70-е годы XIX века в России прошли под знаком подъёма революционного движения Именно на этот период приходится расцвет революционного народничества Представители этого направления общественной жизни сначала основывали свои воззрения на работах ранних русских социалистов – А И Герцена, Н Г Чернышевского, а потом стали вырабатывать свою собственную идеологию, выразителями которой стали М А Бакунин (анархизм), П Л Лавров («пропагандистское» направление), П Н Ткачёв («заговорщическое» направление) Идеология народников формировалась не сразу и не была единой, как не было и единой народнической организации
Идеологом второго направления в народничестве -- пропагандистского, -- был ПЛ Лавров Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 -- 1869 гг Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции
Ещё в начале 1860-х действовала «Земля и воля», но влияние её было не столь сильно, сколько Ишутинского кружка (1863—66), член которого Д В Каракозов организовал самостоятельное покушение на жизнь Александра II, и заговорщической организации «Народная расправа» С Г Нечаева, действовавшего по принципу «цель оправдывает средства» В противовес нечаецам на базе существовавших и ранее студенческих объединения стали возникать кружки «чайковцев», занимавшиеся пропагандистской работой В 1874 году началось знаменитое «хождение в народ», окончившееся полным провалом и арестом многих участников [1]
В 1876 году возникла новая народническая организация, получившая позже название «Земля и воля» и отличавшаяся чёткой структурой В 1879 году она разделилась на «Чёрный передел», придерживавшийся тактики пропаганды в народе, и «Народную волю», сочетавшую пропаганду с политической борьбой и допускавшую террористическую тактику Как известно, деятельность «Народной воли» на первом этапе её существования завершилась убийством императора Александра II 1 марта 1881 года Изучение народнических организаций было весьма развитым 3 направлением в советской исторической науке
В первую очередь это было обусловлено идеологической важностью темы, ведь в том числе и от критики народнических идей отталкивался В И Ленин в политической борьбе XX века и при разработке задач коммунистического движения в России Среди исследователей революционного народничества следует отметить Ш М Левина, С С Волка, Б С Итенберга, В Г Хороса, Н А Троицкого, Н М Пирумову Источниками для изучения деятельности революционных народников 1870-х годов могут служить, во-первых, программные документы организаций и, во-вторых, воспоминания, которые оставили участники революционного движения (Л Г Дейч, В Н Фигнер, В К Дебогорий-Мокриевич, О В Аптекман, Л А Тихомиров, С М Степняк-Кравчинский, Н А Морозов и многие другие)
Актуальность исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать основные положения исследований ПЛ Лаврова, а также формирование политической мысли народничества и её недостатков
Объектом исследования являются социально-философские взгляды Лаврова
Предметом исследования становиться субъективный метод как способ познания общественных процессов, при котором наблюдатель (субъект познания) ставит себя в положение наблюдаемого
Цель курсовой работы - выявить роль и значимость "Русского социализма" в трудах ПЛ Лаврова
Основные задачи исследования:
- Выявить, обосновать и содержательно проанализировать объективно-исторический контекст социально-значимых идей Лаврова;
- Установить идейные источники социальных и историософских взглядов Лаврова;
- Определить содержательный смысл и значение субъективного метода в социальной философии Лаврова;
- Исследовать на основе ленинской критики принципиальное отличие народничества и марксизма по ряду актуальных социальных проблем;
Хронологические рамки исследования 1860 — 1900 гг
Территориальные рамки курсовой работы –Россия
Источниковый комплекс исследования составляют труды ПЛ Лаврова[1], посвященные социальным методологическим и историософским проблемам, а также эпистолярное наследие, мемуарная литература о нем его современников[2] и последователей, исследовательские работы отечественных дореволюционных, советских и постсоветских историков философской, социальной и общественно-исторической мысли
Научная литература, которая была использована при написании курсовой работы составляет революционное творчество Лаврова[3], а также вопросы земледельческой промышленности и дворянского землевладения в России[4]
Методологическая основа исследования - совокупность и сочетание различных методов: изучение и анализ первоисточников, исторических трудов, монографий, научных работ, публицистических и научных статей; сравнение, сопоставление, синтез изученного материала; анализ методической и учебной литературы
Практическая значимость-материалы данной курсовой работы можно будет использовать в дальнейшей научно-исследовательской студенческой работе (ВКР), в ходе педагогической практики в школе, в последующей преподавательской деятельности
Структура работы выглядит следующим образом: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
1 ГЛАВА Формирование политической теории народничества
На протяжении большей части 1860-х годов, в эпоху нигилизма, народнические идеи были отодвинуты на задний план На переломе 1860-х-1870-х годов, когда нигилизм как общественное течение явно исчерпал себя, народничество снова начинает привлекать внимание революционно настроенной части русского общества Идеи Герцена и Чернышевского подхватывают и развивают их продолжатели – МА Бакунин, ПЛ Лавров и ПН Ткачев Полностью соглашаясь с тем, что общинные отношения – коллективное владение землей и периодические ее переделы, круговая порука и тп – по сути своей социалистические, эти идеологи пытались нащупать путь, ведущий к их развитию и победе [5]
Они утверждали, что главным препятствием на этом пути являются те крайне неблагоприятные условия, в которых поставлена община: малоземелье, непомерные платежи, административный произвол Если же эти условия изменить к лучшему, процесс становления социализма в России пойдет полным ходом
На вопрос «Как добиться перемен?» народнические идеологи давали разные ответы, формируя, тем самым, разные направления в этом движении МА Бакунин основное средство освобождения общины видел в бунте, стихийном крестьянском движении, которое, по его мнению, могло вспыхнуть в России в любой момент Крестьяне, считал Бакунин, к революции вполне готовы и ждут лишь толчка, который должна им дать интеллигенция Сторонники МА Бакунина составили бунтарское направление народничества
ПЛ Лавров тоже поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал радикально настроенных интеллигентов как силу, способную побудить к ней народные массы Но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребуется достаточно длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством – период пропагандистской работы Сторонники ПЛ Лаврова и составили, соответственно, пропагандистское направление
И наконец, ПН Ткачев, главный теоретик заговорщического направления, исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и в условиях господства самодержавия практически непреодолим Поднять народные массы на сознательную революцию он считал делом нереальным Освободить народ могла только интеллигенция, опираясь на собственные силы Поскольку же эти силы были невелики, Ткачев делал ставку на заговор, вооруженный переворот, захват власти Затем революционное правительство должно будет сверху провести необходимые социальные преобразования[6]
"Хождение в народ" "Земля и воля"
Под влиянием идеологов народничество превращается в мощное революционное движение В начале 1870-х годов в разных российских городах появляются кружки народнически настроенной молодежи Поначалу наибольшей популярностью в них пользовались взгляды Бакунина, в духе которых в 1874 году состоялось знаменитое «хождение в народ» Несколько сотен решительно настроенных «бунтарей» отправились в деревню поднимать крестьян на восстание Никаких реальных результатов им добиться не удалось, крестьяне отнеслись к пришельцам с недоверием и подозрением, однако общество было взбудоражено, а власть напугана Полиция, действуя нередко в согласии с крестьянами, провела массовые аресты, в результате которых состоялся судебный «процесс 193-х» Но главным результатом этого действа можно было считать разочарование в бунтарстве: стало очевидно, что призывы Бакунина надуманны и ошибочны
Эта неудача заставила народников изменить тактику С 1875 года начинается второе «хождение в народ» - в духе наставлений Лаврова Интеллигенты теперь стремились внедриться в народную среду; наилучшие средства для этого могло предоставить земство, которому требовались в большом количестве врачи, учителя, агрономы и тп Некоторые пропагандисты, чтобы лучше «прикрыть» свою деятельность, обучались ремеслам – кузнечному, столярскому Наконец были попытки создавать земледельческие поселения из интеллигентов Конечная цель оставалась прежней: поднять народ на революцию Но теперь, осознав свою оторванность от народа, пропагандисты стремились наладить более или менее длительные отношения с крестьянами, расположить их к себе, вызвать доверие К середине 1870-х годов стало ясно, что на сколько-нибудь серьезные результаты революционеры могут рассчитывать, лишь объединив свои разрозненные силы
11 Социально-исторические предпосылки-условия возникновения народничества
Теоретические исследования феноменов государства, социального насилия и власти в обществе впервые были предприняты в отечественной социальной науке в середине XIX в, во время, охарактеризованное как «эпоха умственного пробуждения России» Наряду с системным кризисом абсолютистского самодержавия и последовавшим возникновением массового революционного движения, перед исследователями возникал пример Западной Европы, где с периодичностью в десять-пятнадцать лет возникали крупные революционные движения
Проникновение западных социалистических идей в среду развивающейся русской разночинной интеллигенции привело к появлению фигуры «профессионального революционера» и созданию конспиративных обществ с целью осуществления принципов социальной справедливости ЛА Тихомиров, оценивая настроения прогрессивной молодёжи второй половины ХГХ в, говорил о вере в революцию, «как некоторый закон развития народов» [7]
Употребление слова «вера» в данном контексте не случайно: помимо всеобъемлющего объяснения конкретного общественного устройства, социалистическая мысль этой эпохи апеллировала к эсхатологической временной точке — социальной революции Между «научным подходом» социалистов и «катарсисом» религиозных мыслителей можно провести множество параллелей, суть которых сводится к качественному изменению посюстороннего мира после революции Помимо кардинального изменения всех сфер социального, революция должна была создать нового, принципиально лучшего чело-века, «человека будущего», по определению Ткачева " Несмотря на рациональную аргументацию в пользу такого преобразования, практические действия многих активистов были продиктованы именно страстной верой в революцию и ожиданием выхода на сцену «человека будущего»[8]
Моральная необходимость «вернуть долг» народу, из недр которого вышла и трудом которого существует интеллигенция, привела к поляризации отечественной интеллектуальной элиты и радикализации взглядов Настроение разночинной интеллигенции нашли воплощение в известных словах Лаврова, напоминавшего «неоплатном долге» народу, числящимся за русской интеллигенцией, однако этот моральный долг признавали и представители других, не обязательно радикальных, политических течений
Однако именно представители радикально левого, социалистического лагеря, находясь в антагонистических отношениях с государственной властью, были поставлены перед необходимостью выработать меры по успешному противодействию репрессивному и пропагандистскому потенциалу империи Стоит подчеркнуть, что в основе конфликта разночинной интеллигенции и правящей бюрократии лежали не только институциональные причины, но и мировоззренческие расхождения По свидетельству ПА Кропоткина, агенты европейских держав, пытавшиеся ШПРЮНИТЬ за социалистами, быстро развоплощались, поскольку агент мог усвоить «нигилистичьи манеры и жаргон», но не мог усвоить «нигилистичьей этики, создавшейся среди русской молодежи»
Именно неприятием всего образа жизни «официального» мира объясняется, на наш взгляд, страстная полемичность идеологов народничества По мнению современных исследователей, психологический конфликт лежал в основе революционности российской интеллигенции ХТХ в Так, Лев Гудков отмечает, что ценностный конфликт ПОЗВОЛРГЛ левым радикалам привить образу Российской империи «идеологию и функцию врага»: «именно безделье и упорная косность тех, кто должен представлять общественное целое, дис кредитировали социальный порядок в глазах национально-романтически настроенной молодежи»
Стоит отметить, что уже в сам рассматриваемый период активисты революционного движения осознавали неизбежность радикализации части российской интеллектуальной элиты по причине слишком сильного различия между господствовавшими тогда представлениями о должном государственном устройстве и реальной практикой Российской империи Так, Лавров отмечает фатальность борьбы интеллигенции и государства на примере русской общины в Цюрихе, которая, окрепнув и расширившись, занялась активной революционной деятельностью, потому что «не возникнуть эта агитация не могла, как только произошло скопление русских интеллигентских сил» [9]
[1] Лавров ПЛ Избранные сочинения на социально-политические темы: В 8 т Т 1-4 М, 1934-1935,
Лавров ПЛ Исторические письма Пг, 1917 [Электронный ресурс]
URL: https://archiveorg/details/p_l_lavrov_1/Лавров%20-%20Исторические%20письма/
[2] Бакунин М А 1876 1926 Неизданные материалы и статьи М, 1926,
Аптекман ОВ Из истории революционного народничества: Общество «Земля и воля» 70-х гг: По личным воспоминаниям Спб, 1924
[3] Антонов ВФ Революционное творчество ПЛ Лаврова, - Саратов, 1984
[4] Антонович АИ, Вопросы земледельческой промышленности и дворянского землевладения в России, - Москва: т-во тип АИ Мамонтова, 1898 - с 88
[5] Лавров ПЛ Исторические письма Пг, 1917 [Электронный ресурс]
URL: https://archiveorg/details/p_l_lavrov_1/Лавров%20-%20Исторические%20письма/
[6] Лавров ПЛ Народники-пропагандисты 1843-1878 гг Л, 1925 [Электронный ресурс]
URL: https://archiveorg/details/p_l_lavrov_1/Лавров%20-%20Народники-пропагандисты%201873-1878%20года/
[7] Лавров ПЛ О религии М, 1989
[9] Лавров ПЛ Ответ русскому конституциалисту // Вперед! №21