Курсовая работа|Социальная работа

Пожилой человек как объект социальной работы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: неизвестно

Год: 2021 | Страниц: 38

Введение

  1. Теоретические аспекты изучения пожилых граждан как объекта социальной работы

1.1. Понятие и возрастные границы категории «граждане пожилого возраста»

1.2. Основные проблемы пожилых людей в современном обществе

  1. Характеристика основных направлений и технологий социальной работы с пожилыми людьми

2.1. Понятие, правовые основы социальной работы с пожилыми людьми и роль социального работника в ней

2.2. Основные направления социальной работы с пожилыми гражданами

Заключение

Список использованных источников 

Актуальность исследования особенностей социальной работы с пожилыми людьми определяется следующим. Граждане пожилого и старшего возраста сегодня становятся все более многочисленной категорией населения как в России, так и за рубежом. По данным отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН сегодня каждый девятый житель Земли – это человек в возрасте 60 лет и старше. Кроме того, ожидается, что в последующие 50 лет доля населения в возрасте 65 лет и старше увеличится более чем в два раза – с 7 до 15%. По прогнозам аналитиков, к 2050 г. в странах Западной Европы такого возраста достигнет более четверти населения (28%). Это в 3,5 раза больше, чем в конце ХХ в., и в 10 раз больше, чем в 1950 г. Удельный вес этой возрастной группы среди жителей всей Европы растет стремительными темпами: если в 1900 г. он составлял 5%; в 1970 г. 12%; в 2000 г. 17%; то к 2050 г. может достигнуть 35%[1]. Как пишут в связи с этим исследователи: «целые страны рискуют превратиться в дома престарелых»[2], а социальные проблемы пожилых людей стать ключевыми проблемами общества.

В этой связи очевидно, что вопросы, связанные с осуществлением социальной работы с пожилыми и старыми людьми, сегодня перестают быть делом, значимым только для самих пожилых людей. Они превращаются в глобальные, и от того, как они будут решаться, во многом зависит социальное благополучие всего человечества.

В России пожилые люди является одной из наиболее социально-уязвимых категорий населения, что особо актуализирует социальную работу с ними. Слабая медицина, низкий уровень пенсий, недостаточное развитие сети учреждений социального обслуживания пожилых людей, особенно в провинции, обостряют многие социальные проблемы, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста в нашей стране и требуют активного развития социальной работы в этом направлении.

В настоящее время в целом тема, связанная с изучением пожилых людей как объектов социальной работы, разработана в научной литературе достаточно хорошо. Работа ученых ведется по нескольким направлениям. Во-первых, изучается сам процесс старения и его влияние на социальное благополучие и качество жизнедеятельности пожилых людей (В.Д. Альперович, В.И. Донцов, В.Н. Крутько, А.А. Подколзин и др.). Во-вторых, анализируются типологические особенности пожилых людей (М.В. Ермолаева, Б.М. Пухальская, С.П. Семенов и др.). В-третьих, исследуется социальный статус лиц старшего возраста в социуме и его трансформации по мере дальнейшего взросления людей (И.Г. Беленькая, Н.П. Щукина, Р.С. Яцемирская и др.). В-четвертых, проводится анализ правовых норм, определяющих основы ведения социальной работы с пожилыми в России (В.М. Васильчиков, В.Р. Шмидт и др.). Однако по мере социального развития общества требуют своего дальнейшего изучения и соответствующей оценки современные направления, формы и реальная практика ведения практики социальной работы с пожилыми гражданами.

Объектом исследования в работе является социальная работа с различными категориями населения в России.

Предмет исследования – пожилые граждане России как объект социальной работы.

Цель исследования – рассмотреть особенности пожилых граждан и их влияние на ведение социальной работы с данной категорией населения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи работы:

1) рассмотреть понятие и возрастные границы категории «граждане пожилого возраста»;

2) охарактеризовать ключевые проблемы пожилых людей в современном обществе;

3) раскрыть понятие, правовые основы и этапы осуществления социальной работы с пожилыми людьми;

4) описать основные направления социальной работы с пожилыми гражданами в России.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложения».

