Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что логистика всегда занимала важное место в жизнедеятельности любого общества и от правильной ее организации порой зависело очень много. Достаточно почитать историю мировых войн и сконцентрировать свое внимание на том, как часто успех той или иной военной компании зависел от правильно организованных поставок. Военные логисты заложили основы, которыми и по сей день пользуется современная бизнес-логистика.
Как только сейчас не называют логистику. Бизнес-логистика, физическое распределение, менеджмент материалов, логистический менеджмент и управление цепью поставок, но, по сути, все эти термины определяют одно и тоже.
Конкуренция в логистике является объектом внимания как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении более чем двухсотлетнего периода. Первые упоминания конкуренции известны еще с древних времен. Известный в наши дни термин конкуренция произошел от немецкого слова konkurrenz, имеющего латинские корни и состоящего из двух слов – concurro/concurencia, которые можно перевести как столкновение и слияние. Эти слова использовались для того, чтобы обозначить процессы взаимосвязи и взаимодействия.
В последние десятилетия (даже годы) экономические взгляды на пути повышения конкурентности и методы удержания конкурентных преимуществ резко поменялись. Критической стала оценка того, насколько инновации и выбранные стратегии предприятия отвечают вызовам современного рынка, тенденциям глобализации, развитию информационных технологий. Затухающий характер стала носить диверсификация. И наоборот, в противовес ей, активизировалась деятельность по логистическому обеспечению конкурентных преимуществ.
Цель работы: изучить конкурентные преимущества логистической организации на примере ООО «Элит-Премьер».
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические основы оценки конкурентных преимуществ логистической организации, для этого: - Описать сущность конкурентных преимуществ организации; - Охарактеризовать факторы, влияющие на конкурентные преимущества организации; - Подробно рассмотреть методы анализа и оценки конкурентных преимуществ; 2. Провести анализ организационно-хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ логистической организации на примере ООО «Элит-премьер», для этого:
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия; -оценить конкурентные преимущества организации экспертным методом; - разработать рекомендации по усилению конкурентных преимуществ логистической организации.
Объект исследования: ООО «Элит-Премьер».
Предмет исследования: оценка конкурентных преимуществ логистической организации.
Для проведения исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения.
Данную тематику в своих работах освещали такие авторы, как: В. Вен, С Берман, С. Браммер, А. Милингтон, Ж. Суррок, Ж. Трибо, Р. Вуд, А. Улман, М. Крамер, А. Анкудинов, Е. Андреева, В. Бочко, А.Дынкин, Б. Кондратьев, Г. Клейнер, Д. Миловидов, С. Перегудов, М. Петров, М. Орлицкий, А. Татаркин, Г. Тульчинский, С. Задек и др.
- Теоретические основы оценки конкурентных преимуществ логистической организации 1.1. Сущность конкурентных преимуществ организации
Конкурентные преимущества - это набор различий, которые делают один бизнес более перспективным, чем другой, и в конечном итоге более привлекательным для клиента.
Под логистическими преимуществами фирмы (корпорации) в конкурентной борьбе понимается наиболее полное и эффективное использование логистического потенциала внутрифирменных (внутрифирменных) и внешних экономических потоков.
В самом общем виде экономическая эффективность логистических решений и проектов характеризуется [11]:
- наиболее успешным выбором контрагентов для экономических отношений, включая поставщиков, кредиторов, коммерческих посредников, потребителей и т.д.;
- поиском оптимальных каналов сбыта и организация распределения готовой продукции и услуг;
- моделированием и внедрением наиболее рациональных логистических цепочек и операций;
- созданием наиболее благоприятных условий для разработки стратегий и тактик экономии ресурсов во всех экономических потоках;
- сочетанием экономических интересов всех участников логистических систем и т.д.
Эти и другие логистические преимущества формируют своего рода Интегральный конкурентный потенциал компании, который создается за счет комплексного использования логистических инструментов. Основным системообразующим логистическим фактором конкурентного преимущества и конкурентоспособности компании является ее интегральный потенциал. Также уместно рассмотреть следующие принципы [11]:
- постоянное обновление и использование высокопроизводительных (разработанных и специализированных) и эффективных ресурсов;
- создание эффективной и гибкой (развитой и специализированной) организации, отвечающей целям стратегического развития;
- обеспечение эффективной комплексности и сбалансированности (специализации и развития) функциональных видов деятельности;
- создание, поддержание и развитие экономических отношений и деловых отношений с продавцами, поставщиками с высоким (превосходным) потенциалом развития (специализация и развитие), стабильными и долгосрочными конкурентными преимуществами - высокая конкурентоспособность;
- создание, поддержание и развитие экономических отношений и торговых отношений с посредническими (коммерческими) организациями с высоким (превосходным) потенциалом развития (специализация, развитие и сложность) и высокой конкурентоспособностью;
- создание, поддержание и развитие экономических отношений и деловых отношений с покупателями и потребителями с высоким (превосходным) потенциалом развития (специализация, развитие, сложность, ясность), долгосрочными и стабильными конкурентными преимуществами - высокая конкурентоспособность;
- жесткость и динамика конкуренции с превосходными конкурентами с высоким (отличным) потенциалом развития и высокой (отличной) конкурентоспособностью в качестве определенного стандарта для сравнения и превосходства, а не подражания.
Для успешного бизнеса важно правильно и точно оценивать своих конкурентов, а также конкурентные возможности вашей компании. Этот рейтинг может принести компании некоторые преимущества. Важно знать свои сильные и слабые стороны, а также стороны ваших конкурентов. Это позволит вам скрывать свои слабые стороны и играть на слабостях конкурентов, прибегая к помощи ваших самых сильных сторон.
Основные виды конкурентных преимуществ организации:
1) лидерство в ценовых категориях;
2) дифференциация;
3) Концентрация.
Они считаются основными, так как эти типы стратегий подходят абсолютно для всех отраслей бизнеса. Каждая из этих стратегий имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам низких цен относятся:
- возможность предлагать цены ниже, чем у конкурентов, при сохранении достаточной прибыли для дальнейшего развития;
- создание барьера для входа в отрасль. Возможно, некоторым конкурентам придется пожертвовать частью прибыли, чтобы войти в это направление бизнеса. Это обеспечивает своего рода гарантию безопасности при сохранении этих цен.
К недостаткам относятся:
- низкий уровень дифференциации, поскольку при низких ценах невозможно допустить распространение средств для увеличения дифференциации продуктов;
- мы должны игнорировать сегментацию рынка и заниматься продажами на массовых рынках.
Основная цель дифференциации - получить конкурентное преимущество за счет создания новых продуктов или услуг. Это позволяет компании устанавливать большую маржу для своих инноваций. Хотя в будущем возможно снижение цены за счет появления аналогов у конкурентов, компании тем не менее повезет снять "сливки" чемпионата. Кроме того, конкурентам в этой гонке будет сложнее, так как им придется создавать аналогичный продукт, который должен удовлетворять тем же потребностям клиентов, но за меньшие деньги. Это обеспечит компании некоторую временную защиту от конкурентов и дополнительные деньги на новые исследования для создания совершенно новых видов товаров.
К недостаткам этой стратегии можно отнести быстрое изменение потребительских вкусов и насыщение определенным видом товаров и услуг. В конце концов, появление нового продукта всегда отодвигает более привычное на задний план.
В соответствии со стратегией фокусирования компания выбирает ограниченную группу сегментов. После такого выбора он решает, какая из первых двух стратегий предпочтительнее в данный момент.
Причиной выбора такой стратегии является нехватка или нехватка ресурсов, усиление барьеров для входа в регион или на рынок. Эту стратегию чаще всего выбирают узкоспециализированные компании.
Основой конкурентных преимуществ для любой компании в любой отрасли являются ресурсы и возможности компании, которые хороший менеджер должен постоянно анализировать и совершенствовать.
Возможности и ресурсы компании помогают добиться наилучшего результата в непростой борьбе с конкурентами.
Преимущества, ведущие компанию к окончательной победе, оцениваются по следующим параметрам:
1) редкость;
2) долговечность;
3) трудности при копировании аналога.
Важную роль в оценке преимуществ организации играет анализ следующих ресурсов организации:
1) материальные ресурсы: как финансовые, так и физические;
2) нематериальные ресурсы организации: культура, технологии и репутация компании;
3) человеческие ресурсы представляют собой специальные навыки, знания, способности. К таким ресурсам относятся коммуникативные навыки, умение плавно подводить оппонента к своей точке зрения, способность быстро осваивать новые навыки и специализации. Также принято называть человеческие ресурсы мотивацией сотрудников компании, как моральной, так и материальной.
Тщательный анализ качества имеющихся ресурсов организации позволяет выбрать наиболее правильную цель использования каждого из ресурсов, имеющихся в распоряжении организации.
Одну из главных ролей в оценке конкурентных преимуществ играет "имя" компании, то есть нематериальный ресурс. "Раскрученному" бренду гораздо проще переключиться на совершенно новый вид бизнеса, чем незнакомому новичку, даже при больших финансовых возможностях. Например, Coca-Cola придется вкладывать в рекламу гораздо меньше денег, чем недавно открывшейся компании. Возможно, именно поэтому требуется не один десяток лет и огромная самоотдача создателя бизнеса, чтобы создать эффективную группу ресурсов, которая всегда дает огромные преимущества перед конкурентами.