Введение
Глава 1. Теоретические основы функций и полномочий местного самоуправления
1.1 Понятие местного самоуправления
1.2 Функции и полномочия местного самоуправления
Глава 2. Анализ местного самоуправления Нижнего Новгорода
2.1 Структура местного самоуправления Нижнего Новгорода
2.2 Анализ функций и полномочий местного самоуправления Нижнего Новгорода
2.3 Пути совершенствования местного самоуправления Нижнего Новгорода
Заключение
Список использованной литературы
В современной России важным направлением цивилизованной государственности является организация эффективного управления территориями и общественно-политическими процессами. Такое управление в нашем государстве распределяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации между федеральной государственной властью субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На каждом уровне управления органы власти решают свои задачи в пределах компетенции, установленной законодательством, и конечными результатами их деятельности являются уровень социально-экономического развития и качество жизни населения, соответственно, государства в целом. субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
В настоящее время местное самоуправление для большинства граждан, проживающих в нашем государстве, стало довольно распространенной и устойчивой частью объективной реальности.
Актуальность темы исследования определяется современным функциям и полномочиям местного самоуправления и механизма их реализации. Практическое развитие местного самоуправления предусматривает постановку и решение вопросов совершенствования правовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления. Проблемы организации и практической деятельности органов местного самоуправления рассмотрены с целью выработки предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование организационных и территориальных моделей местного самоуправления.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке, отсутствующей аналитической и практической информации о деятельности органов местного самоуправления, позволяющей представлять состояние хозяйства этой территории для определения дальнейших действий, направленных на развитие района.
Целью курсовой работы является изучение функций и полномочий местного самоуправлений и механизмы его реализации. Из цели можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы функций и полномочий местного самоуправления;
- Разобрать структуру местного самоуправления Нижнего Новгорода
- Провести анализ функций и полномочий местного самоуправления Нижнего Новгорода;
- Предложить пути совершенствования местного самоуправления Нижнего Новгорода.
Информационной базой для изучения темы курсовой работы стали учебники таких авторов, как М. В. Баглай, Н. А. Игнатюк и др., Нормативно-правовая база в сфере организации государственного управления.
Структура курсовой работы состоит из титульного листа, содержания введения, основной части, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы функций и полномочий местного самоуправления
1.1 Понятие местного самоуправления
В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление. Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.
Самоуправляющимся является общество, которым управляет коллектив профессиональных чиновников, если оно обладает следующими особенностями:
- синтез профессионально-властного управления и осуществления народом непосредственной демократии;
- предоставления гражданам средств для заявления и отстаивания своих интересов;
- заинтересованность органов власти в выявлении, согласовании и обсуждении социально значимых вопросов.
Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел.
Среди территорий, на которых граждане Российской Федерации могут реализовывать свое право на местное самоуправления, можно отметить города, сельские поселения, городские поселения, городские округа и иные муниципальные образования. Граждане имеют абсолютно равные права на осуществление местного самоуправления, независимо ни от каких критериев.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации наделила граждан РФ правом участвовать в местном самоуправлении следующими способами[10]:
- Местный референдум;
- Муниципальные выборы;
- Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
- Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
- Сход граждан;
- Правотворческая инициатива граждан;
- Территориальное общественное самоуправление;
- Публичные слушания;
- Собрание граждан;
- Конференция граждан (собрание делегатов);
- Опрос граждан;
- Обращения граждан в органы местного самоуправления;
- Наказы избирателей.
Говоря о местном самоуправлении, нельзя не сказать о том, что на первый взгляд государство и местное самоуправление кажутся схожими явлениями. Однако, местное самоуправление представляет собой право граждан на участие в управлении общественными делами на местном уровне, а государство представляет собой гарант исполнения данного права граждан. Соответственно, они имеют разную правовую природу. Государство как гарант обеспечивает гражданам реализацию их прав. Местное самоуправление, в свою очередь, не гарантирует никакой реализации и обеспечения прав, так как само по себе является правом, сочетающееся с некоторыми полномочиями.
На данный момент местное самоуправление не относится к государственному управлению, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вопросы местного значения, выступая как публично властные предметы ведения муниципальных образований, не имеют государственной природы и не могут рассматриваться как государственные полномочия.