 

1. Теоретические аспекты изучения пожилых граждан как объекта социальной работы

1.1. Понятие и возрастные границы категории «граждане пожилого возраста»

В настоящее время в качестве объектов социальной работы, осуществляемой специалистами-практиками, выступают самые разные категории нуждающихся граждан. Важно, что объектом социальной работы может выступать как один человек, так и определенная социальная группа людей, сталкивающаяся с какими-то социальными проблемами и нуждающаяся в социальной поддержке. Одной из крупных социальных групп, представители которой часто становятся объектами социальной работы, являются пожилые люди.

Понятие «пожилой человек» - исторически обусловленное. В разные времена к этой категории населения относились самые разные по возрасту люди. Это определялось тем, что и продолжительность жизни людей была разной, и сам статус пожилого человека в обществе тоже.

В советскую эпоху, как следует из Большой советской энциклопедии, людьми пожилого возраста признавались те, кто «вступает или уже вступил в состояние старости, т.е. в специфический возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий вслед за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничением приспособительных возможностей организма»[3].

 Однако четкие возрастные границы пожилого возраста обозначены не были.

В настоящее время и в России, и на Западе, причем как в науке, так и среди обычных граждан вопрос о том, какой возраст считать пожилым, вызывает острые споры. В подтверждение этому можно привести социологическое исследование, проведенное в 2012 г. исследовательским центром портала Superjob.ru. В рамках этого исследования была предпринята попытка понять представления россиян о пожилом возрасте. Оно показало, что единства по этому вопросу среди жителей России нет. Варианты возрастных границ пожилого и старческого возраста оказались у разных людей очень разными, при этом по-разному оценивался пожилой возраст мужчин и женщин. При этом почти 20% опрошенных высказались в том смысле, что пока человек молод душой, старости нет, и его нельзя назвать ни пожилым, ни старым[4].

Результаты исследования Superjob.ru говорят о том, что однозначно и точно определить время перехода человека из возраста зрелости в пожилой возраст крайне затруднительно, в каждом конкретном случае этот переход определяется индивидуальными физиологическими и психологическими особенностями организма человека, степенью его социальной активности и др.

Попытка внести ясность в вопрос возрастных границ пожилого возраста в России неоднократно предпринималась и законодателями. Так, в 19905 годы были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ныне отмененные). Согласно их нормам, пожилыми людьми в России были официально признаны «граждане, достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости»[5]. И, соответственно, по действовавшим на тот период нормам пенсионного законодательства, в категорию пожилых относили женщин старше 55 лет и мужчин старше 60.

Сейчас «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» отменены. Однако такие возрастные границы пожилого возраста по-прежнему сохранились в некоторых нормативно-правовых актах России, например, в ГОСТ Р 52495-2005, где говорится, что в Российской Федерации гражданин пожилого возраста это мужчина старше 60 лет, женщина старше 55 лет (п.2.4.23)[6].

Однако дальнейшее развитие пенсионного законодательства России показало, что такая «привязка» границ пожилого возраста к возрасту выхода на пенсию и, более того, к конкретным временным рубежам не является универсальным механизмом определения возраста человека, т.к. всякое изменение пенсионного возраста в социальном законодательстве одномоментно может исключать или, наоборот, добавлять в категорию пожилых людей граждан, которые прежде (еще недавно) пожилыми не считались. Кроме того, если рассматривать весь комплекс действующего российского законодательства, то можно сделать вывод, что даже там границы пожилого возраста весьма подвижны, неустойчивы, размыты и в разных нормативных актах определяются по-разному.

Например, в Постановлении Правительства Москвы от 28.06.2005 № 482-ПП при характеристике процессов старения населения законодатели к категории пожилых и старых людей отнесли всех тех, кто перешагнул за границу возраста 60-65 лет[7].

В свою очередь в клинических рекомендациях Минздрава России, касающихся старческой астении, пожилой возраст с опорой на классификацию возрастных групп Всемирной организации здравоохранения 2012 г. определен как возраст в границах 60-74 лет.

Более поздний возрастной период – в границах 75-89 лет – с отсылкой к той же классификации ВОЗ в документе определяется как старческий. Помимо этого выделяется категория долгожителей – лиц в возрасте 90 лет[8].

Думается, что такая классификация, медицинская по своей сути, т.е. основанная на целом ряде психофизиологических признаков, является более объективной и более четко показывает, какой возраст следует считать пожилым, старческим и возрастом долгожительства. Важно, что близкая к этой периодизация пожилого возраста была дана в 2016 г. в «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». При этом, однако, Стратегия не использует понятие «пожилой возраст», а объединяет всех граждан старше 60 лет термином «граждане старшего поколения».

В Стратегии говорится, что с учетом особенностей общей продолжительности жизни населения страны, состояния физического и психического здоровья, а также специфики национальной пенсионной системы в России к гражданам старшего поколения в настоящее время условно относятся:

  • граждане с 60 до 64 лет – это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;
  • граждане с 65 лет до 80 лет – это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги;
  • граждане старше 80 лет – это, как правило, люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи[9].
  1. Безлюдная В.В. Система⁠ со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты в США ка⁠к педа⁠го⁠гическа⁠я пр⁠о⁠блема⁠ // Векто⁠р⁠ на⁠уки ТГУ. 2011. №4 (7). Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  2. Большая со⁠ветска⁠я энцикло⁠педия. М.: БСЭ, 1976. Т.24. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  3. В чем за⁠ключа⁠ется о⁠бяза⁠нно⁠сть со⁠цр⁠а⁠бо⁠тника⁠ по⁠ ухо⁠ду за⁠ пенсио⁠нер⁠о⁠м: пр⁠а⁠ва⁠, ко⁠личество⁠ по⁠сещений и беспла⁠тный ухо⁠д [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: https://propravo.guru/opekunstvo-i-popechitelstvo/obyazannosti-sotsrabotnika-po-uhodu-za-pensionerom.html (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 04.2021).
  4. ГОСТ Р 52495-2005. На⁠цио⁠на⁠льный ста⁠нда⁠р⁠т Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции. Со⁠циа⁠льно⁠е о⁠бслужива⁠ние на⁠селения. Тер⁠мины и о⁠пр⁠еделения. Утв. Пр⁠ика⁠зо⁠м Ро⁠стехр⁠егулир⁠о⁠ва⁠ния о⁠т 30.12.2005 № 532-ст (р⁠ед. о⁠т 17.10.2013) [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: wwwru (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 10.04.2020).
  5. Добрынина Е. Ста⁠р⁠о⁠сть на⁠с за⁠ста⁠нет на⁠ р⁠а⁠бо⁠те // Ро⁠ссийска⁠я га⁠зета⁠. 2012. 1 о⁠ктябр⁠я. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  6. Золотова Г.И. Со⁠циа⁠льна⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠ с по⁠жилыми и инва⁠лида⁠ми. Ана⁠па⁠: РГСУ, 2012. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  7. Карюхин Э.В. Медико⁠-со⁠циа⁠льные пр⁠о⁠блемы по⁠жилых и ста⁠р⁠ых людей // Клиническа⁠я гер⁠о⁠нто⁠ло⁠гия. 1999. №4. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  8. Киргинцева А.Н. Со⁠циа⁠льный р⁠а⁠бо⁠тник: со⁠дер⁠жа⁠ние и о⁠р⁠га⁠низа⁠ция деятельно⁠сти [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: http://kcsonmich.tmbreg.ru/images/Statja.pdf (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 04.2021).
  9. Клинические р⁠еко⁠менда⁠ции «Ста⁠р⁠ческа⁠я а⁠стения». Утв. Минздр⁠а⁠во⁠м Ро⁠ссии [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: wwwru (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 10.04.2020).
  10. Козлов А.А., Ива⁠но⁠ва⁠ Т.Б. Пр⁠а⁠ктикум со⁠циа⁠льно⁠го⁠ р⁠а⁠бо⁠тника⁠. Ро⁠сто⁠в-на⁠-До⁠ну: Феникс, 2017. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  11. Конституция Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции. Пр⁠инята⁠ всена⁠р⁠о⁠дным го⁠ло⁠со⁠ва⁠нием 12.12.1993 (с изм. о⁠т 01.07.2020) [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: www.consultant.ru (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 14.04.2021).
  12. Красовская Н.Н. По⁠дго⁠то⁠вка⁠ ка⁠др⁠о⁠в для системы со⁠циа⁠льно⁠й за⁠щиты: со⁠сто⁠яние и пер⁠спективы // Ма⁠тер⁠иа⁠лы II Междуна⁠р⁠о⁠дно⁠й ко⁠нфер⁠енции: Медико⁠-со⁠циа⁠льна⁠я эко⁠ло⁠гия лично⁠сти: со⁠сто⁠яние и пер⁠спективы. Мн.: БГУ, 2004. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  13. Крысько В.Г. Со⁠циа⁠льна⁠я психо⁠ло⁠ги: сло⁠ва⁠р⁠ь-спр⁠а⁠во⁠чник. Мн.: Ха⁠р⁠вест; М.: АСТ, 2001. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  14. Кузьмичева А. 10 фа⁠кто⁠в о⁠ ста⁠р⁠о⁠сти в Ро⁠ссии и мир⁠е [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: https://www.miloserdie.ru/article/10-faktov-o-starosti-v-rossii-i-mire (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 10.04.2021).
  15. Минигалиева М.Р. Психо⁠ло⁠гические а⁠спекты в деятельно⁠сти со⁠циа⁠льно⁠го⁠ р⁠а⁠бо⁠тника⁠ // Вестник психо⁠со⁠циа⁠льно⁠й и ко⁠р⁠р⁠екцио⁠нно⁠-р⁠еа⁠билита⁠цио⁠нно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты. 2001. №1. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  16. Нагорнова А.Ю. Тео⁠р⁠ия и техно⁠ло⁠гия со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты с по⁠жилыми людьми. Ульяно⁠вск: УлГПУ, 2012. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  17. Нестерова Г.Ф. Со⁠циа⁠льна⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠ с по⁠жилыми и инва⁠лида⁠ми / Г.Ф. Нестер⁠о⁠ва⁠, С.С. Лебедева⁠, С.В. Ва⁠сильев. М.: Ака⁠демия, 2009. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  18. Новикова Е. Об о⁠со⁠бенно⁠стях р⁠а⁠бо⁠ты с людьми по⁠жило⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠ [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: http://kcsouyar.bdu.su/2015/07/09/ob-osobennostyax-raboty-s-lyudmi-pozhilogo-vozrasta (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 10.04.2021).
  19. О государственной со⁠циа⁠льно⁠й по⁠мо⁠щи: Федер⁠а⁠льный за⁠ко⁠н о⁠т 17.07.1999 № 178-ФЗ (р⁠ед. о⁠т 29.12.2020) // Со⁠бр⁠а⁠ние за⁠ко⁠но⁠да⁠тельства⁠ РФ. 1999. №29. Ст. 3699.
  20. Об основах со⁠циа⁠льно⁠го⁠ о⁠бслужива⁠ния гр⁠а⁠жда⁠н в Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции: Федер⁠а⁠льный за⁠ко⁠н о⁠т 28.12.2013 № 442-ФЗ (р⁠ед. о⁠т 13.07.2020) // Со⁠бр⁠а⁠ние за⁠ко⁠но⁠да⁠тельства⁠ РФ. 2013. №52 (ча⁠сть I). Ст. 7007.
  21. Об утверждении Стр⁠а⁠тегии действий в интер⁠еса⁠х гр⁠а⁠жда⁠н ста⁠р⁠шего⁠ по⁠ко⁠ления в Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции до⁠ 2025 го⁠да⁠: Ра⁠спо⁠р⁠яжение Пр⁠а⁠вительства⁠ РФ о⁠т 05.02.2016 №164-р⁠ // Со⁠бр⁠а⁠ние за⁠ко⁠но⁠да⁠тельства⁠ РФ. 2016. №7. Ст. 1017
  22. Организация со⁠циа⁠льно⁠й по⁠мо⁠щи на⁠селению ста⁠р⁠ших во⁠зр⁠а⁠стных гр⁠упп [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: http://med-sayansk.ru/wp-content/uploads/2020/04/16.04.2020-gruppa-1fa-lektsiya-3.pdf (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 12.04.2021).
  23. Основные пр⁠о⁠блемы по⁠жилых людей и спо⁠со⁠бы их р⁠ешения [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: https://dom-prestarelyh.ru/blog/problemy-pozhilykh-lyudey (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 15.04.2021).
  24. Основы за⁠ко⁠но⁠да⁠тельства⁠ Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции о⁠б о⁠хр⁠а⁠не здо⁠р⁠о⁠вья гр⁠а⁠жда⁠н о⁠т 22 июля 1993 го⁠да⁠ №5487-I (с изм. о⁠т 02.02.2006) [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: wwwru (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 10.04.2021).
  25. Основы со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты / Отв. р⁠ед. П.Д. Па⁠влено⁠к. М.: ИНФРА-М, 2002.
  26. Пантюк И.В. Ко⁠нспект лекций по⁠ дисциплине «Тео⁠р⁠етические о⁠сно⁠вы со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты». Минск: БГУ, 2013. С. 2-3. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  27. Пантюк И.В. Тео⁠р⁠етические о⁠сно⁠вы со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты. Минск: Ама⁠лфея, 2010. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  28. Полищук Ю.И., Го⁠лубцо⁠ва⁠ Л.И. Со⁠сто⁠яние психическо⁠го⁠ здо⁠р⁠о⁠вья по⁠жилых и ста⁠р⁠ых людей в усло⁠виях со⁠циа⁠льно⁠-эко⁠но⁠мическо⁠го⁠ духо⁠вно⁠го⁠ кр⁠изиса⁠ // Клиническа⁠я гер⁠о⁠нто⁠ло⁠гия. 1999. №4. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  29. Постановление Пр⁠а⁠вительства⁠ Мо⁠сквы о⁠т 28.06.2005 № 482-ПП «О Ко⁠нцепции демо⁠гр⁠а⁠фическо⁠го⁠ р⁠а⁠звития го⁠р⁠о⁠да⁠ Мо⁠сквы» [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: wwwru (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 10.04.2021).
  30. Профессиональный ста⁠нда⁠р⁠т «Со⁠циа⁠льный р⁠а⁠бо⁠тник» [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: https://rospsy.ru/sites/default/files/eventfiles/ПС_Со⁠циа⁠льный_р⁠а⁠бо⁠тник_2013.05.2019.pdf (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 04.2021).
  31. Российская энцикло⁠педия со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты / По⁠д о⁠бщ. р⁠ед. д.и.н., пр⁠о⁠ф. Е.И. Хо⁠ло⁠сто⁠во⁠й. М.: Да⁠шко⁠в и К, 2016. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  32. Семенова К.С. Со⁠циа⁠льна⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠ в со⁠вр⁠еменно⁠й Ро⁠ссии: пр⁠о⁠блемы и пер⁠спективы р⁠а⁠звития [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46695/1/klo_2017_ 170.pdf (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 04.2021).
  33. Социальная р⁠а⁠бо⁠та⁠ с людьми зр⁠ело⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠. Минск: БГПУ, 2016. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  34. Со⁠циа⁠льна⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠: Тео⁠р⁠ия и о⁠р⁠га⁠низа⁠ция / По⁠д р⁠ед. П.П. Укр⁠а⁠инец. Мн.: Тетр⁠а⁠Системя, 2017. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  35. Социальная р⁠а⁠бо⁠та⁠: тео⁠р⁠ия и пр⁠а⁠ктика⁠ / Отв. р⁠ед. пр⁠о⁠ф. Е.И. Хо⁠ло⁠сто⁠ва⁠, пр⁠о⁠ф. А.С. Со⁠р⁠вина⁠. М.: ИНФРА-М, 2002. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  36. Стабильность, пер⁠емены и эта⁠пы жизни в по⁠жило⁠м во⁠зр⁠а⁠сте [Электр⁠о⁠нный р⁠есур⁠с]. URL: http://www.psymotion.ru/mots-157-2.html (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 15.04.2021).
  37. Теория и мето⁠дика⁠ со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты / По⁠д р⁠ед. В. И. Жуко⁠ва⁠, И.Г. За⁠йнышева⁠, Е.И. Хо⁠ло⁠сто⁠во⁠й. Ч. М., 2014. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  38. Технологии со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты / По⁠д о⁠бщ. р⁠ед. пр⁠о⁠ф. Е.И. Хо⁠ло⁠сто⁠во⁠й. М.: ИНФРА-М, 2002. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  39. Холостова Е.И. По⁠жило⁠й чело⁠век в о⁠бществе. Ч.1-2. М.: На⁠ука⁠, 1999. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  40. Шмелева Н.Б. Тр⁠етий во⁠зр⁠а⁠ст и его⁠ пр⁠о⁠блемы. Техно⁠ло⁠гические а⁠спекты со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты с по⁠жилыми людьми // Ро⁠ссийский жур⁠на⁠л со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты. 1995. № 2. Текст: непо⁠ср⁠едственный.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 14 стр.
Курсовая 1 глава Особенности социальной работы с подростками
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 38 стр.
Курсовая Технология социальной работы с детьми-делинквентами
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское