Курсовая работа|Социальная работа

Женщины как объект социальной работы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 32

Введение

Глава I. Теоретические аспекты вопроса социальной поддержки женщин в современном обществе

1.1 Анализ проблем женщин в условиях современного общества

1.2 Исторический опыт социальной работы по поддержке женщин

Глава II. Анализ деятельности современных учреждений социальной сферы по социальной поддержке женщин

2.1 Основные направления и формы помощи женщинам в социальных службах

2.2 Анализ социальной работы с женщинами в условиях кризисного центра

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы исследования технологии социальной работы с женщинами на современном этапе развития общества заключается в том, что женщины – это особая социально-демографическая группа. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе. Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом. Они выполняют роль и труженицы и матери. В настоящее время растет число женщин, занятых в сфере управления, в политической сфере. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.

В то же время предметом внимания отечественных исследователей стали особенности социальной адаптации, социализации и социального развития некоторых категорий российских женщин (социолог И.С. Буянова; А.А. Гончарова, Н.В. Евстифеева, Е.К. Завьялова, Т.Ф. Куликова, Л.В. Осипова, философы: В.С. Флусова, М.Ю. Чибисова и др.). Однако преимущественно исследуются личностные особенности и социально-психологические проблемы беременных женщин (Е.Б. Айвазян, Е.Г. Ветчанина, Н.П. Коваленко, С.Ю. Мещерякова, Е.В. Попова, В.Рыжков, Г.Г. Филиппова и др.), женщин-матерей (Т.В. Бармина, О.Б. Подобина, Т.В. Леус, Е.А. Тетерлева, Г.Г. Филиппова и др.), женщин-работниц (А.А. Гончарова, В.Г. Горчакова, социолог М.С. Козлова, Л.Н. Ожигова, М.В. Сафонова и др.), женщин-военнослужащих (Е.М. Иванова, В.С. Огарёва, С.Л. Рыков и др.), женщин-предпринимателей (Е.К. Маркова), работающих матерей (С.Г. Айвазова, Ю.Е. Алёшина, Е.В. Лекторская, М.Е. Баскакова, О.А. Гаврилица, Т.Ф. Суслова, Г.В. Турецкая и др.) и некоторых других.

Вместе с тем, необходимо совершенствовать направления деятельности специалиста по социальной работы с женщинами. Это обусловило выбор нашего исследования: «Женщина – как объект социальной работы».

Цель исследования- проанализировать теоретические аспекты социальной работы с женщинами

Объект исследования: женщины, как объект социальной работы.

Предмет исследования: специфика социальной работы с женщинами

Для достижения поставленной цели в работе ставились следующие задачи:

  • дать полиаспектный анализ проблем женщин в условиях современного общества;
  • изучить исторический опыт работы с женщинами в России;
  • описать основные направления и формы помощи женщинам в социальных службах;
  • проанализировать социальную работу, проводимую с женщинами в условиях кризисного центра.

В курсовой работе применялись такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых источников, теоретический анализ литературы, ретроспективный анализ.

 

Глава I. Теоретические аспекты вопроса социальной поддержки женщин в современном обществе

1.1 Анализ проблем женщин в условиях современного общества

В современном российском обществе происходят серьезные трансформации общественного уклада и сознания людей. Существенной характеристикой современного общества является изменение общественных ролей и гендерных стереотипов, что представляет собой порождение новых стереотипов и моделей поведения.

К гендерному подходу мировое сообщество обратилось сравнительно недавно. Лишь в последние лет тридцать в науке стали оперировать таким  понятием, как «гендер», «социокультурный пол», и активно разрабатывать концепцию взаимоотношений мужчин и женщин как социально-организованных групп со своими интересами и особенностями. Таким образом, удалось преодолеть многовековое представление о мужчинах и женщинах только как о биологических существах, которым предписано либо «защищать и воевать», либо «рожать детей» [17, с. 97].

