ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие коммуникативной культуры сотрудников органов внутренних дел
- 1. Общение и коммуникация как ключевые категории коммуникативной культуры
- 2. Коммуникация и ее особенности в сфере правоохранительной деятельности
Глава II. Проблемы коммуникации сотрудников органов внутренних дел с несовершеннолетними
- 1. Девиации и делинквенции в коммуникации несовершеннолетних. Учет этих психологических особенностей в правоохранительной практике
- 2. Общие черты психологической и коммуникативно-педагогической работы сотрудников органов внутренних дел с несовершеннолетними
- 3. Специальные психологические знания, умения и навыки сотрудников ОВД в работе с несовершеннолетними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Работа сотрудников органов внутренних дел, как и множество других профессий, связана с общением. Эта профессия является лингвоинтенсивной, как и профессия учителя, менеджера, врача. Общение играет здесь, пожалуй, ведущую роль. Примерно 80% времени деятельности составляет общение с гражданами (в том числе несовершеннолетними). Посредством общения происходят взаимодействия с другими людьми, так как это один из способов бытия в социальных условиях. Посредством общения происходит информационный обмен и происходит установление таких форм, посредством которых происходит достижение заданного результата.
Выполнение профессиональных задач сотрудниками ОВД характеризуется общением с различными категориями граждан: потерпевшие, свидетели, подозреваемые, обвиняемые и простые граждане. Сотруднику полиции необходимо постоянно соблюдать служебный этикет, который представляет собой совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление отношения к людям.
Для лучшего представления сущности общения традиционно обращаются к научной трактовке. На данный момент, выделяют следующие компоненты коммуникации:
- коммуникация (обмен информацией между общающимися: знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.д.);
- перцепция (восприятие и познание людьми друг друга в процессе общения);
- интеракция – организация взаимодействия между людьми в процессе общения (способы организации информационного обмена в ожидаемых вариантах).
Такой подход к пониманию общения делает прозрачнее и понятнее коммуникативный процесс, указывает на его составляющие, их источники, что позволяет оптимизировать коммуникацию в соответствии с поставленными целями и задачами, оптимизировать общение и достигнуть желаемых результатов.
Сотрудник ОВД обязан расположить к себе людей, и установить контакт с любой категорией граждан, для качественного выполнения профессиональных задач. Так, социально-психологические аспекты коммуникации сотрудников ОВД и несовершеннолетних граждан можно рассматривать: с одной стороны, с точки зрения самого сотрудника полиции (гражданин выступает в роли партнерской «модели» в общении), а с другой стороны как гражданина (как воспринимается сотрудник в «образе» представителя правоохранительных органов).
Сложность, конфликтный и экстремальный характер службы сотрудников ОВД побуждает обратиться к научным изысканиям в области профессионального общения в рабочем коллективе, подозреваемыми, преступниками, гражданами и, особой категорией граждан – несовершеннолетними. Сотрудник ОВД должен обладать выдержкой, тактом, знать основы профессиональной этики, уметь использовать психологические приемы в конфликтных ситуациях, требующих решительности и четкости их разрешения, при этом оставаясь максимально деликатным и сдержанным. Для более профессионального общения, сотрудник органов внутренних дел должен разбираться в психологии общения с различными группами лиц, принимать во внимание массу биологических и социальных факторов коммуникации, уметь делать выводы на основании фактов и собственных наблюдений, учитывать эти особенности в своей деятельности для оптимизации результата.
Актуальность работы обусловлена масштабами проблемы эффективной коммуникации сотрудников правоохранительных органов, основной задачей которых является социальная реабилитация, а также профилактика и воспитательная работа среди несовершеннолетних, с особой категорией граждан – несовершеннолетними.
Данные проблемы уже рассматривались отечественными и зарубежными авторами. Среди них Г. М. Андреев, Б.Ф. Парыгин, С.Л. Рубинштейн и другие ученые. Наиболее глубоким изучением занимались В.Л Цветков, И.В. Лебедев, Н.В. Кузьмина, работы которых могут служить подспорьем для практической деятельности сотрудника ОВД.
Цель исследования заключается в определении коммуникационных особенностей работы с несовершеннолетними и оценке уровня и роли специальных психологических знаний, умений и навыков, которые необходимы для сотрудников ОВД для ее организации.
Для реализации поставленной цели был выдвинут ряд задач:
- Выявление роли профессионального общения среди сотрудников ОВД;
- Анализ психологических закономерностей в общении сотрудников правоохранительных органов;
- Анализ психологических особенностей подростков и оценка возможности их учета для профилактической работы с подросками.
- Определение ключевых знаний в области психологии, а также важные умения и качества, которые необходимы сотрудникам ОВД для более эффиктивной работы с несовершеннолетними.
В научной работе использованы как общенаучные, так и частноправовые методы исследования. Так, при определении места коммуникации в сфере правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел, применялись методы формально-логического и функционального анализа; при изучении особенностей работы с несовершеннолетними – сравнительный метод; использовался аналитико-синтетический метод, метод классификации, описания и диалектический метод.
Научная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
Сделанные в научной работе теоретические выводы, дают многогранный, системный взгляд на коммуникационную специфику работы с несовершеннолетними. Для сотрудников органов внутренних дел это играет значимую роль т.к. общение с несовершеннолетними правонарушителями имеет массу отличительных специфических особенностей, игнорирование которых ведет не только к снижению эффективности в расследования преступлений с участием несовершеннолетних, но и сводит к нулю профилактическую работу, по предупреждению правонарушений людьми этой возрастной категории. Специфика личностных особенностей молодых людей в этом возрасте как участников правосоциальных отношений обязывает сотрудника иметь и уметь применять специальные психологические знания, умения и навыки в сфере коммуникации с несовершеннолетними, как субъектами воспитания, а также для создания методик профилактики правонарушений среди них.
Таким образом, комплексной проблемой является предупреждение правонарушений у несовершеннолетних. Необходимыми факторами являются психологические детерминанты, подростковые коммуникации в частности, а также уровень подготовленности сотрудника в области психологии.
1. Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван, 1980.
2. Барановский, Н.А. Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения: дис. … д-ра соц. наук. Минск, 1993.
3. Боброва В. Г. Общая характеристика развития личности подростка / В.Г. Боброва, М.С. Вахрушев. – РнД.: Книга. ‒ 2006.
4. Гаврилов С. Т. Нравственное развитие детей с отклоняющимся поведением: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 1998.
5. Гилинский Я. И., Афанасьев В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения : учеб. пособие. СПб., 1993.
6. Деларго В. В. Делинквентное поведение как этап, предшествующий совершению правонарушений психопатической личности // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Волгоград, 1995.
7. Еникеев В.И. Психология преступного поведения // Юридическая психология. ‒ 2008. ‒ №4.
8. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.
9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2010.
10. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних/С.К. Жиляева // Российский следователь. ‒ 2010. ‒ №1.
11. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. М., 2011.
12. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
13. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. ‒ М.: Юнити-Дана, 2012.
14. Карпачук В.А. Уроки Макаренко (использование идей и опыта А.С. Макаренко воспитательной работе колонии для несовершеннолетних правонарушителей) // Соцальная педагогика. ‒ 2013. ‒ №1.
15. Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.
16. Кочин А.А. Педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в процессе деятельности органов внутренних дел МВД России. ‒ СПб.: СПб. ун-т ГПС МЧС России. ‒ 2007.
17. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
18. Лебедев И.Б., Родин В.Ф, Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание дополненное / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
19. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология // Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: Юнити-Дана, 2009.
20. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации у подростков. Л., 1983.
21. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. Л., 1991.
22. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
23. Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. ‒ №1, 2012.
24. Павлова И.И. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профилактике правонарушений несовершеннолетних/ И.И. Павлова, Е.В. Фогель. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. ‒ 2008.
25. Панфилова А.П. Теория и практика общения : М.: Издательский центр «Академия», 2007.
26. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия. ‒ 2010.
27. Роголева Е. Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: дис. … канд. пед. наук. М., 1998.
28. Романов В. В. Юридическая психология. М., 1988.
29. Российская криминологическая энциклопедия / под ред. И. И. Долговой. М., 2000.
30. Светлышева О.Ю. Особенности общения сотрудников ОВД с разными категориями граждан. ‒ М.: Юрист, 2009.
31. Скиннер Б. Оперантное поведение. М. 2009.
32. Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.
33. Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. ‒ М.: Инфра-М, 2011.
34. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шаматава Е.Н. Психология оперативно-разыскной деятельности. ‒ М.: Юнити-Дана, 2010.
35. Paperny D. M., Deisher K. W. Maltreatment of a predisposition toward violent behavior and delinquency // Adolencence. 1983. – v. 18. № 7.