которые включают в себя импорт и экспорт товаров. Совокупность внешнеторговых отношений между различными странами формирует международную торговлю.
Однако, понятие внешней торговли с позиции ЕАЭС применяется лишь в отношении третьих стран, т. е. к операциям с товарами, реализуемыми и производимыми за пределами интеграционного пространства. Остальные товары, являющиеся предметом торговли между резидентами стран ЕАЭС, считаются особой категорией «товаров ЕАЭС», и сделки с ними учитываются уже не как внешняя, а как взаимная торговля.
Таким образом, в рамках ЕАЭС международный товарооборот с точки зрения учета и оценки распадается на две части: внешнюю торговлю, охватывающую операции с третьими странами, и взаимную торговлю, учитывающую операции между странами - членами Союза. Важным элементом торгового соглашения между странами-участницами ЕАЭС является договоренность о круге товаров, которые считаются предметом сделок по взаимной торговле. Все остальные товары, не входящие в эту категорию, относятся к предмету сделок о внешней торговле.
Цель исследования: провести анализ внешнеторговой деятельности РФ в условиях ЕАЭС.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
− рассмотреть подходы к теоретическим основам внешнеторговой деятельности РФ;
− рассмотреть институциональное обеспечение внешнеторговой деятельности РФ;
− проанализировать состояние и динамику развития внешнеэкономической деятельности РФ;
− выявить проблемы и противоречия внешнеторговой деятельности РФ.
Объектом исследования является состояние и динамика развития внешнеэкономической деятельности РФ.
Предметом исследования являются основные направления внешнеторговой деятельности РФ.
Эмпирическая база исследования. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021), О некоторых вопросах применения понятия "уполномоченное изготовителем лицо" в отношении лиц, уполномоченных иностранным изготовителем: решение Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2019 № 10, О специальных экономических мерах и принудительных мерах: федеральный закон от 30 декабря 2006 N 281-ФЗ, базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике импорта стран ЕАЭС, справочная литература, ресурсы сети Интернет, прочие актуальные источники информации.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов А.В. Губина, И.В. Сухаревой, И.Ю. Татаевой, О.С. Зайцевой, Е.С. Специвцевой, Э.Н. Ибрагимовой, Д.В. Корфа, А.В. Кравченко, А.Н. Михайловой, Ю.В. Симоновой, А.В. Пащенко и др.
При написании курсовой работы были использованы общенаучные (анализ, сравнение, описание) и специальные (сбор научных источников, сбор информации, SWOT-анализ) методологические основы исследования.
Структура работы обусловлена выдвинутыми целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
1.1 Подходы к теоретическим основам внешнеторговой деятельности РФ
Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.
Внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе[1].
Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом - посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией[2]:
- трансграничная поставка услуг;
- перемещение потребителей в страну-экспортер;
- учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
- временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.
В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами[3]:
- с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
- с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
- на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
- на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
- российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
- иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
- российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
- иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.
Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу[4].
Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах[5]:
- в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;
- в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
- в форме внешней торговли услугами в других случаях.
Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% валового внутреннего продукта (далее - ВВП) страны образуется в экспортных операциях[6].
Соглашение о купле-продаже товара оформляется внешнеторговым договором. Это коммерческий документ, подтверждающий совершение сделки, он составляется в соответствие с законодательством и обычаями делового оборота и, как правило, включает следующие разделы: преамбула, предмет контракта, срок поставки товара, цена и общая стоимость товара, условия платежа, количество и качество товара, упаковка и маркировка, сдача-приемка товара по количеству и качеству, ответственность за нарушения условий контракта, санкции, основания освобождения от ответственности (форс-мажор), страхование, арбитраж, прочие условия, реквизиты сторон[7].
Документальное сопровождение внешнеторговой сделки включает таможенные, транспортные и коммерческие документы. Таможенные документы - это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. К их числу относится таможенная декларация[8]. Это документ, в котором по установленной форме указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган. Содействие в оформлении таможенных документов предприятиям, ведущим экспортную деятельность, оказывают таможенные представители[9]. Таможенный представитель - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению предприятия. Права, обязанности и ответственность таможенного представителя на территории РФ определены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).