Начиная с 20 века в социологии начинает активно развиваться отрасль, изучающая гендерное разделение ролей. Сам термин «гендер» впервые использовал психолог Р. Столлер в 1968 году, разделив самое понятие пола на «биологический пол» и «социальный пол». Э. Гидденс подчеркивал, что не физические различия, а социально обусловленные особенности и социальные ожидания относительно мужчин и женщин являются составляющей частью понятия «гендер». Одновременно им приписывается система соглашений,  которая обуславливает свойственные женскому или мужскому полу модели поведения.

Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины-быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины-это работа. Теоретическое объяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у 3. Фрейда и Т. Парсонса. Фрейд выводил жесткое полоролевое разделение из различий физиологических. Он говорил, что «анатомия – это судьба». Парсонс, представитель функционализма, считал, что мужчина выполняет роль добытчика, т.е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага-экспрессивную. Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует единственный способ-иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь. Главный статус для женщины-быть женой своего мужа, матерью детей, домохозяйкой. Такое разделение ролей между мужчиной и женщиной, с точки зрения Парсонса, будет способствовать  стабильности в обществе.

До сих пор сохраняется проблема определения роли женщины в современном обществе. Несмотря на то, что с каждым годом женщина осваивает все больше новых социальных ролей, порой даже тех, которое еще несколько лет назад считались чисто мужскими, в обществе все еще сохраняется немалая доля женской дискриминации.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу [19, с. 250].

Современное Российское общество активно стремиться к прогрессу, однако старые установки и стереотипы еще живы в сознаниях людей.

Общество активно развивается, меняются формы взаимодействия людей, индивиды примеряют на себя новые статусы и роли, но движение вперед невозможно без истребления давно изживших себя моделей поведения. Чаще всего с данной проблемой сталкиваются именно женщины. Несмотря на то, что современное общество приобрело качественно новые характеристики, отношение к роли женщины все еще находятся во временах «Домостроя». Женщинам все чаще приходится взваливать на себя груз ответственности, перенимать мужские образцы поведения, в одиночку содержать и воспитывать детей, строить карьеру. Во многих случаях это является именно вынужденной мерой, чтобы обеспечить себе и своим детям достойное существование. Однако, общество все еще не может принять эти модели поведения, и женщинам приходиться сталкиваться с притеснениями и дискриминацией.

Главная проблема, остро стоящая в современном российском обществе, заключается в том, что женщина выполняет множество социальных ролей и вынуждена брать на себя те задачи, которые ранее считались чисто мужскими. Но даже в этих условиях женщина продолжает с сталкиваться с дискриминацией в различных сферах жизни. Эта проблема как никогда остро стоит в обществе, однако не существует четкого плана борьбы с ней. Нельзя представить общественное развитие, если в этом обществе принижена роль женщины. Отношение к женщине ярко иллюстрирует уровень развитости конкретного общества.

Также остро поднимается вопрос государственных пособий по родам и уходу за ребенком. С одной стороны, женщина, воспитывающая ребенка, затрачивает в день времени (с грудным ребенком иногда даже 20-24 часа) и сил на много больше, чем почти любой мужчина, находящийся на работе 8-9 часов, однако это не признается полноценной деятельностью, и женщина получает лишь небольшую сумму в качестве пособия. Гендерное неравенство институционализировалось в процессе разделения труда, появления частной собственности и возникновения государственности.

