Введение
Глава 1. Теоретические основы управления активами
1.1 Понятия и сущность активов предприятия, и их классификация
1.2 Основные средства организации
1.3 Основные методы анализа активов
Глава 2. Оценка управления активами на примере ОАО «М.Видео»
2.1 Расчёт стоимости активов предприятия
2.2 Методы управления активами
2.3 Отчёт о прибылях и убытках организации. Финансовый результат
Заключение
Список использованных источников
Глава 1. Теоретические основы управления активами
1.1 Понятия и сущность активов предприятия, и их классификации
В настоящее время во всем мире, и в России, в частности, особенно остро стоит проблема повышения эффективности предприятия. Одним из многих инструментов для ее поддержания, используемых финансовыми менеджерами, является управление активами. Для того чтобы наиболее полно получить представление об управлении активами, нужно, прежде всего, несколько углубиться в теоретические основы данной категории. Итак, согласно МСФО [1, с.25] баланс предприятия состоит из актива (левая сторона баланса) и пассива (соответственно правая сторона). Нас интересует в данном случае именно актив, поскольку он отражает имущество, принадлежащее организации на правах собственности. Это имущество именуется, собственно, активами предприятия. Их можно определить как экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Иными словами, активы - это имущество предприятия, эксплуатируемое для получения предприятием выгоды в форме прибыли.
Исходя из приведенных примеров обозначения активов, можно дать общее определение управлению ими, и определить его как деятельность по размещению собственных и привлеченных средств, с целью получения прибыли и минимизации рисков. Иными словами, финансовый менеджер предпринимает ряд мер для того, чтобы активы предприятия использовались с наибольшей эффективностью.
Финансовый толковый словарь Батлера и Джонсона дает несколько иное определение: Управление активами - это управление финансовыми активами компании с целью максимизировать прибыль на инвестированный капитал. Также иногда управление активами предоставляется в качестве инвестиционной услуги, предлагаемой банками и другими финансовыми институтами.
Смысл управления активами состоит в том, что оно объединяет использовавшиеся в течение многих десятилетий отдельные методы, в один скоординированный процесс. Таким образом, основная задача УАП - это скоординированное управление всем балансом банка, а не отдельными его частями. Необходимость управления активами на всех уровнях для предприятий в современных условиях определяется следующими факторами:
— возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках;
— появление новых, сложных продуктов;
— значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов;
— нестабильностью экономики;
— необходимостью координировать деятельность предприятия по всем направлениям;
— высоким потребительским требованиям к продукции (услуги);
— необходимостью координировать действия в рамках управления рисками.
Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам, основными из которых с позиций финансового менеджмента являются:
Форма функционирования активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:
1) Материальные активы. Данная группа включает nt активы предприятия, которые имеют вещественную (материальную) форму. К составу материальных активов предприятия относятся:
— основные средства;
— незавершенные капитальные вложения;
— оборудование, предназначенное к монтажу;
— производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
— запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
— незавершенное производство;
— запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
2) Нематериальные активы, не имеющие натурально-вещественной формы, но ценные для предприятия, такие как капиталовложения в другие компании, «ноу-хау», патентные права, товарный знак, так называемый «гудвилл», и т. д.
3) Финансовые активы - характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию, либо находящиеся в его владении. Примером могут служить денежные активы, дебиторская задолженность, а также краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения:
Активы также подразделяются на виды по характеру участия в хозяйственном процессе и скорости оборота активов:
а) Оборотные (текущие) активы представляют собой совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую операционную деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственного цикла. К ним относят активы всех видов со сроком использования менее одного года.
б) Внеоборотные активы являются совокупностью имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. К ним относятся имущественные ценности всех видов со сроком использования более одного года. Состав внеоборотных активов предприятия включает основные средства, оборудование, нематериальные активы, капитальные и финансовые вложения, и другие виды внеоборотных активов.
По степени ликвидности активов. В соответствии с этим признаком активы предприятия принято подразделять на пять групп:
а) Абсолютно ликвидные активы. К ним относятся активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа. В состав активов этой группы включают денежные средства и иностранную валюту, как в наличной форме, так и на расчетных счетах.
б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов предприятия, которая может быть быстро трансформирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без серьезных потерь своей текущей рыночной стоимости, в случае, если необходимо своевременно обеспечивать платежи по текущим финансовым обязательствам. К ним относят краткосрочные финансовые вложения, а также краткосрочную дебиторскую задолженность.
в) Среднеликвидные активы. К данному виду относятся активы, способные к конвертации в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев. К среднеликвидным активам предприятия обычно относят: дебиторскую задолженность, за исключением краткосрочной и безнадежной, а также запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
г) Группа слаболиквидных активов включает те активы предприятия, которые могут быть трансформированы в денежную форму без потерь своей стоимости лишь по истечении значительного периода времени (более полугода). В современной практике финансового менеджмента к данной группе активов относят:
— запасы сырья и полуфабрикатов;
— активы в форме незавершенного производства;
— основные средства;
— незавершенные капитальные вложения;
— оборудование, предназначенное к монтажу;
— нематериальные активы;
— долгосрочные финансовые вложения.
д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут( они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).
К таким активам относятся:
— безнадежная дебиторская задолженность;
— расходы будущих периодов;
— убытки текущие и прошлых лет
С учетом рассмотренной классификации строится процесс финансового управления активами предприятия.
Таким образом, под управлением активами предприятия следует понимать процесс формирования и последующего регулирования такой структуры активов фирмы, которая обеспечивает достижение определенных стратегий и целей финансового менеджмента.