В юридической науке общепризнанно, что право как социальное явление и универсальный регулятор общественных отношений представляет собой сложноорганизованное полиструктурное образование иерархически взаимосвязанных компонентов: отраслей (подотраслей), институтов и правовых норм. Все отрасли права, будучи основными структурообразующими элементами национальной правовой системы и регулируя принципиально различные по своему предметному содержанию общественные отношения, сходны в одном: они являют собой не хаотичный конгломерат, а организованные совокупности юридических норм, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, т.е. представляют собой упорядоченные системные образования. Аналогичными свойствами обладают и другие компоненты правовой материи: подотрасли и институты права. Таким образом, система права, выражая единство и дифференциацию составляющих его элементов, внутренне присуща каждому нормативному образованию.
Конституционное право как самостоятельный элемент российской правовой системы характеризуется полным набором отраслевых атрибутов, в том числе и свойством системно-структурного упорядочения образующего его. нормативного массива. Вместе с тем данная отрасль, обладая статусом нормативного ядра публичного права, имеет существенные особенности и своеобразие в своем системном построении. Выявление, а также комплексный и всесторонний анализ данных особенностей являются одной из важнейших и насущных прикладных задач современной правовой науки.
Актуальность вопросов, посвященных системному построению отрасли конституционного права, обусловлена следующими причинами. Во-первых, исследование системы российского права в целом, вне связи с исследованием систем отдельных его отраслей (в том числе конституционного права), сопряжено с большими трудностями как теоретического, так и практического характера. Известно, что единство возможно лишь при наличии взаимосвязи и взаимообусловленности элементов, составляющих данное целое. Поэтому ни правовой институт, ни отрасль права не действуют изолированно и независимо от других компонентов правовой материи, а наоборот, обеспечивают их согласованное взаимодействие. Следовательно, с теоретико-методологической точки зрения, рассмотрение вопросов, посвященных конституционному праву как целостному нормативному образованию, способно внести определенный вклад и в решение более глобальной проблемы, связанной с построением внутренне согласованной, логически выдержанной и непротиворечивой системы российского права в целом. Во-вторых, актуализация рассматриваемой проблематики обусловлена формированием в самой структуре отрасли конституционного права новых, нетрадиционных институциональных образований, отражающих сложные процессы интеграции и дифференциации конституционно-правовой материи. Данные нормативные совокупности (подотрасли и институты) объективно нуждаются в глубоком научном исследовании своих сущностных характеристик. В-третьих, включение в орбиту научного знания вопросов системно-структурного построения отрасли конституционного права объясняется отсутствием в современной юридической литературе единого и общепризнанного подхода к критериям дифференциации конституционно-правовой материи на составляющие ее правовые общности и потребностью внести определенную унификацию в рассматриваемом вопросе. В-четвертых, построение научно обоснованной системы конституционного права как отрасли права невозможно без детального исследования юридической специфики образующих ее структурных подразделений (норм, институтов, подотраслей). Комплексный анализ данных нормативных образований позволит более обстоятельно подойти к рассмотрению общесистемных свойств отрасли конституционного права. В-пятых, анализ системы ведущей отрасли права способен обеспечить рассмотрение таких мало исследованных в общей теории конституционного права вопросов как предмет, метод, принципы, функции данной отрасли, своеобразие ее юридического режима и нормативных подсистем.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Филиппов В. С., Колесников Е. В., Курак А. И., Лисицын Ю. П., Нудненко Л. А., Некрасов С. И., Сергеев С. Г. и др., а так же были использованы Конституция Российской Федерации.
Целью данной работы является раскрытие основных функций конституционного права в России, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие конституционного (государственного) права России;
- Исследовать формы конституционно-правовых отношений;
- Охарактеризовать функции конституционного права как учебной дисциплины;
- Определить функций конституционного права как науки;
- Выявить метод конституционного права.
Объектом исследования являются теоретико-правовые аспекты общей концепции системы отрасли конституционного права Российской Федерации.
Предметом исследования избраны вопросы систематизации нормативно-правового массива конституционного права, а также исследование юридической специфики его структурных подразделений.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
1.1 Понятие конституционного (государственного) права России
Конституционное право — ведущая отрасль системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых влечет применение государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом[4, C 56].
Итак, конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права.
Значение конституционного права: эта отрасль права имеет ведущий характер в системе права. С конституционного права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм.
1.2 Формы конституционно-правовых отношений
Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями. Им свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфика. Отличия от других правоотношений связаны с их содержанием и составом субъектов. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека.
В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности. Это относится, например, к декларируемым Конституцией народному суверенитету (ст. 3 Конституции РФ), разделению властей (ст. 10 Конституции РФ), не отчуждаемости прав (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) и т.п. Эти общие принципы имеют определяющее значение для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений, в которых чётко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений недостаточно только урегулирования конституционно-правовой нормой. Для этого необходим также определённый юридический факт, приводящий норму в действие[12, C 67].
Юридическими фактами являются события или действия, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Развитие правоотношений побуждается, как правило, целой системой юридических фактов. Конституционно-правовые отношения действуют не сами по себе. Кроме юридических фактов необходимы ещё субъекты, которые наделяются определёнными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.
Субъекты конституционно-правовых отношений - те лица, объединения, органы, территориальные образования, за которыми признается возможность быть участником правоотношений, носителем субъективных прав и юридических обязанностей, причем такая их возможность закрепляется нормами права.
Особенностью конституционного права является то, что круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк, причем некоторые из них могут быть участниками только данных отношений и их невозможно представить в иных правоотношениях.
Все субъекты конституционно-правовых отношений условно можно подразделить на следующие группы:
1) социальные общности: многонациональный народ, население, нация, народы, проживающие на соответствующе территории, этнические общности, национальные меньшинства;
2) Российская Федерация как государство;
3) органы государственной власти.
На федеральном уровне — это Президент РФ, Федеральное Собрание (и его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, а в ряде случаев и иные федеральные суды, прокуратура, а также многие другие государственные органы, нередко принимающие участие в конституционно-правовых отношениях, — Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, Банк России, Счетная палата РФ и др.
На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных правоотношений выступают высшие должностные лица (главы исполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, —избирательные комиссии субъектов РФ, уполномоченные по правам человека, счетные (контрольно-счетные) палаты и др.;
4) органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.
5) должностные лица, структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (например, депутаты представительных органов, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии);
6) участники избирательных правоотношений (субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления; сами кандидаты; их доверенные лица; избирательные объединения; избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса; сотрудники аппаратов избирательных комиссий; наблюдатели; избиратели, участвующие в этом своем качестве в мероприятиях избирательных кампаний и в голосовании;
7) граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, российские соотечественники за рубежом;
8) Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов РФ;
9) общественные объединения, в том числе политические партии, религиозные группы и религиозные организации.
Однако круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда данным. Он зависит от конкретной страны, ее строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно-правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти.
Перечисленный круг субъектов конституционно-правовых отношений присущ всем государствам. В некоторых из них имеются субъекты, не характерные для других стран, как, например, церковь, главой которой нередко выступает монарх.
Вывод по первой главе. Конституционное право занимает ведущее место в общей правовой системе РФ. Являясь ведущей отраслью права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. По юридической силе источники позитивного конституционного права можно разделить на следующие виды: конституции, законы, акты палат, главы государства, правительства и др.