  1. Богомазова, О.И. Правовой статус женщин и его особенности в современном Российском обществе: автореф. дис.канд. юр. наук / Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний / Богомазова Ольга Ивановна. – Владимир, 2014. 150 с.
  2. Васильева, О.К. Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. / О.К. Васильева. - М.: Преображение, 2015. – С.120-121
  3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова – М.: Академия, 1999. – 440 с.
  4. Вовк, Д.И Деятельность кризисных центров для женщин: современные реалии и перспективы / Д.И. Вовк // В сборнике: Первые шаги в науке. Сборник докладов по материалам 74 смотра НИР студентов отделения гуманитарно- эстетического образования Педагогического института Иркутского государственного университета. Иркутск, 2020. – С. 8-10.
  5. Заяц, О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений, организаций / О.В. Заяц. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. – 105 с
  6. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2 – е изд., - М.: Академия, 2004. -221 с.
  7. Иванникова, Н.А. Цели и направления деятельности кризисных центров для женщин / Н.А. Иванникова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под общ. ред. О.В. Капустиной, М.В. Чельцова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, Институт культуры и молодежной политики. – 2017. – С. 206-207.
  8. Канапьянова, Р.М. Гендерная асимметрия на государственной службе: траектория преодоления стереотипов / Р.М. Канапьянова – М.: Изд-во РАГС. 2006.
  9. «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (Заключена 18.12.1979) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15158
  10. «Конвенция о политических правах женщин» (Заключена в г. Нью-Йорке 20.12.1952) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15157
  11. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2007. – 92 с.
  12. Лапа, Е.Д. Кризисные центры для женщин: формы оказания помощи / Е.Д. Лапа // В сборнике: Наука 2020: результаты исследований и открытий. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2020. – С. 26-27.
  13. Лапа, Е.Д. Кризисные центры для женщин в России: теоретический анализ деятельности / Е.Д. Лапа // В сборнике: Перспективные этапы развития научных исследований: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2020. С. 19-20.
  14. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических,

социальных и культурных правах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=5429

  1. Новикова, А.А. Деятельность государственных и общественных организаций в области охраны материнства в конце XIX – начале XX века / А.А. Новикова А.А. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 27. – С. 863-866.
  2. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
  3. Пашкус, В.Ю. Проблемы занятости женщин в бизнес-среде:

стереотипы и текущая ситуация / В.Ю.Пашкус, Н.Ю. Каравайчик – М., 2007 – с. 97.

  1. Поленина, С.В. Права женщин в России / С.В. Поленина // Законодательство и практика. – 2008. – № 2. – С. 66-74.
  2. Сафонова, Н.А. Проблема положения женщины в современном российском обществе / Н.А. Сафонова // Молодой ученый. – 2018. – № 14 (200). – С. 250-251.
  3. Семенкова, С.Н. Опыт социальной помощи и поддержки женщин / С.Н. Семенкова // Система ценностей современного общества. 2013. – № 27. – С. 191-196.
  4. Силласте, Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России / Г.Г. Силласте // Социол. исслед. 1994. – № 3. – С. 17.
  5. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.:ИНФРА-М, 1997. – 368 с.
  6. Филиппова, Г.А. Основные принципы и направления деятельности кризисного центра для женщин / Г.А. Филиппова,Е.Г. Урбанаева // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы III Международной научно-практической конференции. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. – 2014. – С. 221-222.
  7. Фирсов, М.В. Технологии социальной работы / М.В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – М.: Владос, 2008. – 390 с.
  8. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: ученик / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
  9. Цветкова, Н.А. Теория и технология психосоциальной работы с женщинами: учеб. пособие / Н.А.Цветкова. – Псков: ПГПИ, 2005. – 396 с.
  10. Цветкова, Н.А. Типичные женские роли: мать, работница, бабушка – в современном обществе / Н.А. Цветкова // Социальная политика и социология. – 2005. – № 4. – С. 117-127.
  11. Циткилов, П.Я. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов/ П.Я. Циткилов. – М.: Наука Спектр: Дашков и К, 2011. – 447 с.
  12. Черствая, О.Е. Современное состояние деятельности российских некоммерческих организаций по сопровождению женщин / О.Е. Черствая // Проблемы развития территории. – 2012. – Т. 59. № 3. – С. 76-83, с.77

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 14 стр.
Курсовая 1 глава Особенности социальной работы с подростками
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 38 стр.
Курсовая Технология социальной работы с детьми-делинквентами
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское