Введение
1.Правовой статус региональных таможенных управлений
1.1. История создания РТУ
1.2.Правовые акты, регламентирующие деятельность РТУ
1.3.Функции и полномочия РТУ
1.4. Права РТУ
1.5. Организация деятельности
- Проблемы и основные направления совершенствования правового статуса РТУ в РФ
2.1 Основные проблемы регулирования правового статуса РТУ
2.2 Направления совершенствования правового статуса РТУ в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется целым рядом факторов реформирование системы исполнительной власти существенно изменило как правовое положение самих сотрудников таможен, так и систему приоритетов решаемых таможенными органами задач, в рамках осуществления государственного управления в установленной сфере деятельности.
4 сентября 2018 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Изменение правового статуса таможенной службы в структуре исполнительной власти Российской Федерации, преобразование Государственного таможенного комитета в Федеральную таможенную службу, отнесение ее подведомственности к Правительству Российской Федерации
Научная разработанность темы. Степень разработанности проблемы. В связи с исторически сложившимися особенностями правового регулирования таможенной службы, а также присущей данному государственному органу специфики, вопросы научного анализа таможенной службы связаны с имеющимся дефицитом обстоятельных работ, посвященных комплексному правовому исследованию этого вида государственной деятельности Вместе с тем, специалистами данной отрасли права и законодательства проведено множество исследований, касающихся вопросов функционирования таможенного ведомства, что отражено в большом количестве научных трудов по таможенной тематике .
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере организации таможенной службы, и ее правового регулирования, а также подходы к решению новых задач в реализации современной внешнеэкономической политики
Предмет исследования. Предметом исследования являются конституционные основы и административно-правовые нормы, регулирующие эти отношения.
Целью исследования. Цель настоящего исследования состоит в изучении вопросов организации таможенной службы под влиянием административной реформы и выявлении специфики административно-прав Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач настоящего исследования
обозначением конституционно-правовых основ организации таможенной службы и административно-правового статуса федеральной таможенной службы
обобщением научных и практических подходов к проблемам организации таможенной службы РФ на основных этапах административной реформы в Российской Федерации, в части касающейся правового регулирования таможенной службы РФ
выделением особенностей правового статуса таможенной службы и сотрудников таможенных органов
Определением перспектив совершенствования законодательства о таможенной службе.
Методология исследования. В работе над настоящим исследованием автор использовал современные достижения методологии науки теории государства и права, применял системный, функциональный, сравнительный и другие методы исследования.
Структура работ. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1.Правовой статус региональных таможенных управлений
1.1. История создания РТУ
Региональные таможенные управления являются нижестоящими по отношению к ФТС России органами. Они начали создаваться с 1991 г., как промежуточное управленческое звено между ГТК России и таможнями.
25 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович подписал указ "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров", положивший начало созданию единой таможенной системы на Руси. Именно эта дата была установлена 4 августа 1995 г. указом президента РФ Бориса Ельцина в качестве профессионального праздника таможенников.
Во второй половине XVII в. сбором таможенных доходов занимался Приказ Большой казны, в ходе петровских реформ таможенная служба перешла в подчинение Коммерц-коллегии, созданной в 1715 г.
С образованием в 1802 г. в Российской империи системы министерств таможенная служба была подчинена Министерству коммерции. С 1811 г., после его ликвидации, управление таможнями было передано в Департамент внешней торговли Минфина. В 1827 г. при министерстве была учреждена пограничная таможенная стража.
После октябрьской революции 1917 г. в Советской России была объявлена государственная монополия внешней торговли. Таможенная служба перешла под контроль созданного в 1918 г. Главного управления таможенного контроля Народного комиссариата (наркомата) торговли и промышленности. В 1920 г. ведомство было преобразовано в Наркомат внешней торговли. С 1946 г. по 1988 г. входило в систему Министерства внешней торговли СССР.
12 февраля 1986 г. впервые в отечественной истории было создано самостоятельное таможенное ведомство - Главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. В 1986-1989 гг. его возглавлял Владимир Базовский.
25 октября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет РСФСР (с 25 декабря 1991 г. РФ), который функционировал вплоть до 2004 г. Пост его руководителя в 1991-1998 г. занимал Анатолий Круглов. В 1994 г. за комитетом была закреплена функция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в России.
9 марта 2004 г. Государственный таможенный комитет был преобразован в Федеральную таможенную службу, подведомственную Министерству экономического развития РФ. Указом президента РФ Владимира Путина от 11 мая 2006 г. ФТС была напрямую подчинена правительству РФ. 16 сентября 2013 г. утверждено ныне действующее положение о службе.
Указом президента РФ от 2 февраля 2015 г. часть функций в сфере валютного контроля были переданы ФТС России от ликвидированной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В 2006-2016 гг. руководителем ФТС являлся Андрей Бельянинов.
4 сентября 2018 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Региональные таможенные управления (РТУ). В состав Федеральной таможенной службы входят региональные подразделения таможни, которые подотчетны ФТС.
РТУ реализуют таможенную политику в регионах, защищает экономические интересы России, вносят предложения по региону, обеспечивают слаженную работу всего ФТС. Все задачи выполняются согласно компетентности регионального таможенного органа. РТУ выполняет функции по контролю за соблюдением нормативно-правовых аспектов, отслеживанию перемещений товаров в регионе, валютных движений, занимается кадровой политикой в региональном управлении.
Таможенная деятельность относится к виду государственной деятельности, проводимой уполномоченными государственными органами с целью установлении порядка и условий перемещения через границу товаров и транспортных средств, порядка и размеров взимания таможенных платежей, вопросов совершения таможенных операций и таможенного контроля. Таможенная деятельность относится к ведению Федеральной таможенной службы (далее ФТС России) – федеральному органу исполнительной государственной власти.
Волков В. Ф. дает определение управления таможенной деятельностью – «скоординированная деятельность законодательных и исполнительных органов власти, направленная на развитие и защиту национальной экономики таможенными методами и средствами»
В управлении таможенной деятельностью в качестве объектов управления выступают специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. К субъектам управления таможенной деятельностью относятся все субъекты таможенных постов, таможен, региональных таможенных управлений (далее РТУ) и ФТС России, обеспечивающие процесс управления (целенаправленное воздействие на коллективы сотрудников, занятых в сфере таможенного дела).
Управление таможенной деятельностью относится к специфическим функциям управления в таможенных органах и включает в себя:
– управление таможенным декларированием и таможенным контролем;
– управление правоохранительной деятельностью;
– управление экономической деятельностью;
– управление деятельностью по правовому регулированию и научнотехническому развитию.
Определения понятий таможенное декларирование и таможенный контроль установлены статьей 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС). «Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров» [9, С. 119].
«Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государствчленов о таможенном регулировании»[9, С. 119].
Таким образом, управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг проблем, которые входят в компетенцию всей вертикали государственной власти – от законодательных органов государства до конкретных таможенных органов.