Введение
Глава 1. Теоретические основы состояния кредитования малого бизнеса на современном этапе
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса
1.2 Особенности кредитования малого бизнеса и его формы
1.3. Программы кредитования малого бизнеса на примере российских банков
Глава 2. Анализ кредитования малого бизнеса в коммерческих банках РФ
2.1. Развитие кредитования малого бизнеса в РФ
2.2 Лизинг, как альтернатива кредитованию
2.3 Проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса
Заключение
Библиографический список
Актуальность диссертационного исследования. Развитие активных банковских операций необходимо для достижения высокой маржинальной доходности банковской деятельности и роста проникновения в различные клиентские сегменты по комплексу банковских продуктов. Ожесточенная борьба за кредитование крупных организаций среди коммерческих банков привела к тому, что малый и микробизнес остаются непроработанными со стороны охвата банковских услуг, в том числе и операциями кредитования.
Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем и аспектов кредитования малого бизнеса коммерческими банками посвящены многочисленные отечественные и зарубежные работы, в том числе по вопросу определения понятий «предпринимательство», «малое предпринимательство», «субъекты малого и среднего предпринимательства» и «малый бизнес». Начало исследованию положили такие зарубежные экономисты, как М. Вебер, В. Зомбарт, Р. Кантильон, Дж.М. Кейнс, Ж.Б. Кольер, А. Маршалл, А. де Монкретьен, Д. Рикардо, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, Й. Шумпетер и др. Отдельным аспектам разработки концепций трансформации предпринимательства посвящены работы отечественных экономистов − О.Ю. Акимова, В.С. Белых, А.В. Бусыгина, Е.Н. Егорова, В.И. Кушлина, М.Г. Лапусты, Н.В. Родионовой, В.П. Самарина, Ю.Л. Старостиной, В.Н. Чапек.
Объект исследования – банковское кредитование в Российской Федерации.
Предмет исследования состояние банковского кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.
Цель исследования состоит в оценке состояния банковского кредитования малого бизнеса.
Цель обуславливает следующие задачи:
- Анализ теоретических аспектов кредитования малого бизнеса:
- Анализ особенностей кредитования и форм его предоставления:
- Анализ программ кредитования малого бизнеса на примере российских банков:
- Рассмотрение развития кредитования малого бизнеса в Российской Федерации:
- Анализ лизинга как альтернативы кредитования:
- Анализ проблем и перспектив кредитования малого бизнеса.
Теоретическая значимость работы и полученные автором результаты заключаются в реализации комплексного подхода к раскрытию содержания банковского кредитования малого бизнеса и его механизма, в дополнении инструментария кредитования, в обобщении и уточнении накопленного ранее опыта теоретического анализа в этой области, что может быть использовано в будущем в смежных исследованиях.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по обеспечению условий для развития кредитования малого бизнеса коммерческими банками посредством совершенствования внутренних механизмов кредитования и институциональных условий функционирования малого бизнеса.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как: Аганбегян А. Г., Бухвальд Е., Банковский И. Е., Жапаров, К. Т., Жапаров, К. Т., Климова Е. А., Красноярова, Г. В., Киевский В., Мазурина Т. Ю., Швецов Ю. Г.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частно-научную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы состояния кредитования малого бизнеса на современном этапе
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса
Кредитование малого бизнеса — перспективное, но наиболее сложное направление в кредитовании бизнеса.
Учитывая высокую доходность кредитования малого бизнеса, банки заинтересованы в развитии этого направления и активно развиваются в секторе малого предпринимательства.
Кредитные операции в отношении малого бизнеса выступают одним из главных источников статьи дохода в деятельности коммерческих банков Российской. Именно данная статья дохода формирует основную долю чистой прибыли, которая перенаправляется в резервный фонд для выплаты дивидендов акционерам Банка. В то же время кредиты, предоставленные банками, это основной источник для восполнения средств на текущую деятельность МСБ.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Кредитные операции, играя важную роль в развитии и банков и других организаций, определяют эффективность функционирования экономики страны в целом. Следовательно, в макроэкономическом масштабе значение кредитных операций состоит в том, что посредством их банки превращают временно свободные денежные средства в действующие, стимулируя процесс производства, обращения и потребления. Анализ научных работ, посвященных вопросу кредитных операций, в отношении малого бизнеса выявил дискуссионность мнений различных ученых (таблица 1).
Таблица 1
Понятие определения
«банковское кредитование малого бизнеса» с позиции некоторых авторов
Автор
|
Определение
|
О.И. Лаврушин
|
«...одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности юридического лица, и проведение банковских операций по поручению юридического лица в пользу последнего за определенную плату»
|
Б. Х. Алиев
|
«...формализованные условия взаимоотношений между банком и клиентом, которые представляют собой договоры, контракты, сделки»
|
Ю. С. Масленченков
|
«...конкретный способ, которым банк намерен оказывать свои услуги (регламент взаимодействия его служащих с юридического лицами в процессе их обслуживания, документально оформленная, упорядоченная совокупность правил выполнения операций, комплекс организационных, финансовых и юридических процедур, объединенных единой технологией обслуживания юридического лица)»
|
Шигапов М. Ю
|
«...итог производственной деятельности сотрудников банка как процесса удовлетворения потребностей его клиентов-малого и среднего бизнеса, результат обслуживания клиентов-малого и среднего бизнеса (выполнения банковских операций)»
|