ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. Понятие и факторы конкурентоспособности предприятия.
1.2. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «БФ ТРАНС».
2.1. Характеристика ООО «БФ Транс».
2.2. Анализ уровня экономической безопасности предприятия.
2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «БФ Транс».
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «БФ-ТРАНС».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных рыночных условиях хозяйствования понятие «конкурентоспособность предприятия» является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия. Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.
Кроме того, процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. Экономическая безопасность предприятия – это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних ц внешних угроз, формируемое руководством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического направлений.
Актуальность темы в том, что в современных рыночных условиях хозяйствования экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность - характеристики национального хозяйственного комплекса и его составных частей. Однако если конкурентоспособность - одновременно и цель, и мегаиндикатор степени развития национального хозяйственного комплекса. и его составных частей, то экономическая безопасность представляет собой условие его существования и развития. Иными словами, достаточный уровень экономической безопасности может достигаться с помощью экономических методов, но, будучи необходимым условием существования национального хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обусловлено использованием и неэкономических методов - путем прямого вмешательства государства.
Цель работы – изучить конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности предприятия.
Задачи представленной работы:
- изучить сущность и основное содержание конкурентоспособности;
- рассмотреть роль конкурентоспособности в экономической безопасности предприятия;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать систему экономической безопасности предприятия ООО «БФ Транс»;
- провести оценку влияния конкурентоспособности на экономическую безопасность предприятия;
- разработать проект повышения конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности предприятия: представить основные положения проекта; определить затраты на реализацию проекта.
Объект работы – ООО «БФ Транс».
Предмет работы – процессы, возникающие в рамках изучения конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности предприятия.
Теоретической основой работы выступают результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, материалы семинаров и конференций. Наиболее известными исследователями в данной области являлись: Д. Рикардо, Т. Питерс, Р. Уотермен, Дж. Грейсона и К. О'Делла, Р.А. Фатхутдинова, Т.Г.Философова, Ю.К. Перским, Г.Н. Бобровников, М.Г. Долинская, Соловьев Н.А., В.Я. Маштабей, Л.А. Желудкова, Р. Уотерман, В.М. Мишин, А.В. Кочетков.
Эмпирическую базу работы составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты: Федеральный Закон РФ от 28 декабря 2014 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Указ Президента Российской «Федерации Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Понятие и факторы конкурентоспособности предприятия
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии [24, с.45]: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, экономики.
Различные аспекты конкурентоспособности предприятий рассматриваются в работах многих ученых-экономистов. Так, среди основных исследователей данного вопроса можно назвать: Е. П. Голубкова, А.С. Глухова, Т. А. Блашенкову, А. Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, М. Портера, Ф. Котлера, Т. Петерса, Н. Петса и т.д. Но, несмотря на то, что конкурентоспособность является объектом изучения для многих исследователей, единого понимании данного понятия нет: существует множество вариантов определения данного понятия, субъективность к формированию теоретической базы конкурентоспособности, а также несколько подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
Многовариантность определения понятия «конкурентоспособность» связана с тем, что существует несколько уровней данной характеристики экономического субъекта [49, с.4]. Так, выделяют конкурентоспособность продукции, предприятий и организаций, отраслей и сфер деятельности, а также конкурентоспособность стран.
Каждый последующий уровень опирается на предыдущий. Так, конкурентоспособность страны зависит от отраслевой конкурентоспособности, которая, в свою очередь, обусловлена конкурентоспособностью предприятий отрасли. Для отдельных же предприятий имеет большое значение конкурентоспособность каждого вида выпускаемой продукции и услуг. Таким образом, между всеми уровнями конкурентоспособности имеет место тесная взаимосвязь.
Данная взаимосвязь приводит к важному выводу. Конкурентоспособность продукции является базовым понятием, т.е. на нем строятся все остальные уровни конкурентоспособности [49, с.11]. Под конкурентоспособностью продукции понимается степень её привлекательности для потребителя. При этом под привлекательностью понимается возможность удовлетворения целой совокупности требований потребителей [49, с. 12].
Некоторые исследователи считают, что понятия «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия» идентичны. Так, Мазилнина Е.И.понимает конкурентоспособность предприятия как «реальную и потенциальную способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [32, с. 36]:
Но отметим, что хотя конкурентоспособность товара и необходима для обеспечения конкурентоспособности предприятия, но не является для этого единственным условием. Так, фирма может не быть конкурентоспособной, но при этом производить продукцию, которая характеризуется высоким уровнем конкурентоспособности. Таким образом, нельзя приравнивать понятия конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия.
В целом авторы говорят о конкурентоспособности в условиях рынка и сравнения предприятия с другими действующими на рынке экономическими субъектами. То есть конкурентоспособность предприятия представлена учеными в качестве относительной категории. На наш взгляд, данный подход к определению конкурентоспособности предприятия – достаточно распространенный и простой: с таким представлением о конкурентоспособности его легко оценить и понять логически, а также описать математически. В то же время данный подход не рассматривает некоторые важные стороныпонятия конкурентоспособности предприятия. Поэтому под конкурентоспособностью предприятия будем понимать комплексное сложное свойство предприятия, которое выражает его способность в любой период времени обеспечивать свои конкурентные преимущества, получать прибыль и иметь эффективную деятельность, а также быстро и эффективно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и рынка.
Оценка уровня конкурентоспособности предприятия предусматривает определение факторов, влияющих на мнение потребителей о предприятии и его продукции и как итог – изменение доли рынка предприятия. Все факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия делятся в зависимости от формирующей их среды на внешние и внутренние. Более подробно данные группы факторов представлены на рис. 1.1 [48, с.58].
При оценке своих возможностей в борьбе с конкурентами и в процессе разработки мер повышения конкурентоспособности предприятия обычно уделяют много внимания оценке своих сильных и слабых сторон, так как они и обеспечивают успех предприятия на рынке. В процессе проведения маркетинговых исследований для оценки уровня конкурентоспособности используются как количественные, так и качественные показатели. Данные показатели показывают степень стабильности и устойчивости деятельности предприятия, его возможности по выпуску продукции в необходимом объеме а также уровень спроса, который обеспечивает предприятию получение определенных результатов.
Набор показателей конкурентоспособности должен включать в себя результативность производственной и сбыточной деятельности, а также эффективность инвестиционных вложений и оценку резерва сокращения затрат производства [51]. Помимо этого, большое значение имеет анализ затрат обращения для определения не результативных затрат во всей распределительной системе предприятия и при передаче продукции от продавца потребителю.
Качественная оценка показателей конкурентоспособности предполагает применение следующих параметров [43, с.38]:
- потребность в инвестиционных вложениях текущего и стратегического характера в целом по предприятию и по отдельным видам продукции и услуг;
- широта и глубина ассортимента продукции и услуг предприятия;
- характеристики рыночных сегментов для каждого вида продукции и услуг предприятия;
- уровень потребности в средствах для обеспечения спроса и стимулирование сбыта продукции;
- набор мер и механизмов для обеспечения преимуществ предприятия перед конкурентами на рынке;
- характеристика инновационной политики, а именно – скорости обновления продукции предприятия и наличие собственных разработок в этом направлении.
Рассмотрим главные условия обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности предприятия. К ним относятся [51]:
- использование научных методов управления всеми направления деятельности предприятия;
- обеспечение стабильности и пропорциональности развития техники, технологии, экономической составляющей и менеджмента;
- использование современных методик исследования и оценки;
- обеспечение взаимосвязей всех функций управления на предприятии в любых условиях;
- внедрение комплекса мер и обеспечение конкурентоспособности отдельных объектов предприятия.
Для повышения уровня конкурентоспособности предприятия применяются различные организационные мероприятия [49, с.24], как то изменение уровня качества продукции и его техническо-эксплуатационных характеристик для обеспечения выполнения требований потребителей; исследование мер конкурентов по повышению качества аналогичной продукции; формирование определенной ценовой стратегии по повышению конкурентоспособности продукции на рынке в части цен; формирование и изучение новых перспективных сфер применения продукции предприятия.