Актуальность темы работы для современного этапа обусловлена, прежде всего, тем, что возможность реализации всего перечня прав гражданского и политического характера непосредственным образом зависит от того, как будут разрешены ключевые проблемы регламентации отношений гражданства. Существование различных противоречий в системе правового обеспечения российского гражданства, имеющиеся недоработки и сложности в процессе формирования и развития института гражданства не только осложняют возможность реализации полноценно конституционных прав и свобод граждан РФ, но и в некоторых случаях оказывают негативное воздействие на то, как обеспечиваются основы российской государственности, их защиту и укрепление.
Гражданство выступающее в качестве самостоятельного конституционно-правового института, направленного на то, чтобы реализовывались права и свободы человека и гражданина, выполнялись их обязанности, признается в качестве важнейшего составляющего элемента правового статуса личности. В рамках развития российского государства происходило изменение и постепенное расширение понятия, сущности и проблем данного института. Данные вопросы всегда являлись актуальными для большинства правоведов как нашего государства, так и других зарубежных государств. Однако проблематика гражданства и на текущий момент далеко не исчерпывающая, несмотря на наличие многообразия выработанных подходов о сущности и правовой природе гражданства.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам института гражданства посвящаются ряд научных исследований как российских, так и зарубежных правоведов. Вопросы гражданства были отражены еще в работах философов Древней Греции и Древнего Рима, таких как: Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон, Демосфен; зарубежных исследователей - Ж. Боден, Г. Еллинек. Раскрытие института подданства уделялось огромное внимание отечественными дореволюционными учеными-юристами: В.М. Гессеном, Д.А. Градовским, Ф.Ф. Кокошкиным, Н.М. Коркуновым, Н.И. Лазаревским, В.М. Устиновым, Б.Н. Чичериным, Л.А. Шаландом и др.
Анализ современных подходов к вопросам правового статуса личности и гражданина, его основополагающего института - гражданства в работах был осуществлен такими учеными, как: С.А. Авакьян, А.С. Автономов, М.В. Баглай, Т.А. Васильева, Н. В. Витрук, В.А. Карташкин, Е.И. Козлова, Н.В. Колотова, Е.И. Колюшин, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, О.О. Миронов, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Т.Я. Хабриева, Н.Ю. Хаманева, Б.С. Эбзеев и др.
В качестве объекта курсовой работы следует признать совокупность правовых отношений, которые являются содержанием института гражданства.
Предмет работы включает в себя нормативно-правовую основу института гражданства в аспекте его становления и развития; вопросы современного состояния данного института; определение путей его совершенствования, особенно в части, касающейся приобретения и прекращения российского гражданства, а также института двойного гражданства в России.
Цель работы связана с проведением подробного анализа особенностей регламентации института гражданства в России.
Для выполнения поставленной цели мною будут выполнены следующие задачи:
- рассмотреть проблемные аспекты понятия института гражданства;
- Принципы гражданства Российской Федерации;
- Правовое положение граждан Российской Федерации. Органы, уполномоченные по вопросам гражданства;
- Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации .
5.Защита прав граждан
Методологическую основу исследования составляют применение общенаучных, а также специальных и частно-научных методов исследования. Использование различного сочетания указанных методов позволяет эффективно систематизировать и оценить накопленный материал и выработать предложения по совершенствованию исследуемого предмета.
Структура настоящей работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА
1.1Проблемные аспекты понятия института гражданства
В качестве гражданства признается понятие, которое неразрывным образом связано с государственностью. Более того, неоспоримо наличие связи между институтами гражданства и государственного суверенитета.[1] Именно с точки зрения распространения на личность государственного суверенитета можно рассуждать о том, что гражданство определяется как основа правового положения данной личности в рамках государства: при наличии гражданства гарантируется что на личность будут в полном объеме распространяться все права, свободы и обязанности, закрепленные положениями законодательства данного государства. При обладании гражданством, лицо вправе претендовать на защиту государством этих прав как на его территории, так и за его пределами. Одновременно с этим, при осуществлении лицом своих прав и свобод, равно как и при исполнении обязанностей, не происходит установление наличия у него гражданства. Все лица, которые находятся на территории России, имеют практически одинаковый перечень прав и свобод, кроме иностранных граждан и лиц без гражданства. Но применяется при этом правило национального режима,[2] на основании которого комплекс прав, свобод и обязанностей российских граждан и лиц, не обладающих гражданством, является аналогичным (кроме некоторых политических прав и обязанностей) и должен подлежать соблюдению в рамках демократического государства, в котором происходит выдвижение на первое место прав и свобод человека независимо от того, какое у него гражданство или подданство, а осуществление их защиты признается приоритетной задачей самого государства.
В юридической науке термин «гражданство» следует понимать в качестве:
1) политико-правового явления, определяющего наличие особого характера взаимных отношений человека и политико-социального образования – т.е. государства;[3]
2) одного из основных субъективных прав человека (для каждого человека характерно право на гражданство),[4] т.е. предусматривается положениями закона наличие возможности лица существовать в выше обозначенных взаимных отношениях с государством или прекратить их;
3) конституционно-правового института.
Однако рядом правоведом дефиниция «гражданство» определяется как правовая принадлежность лица к государству, которая позволяет осуществлять разграничение распределения населения между разными государствами. Так, по мнению А.А. Головко, «наличие той или иной принадлежности обозначает не характер подвластности, а вхождение в состав чего-то. Его термин «гражданство» можно подлежать применению к человеку, которым при помощи принадлежности к государству реализуется вхождение в состав его граждан, т.е. в состав народа».[5] Проявление государственного суверенитета выражается в том, что оно самостоятельным образом, при помощи норм права, устанавливает круг своих граждан, т.е. круг лиц, которые постоянно находятся с ним в общих отношениях политико-правового характера, основное условие существования которых является наличие государственной принадлежности лица, т.е. гражданства.
По мнению С.В. Черниченко, разница между «принадлежностью лица к государству» и «правовой связи лица с государством» является трудноуловимой, так как «в обоих случаях характерно наличие определенного отношения между лицом и государством, которое обладает юридическим характером».[6]
При рассмотрении гражданства в качестве определенного правового отношения, стоит указать на то, что содержанием такого правового отношения является перечень взаимных субъективных прав и юридических обязанностей гражданина и государства: право граждан требовать от государства защищать их права и законные интересы, в том числе за пределами государства, и, соответственно, обязанности государства, касающейся оказания такой защиты; право государства требовать у гражданина подчиняться правовому порядку и, соответственно, обязанности гражданина осуществлять исполнение законов.
Гражданство в качестве правового отношения характеризуется тем, что оно выступает как правовое состояние. Лицо, которое в произвольной или непроизвольной форме вступает в отношения гражданства, характеризуется наличием определенного состояния, которое по существу своему является безусловным, т.е. обладает силой и требует признания не только лицом и государством, состоящим в этом отношении, но и всеми другими лицами и организациями. При этом такое состояние, которое однажды было установлено не может быть прекращено только в соответствии с волей пребывающих в нем лиц.
Один из аспектов раскрытия понятия гражданства как правовой связи это вопрос, касающийся соотношения в ней политических и правовых компонентов. В Законе РФ от 28.11.1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»[7] законодателем определено понятие гражданства как устойчивая правовая связь человека с государством. Отметим, что ранее в соответствии с законом СССР от 23 мая 1990 г. № 1518-I «О гражданстве СССР», ныне утратившим силу, гражданство определялось законодателем как политико-правовая связь человека с государством.[8] Отказ включать политический компонент в законодательное определение, с точки зрения различных ученых, обладает положительной ролью. Политизация правового статуса гражданства влечет за собой наличие неустойчивости, а решение вопросов гражданства ставится в зависимость от соотношения политических сил.
Отметим, что определяя гражданство как правовое явление, тем самым отпадает необходимость его квалификации от оценочных политических подходов, которые зачастую осложняют процесс реализации права на гражданство.[9]
При внимательном анализе нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[10] (далее по тексту – Закон о гражданстве), где гражданство России определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, характеризующаяся в совокупности объемом их взаимных прав и обязанностей, возникает мысль о том, что необходимо его уточнить. В частности, в тексте указанного закона считаем целесообразным отразить, что гражданством признается наличие правовой связи человека с государством, не только устойчивой, но и основной и политической. Это позволяется выделять отношения гражданства из всей совокупности правовых связей человека с государством. Стоит также регламентировать в тексте нормативного определения российского гражданства наличие основного и самого существенного признака гражданства, который отличает эту правовую связь от всех других правовых связей, возникающих между физическим лицом и государством, а именно то, что при обладании гражданства признается наличие у гражданина всех основных прав, свобод и обязанностей, которые закреплены конституционными положениями. При установлении такой дефиниции значительным образом повысилась бы практическая ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства.
Учитывая вышесказанное, в качестве гражданства России стоит признать установление основного пожизненного законно установленного и публично-властного отношения между человеком и российским государством, которое выступает в качестве основания возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.