Курсовая работа|Конституционное право

Особенности видов избирательных систем и процесса реформирования избирательной системы в Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 34

Введение

1 Понятие избирательной системы и ее виды

1.1 Понятие избирательной системы

1.2 Мажоритарная избирательная система

1.3 Пропорциональная избирательная система

1.4 Смешанная избирательная система

2 Особенности избирательной системы Российской Федерации и пути ее реформирования

Заключение

Список использованных источников

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные “выборы”, которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, “народные избранники” традиционно получали по официальным данным 98-99 процентов поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере процесса выборов в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие процедуру выборов и их классификацию.

Цель настоящей работы – исследование особенностей видом избирательных систем и процесса реформирования избирательной системы в Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, задачами настоящей работы являются:

  1. определение понятия избирательной системы в широком и узком смыслах;
  2. классификация избирательных систем;
  3. анализ мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем;
  4. правовой анализ особенностей избирательной системы Российской Федерации и пути ее реформирования.

 

1 Понятие избирательной системы и ее виды

1.1 понятие избирательной системы

В юридической литературе распространены два подхода к пониманию избирательной системы: широкий и узкий.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно [12, с. 46].

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вместе с тем не следует забывать, что правила подведения итогов голосования зависят, кроме способов определения результата, от ряда избирательных действий, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решения об избрании того или иного кандидата. Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

  • образования избирательных округов;
  • выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  • определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;
  • утверждения формы избирательного бюллетеня;
  • определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);
  • проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);
  • замещения вакантных мандатов [13, с. 89].

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента РФ", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", "О формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ". Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
  2. Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению от 29 июня 1990 г. // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
  3. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
  5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 21. - Ст. 1919.
  6. О выборах Президента Российской Федерации : федер. закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.
  7. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федер. закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5497.
  8. О политических партиях : федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822
  10. По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана : постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 № 15-П // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 29. - Ст. 4557
  11. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 № 26-П // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 48. - Ст. 5969
  12. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2018. – 592 с.
  13. Комкова, Г.Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. – М. : Юрайт, 2019. – 464 с.
  14. Авакьян, С.А. Какая избирательная система лучше? / С.А. Авакьян // Размышления конституционалиста: Избранные статьи. - М. : Проспект, 2015. – 450 с.
  15. Шишкина, О.Е.О некоторых теоретических и практических проблемах реализации свободы слова на выборах / О.Е. Шишкина // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - №12. -  С. 44-49 
  16. Фоков А.П. Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российский судья. - 2015. - №7. – С. 10-18
  17. Котегова, М.А. Пропорциональная избирательная система: российский и зарубежный опыт / М.А. Котегова. - М. : Эксмо, 2017. – 342 с.
  18. Конституционное право России / Под ред. Б.С. Эбзеева. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 671 с.
  19. Некрасов, С.И. Конституционное право РФ / С.И. Некрасов. – М. : Юрайт, 2021. – 351 с.
  20. Михалева, Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) / Н.А. Михалева. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2018. - 344 с.
  21. Макарцев, А. А. Проблемы конституционно-правовой институционализации многостепенных выборов в российском избирательном праве  / А. А. Макарцев // Государство и право. - 2016. - №5. - С. 90-93.
  22. Рыжков, Н. Е. Развитие законодательства о финансировании избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений и роль избирательных фондов в его реформировании / Н. Е. Рыжков // Государство и право. - 2017. - №4. - С. 106-110.
  23. Головин, А.Г. Избирательное право России: Курс лекций / А.Г. головин. - М. : Эксмо, 2019. – 389 с.
  24. Юдина, А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (постатейный) / под ред. Н.И. Воробьева / А.Б. Юдина. – М. : Эксмо, 2018. – 468 с.
  25. Васильева, С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции / С.В. Васильева. - М.: Эскмо, 2018 – 268 с.
  26. Советников, И.В. Злоупотребление правом в избирательном процессе / И.В. Советников. – М. : Эксмо, 2016. – 205 с.
  27. Колюшин, Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений / Е.И. Колюшин. - М.: Норма, Инфра-М, 2016 - 384 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское