Актуальность темы исследования обусловлена особой ролью суда в жизни демократического общества. Признание концепции правового государства предполагает разделение и взаимодействие властей, верховенство права, создание эффективного механизма защиты прав и свобод граждан, взаимную ответственность государства и личности. Учитывая высокую социальную значимость в деятельности судей, необходимо, чтобы все гарантии судейской деятельности действовали не против людей, следовательно, необходимо понимать возможность механизма привлечения судей к уголовной ответственности.
Целью данной работы нами определены изучение статуса судей в РФ.
Основными задачами при написании работы являлись:
- Определение понятия конституционного статуса судей.
- Выделение составляющих конституционного статуса судей и их анализ.
- Выявление оснований для привлечения судей к уголовной ответственности.
- Рассмотрение эффективности выделенных оснований.
Предметом курсовой работы является условия привлечения судьи к уголовной ответственности.
Объект исследования – общественные отношения возникающие в процессе определения статуса судьи и привлечения судьи к уголовной ответственности.
Методика научного исследования состоит из: методов познания (анализ, синтез, индукция и дедукция), из общенаучных методов (эмпирическое исследование, методы теоретического познания), а также частнонаучных методов (формально-логический метод, системно-структурный метод).
Использование указанных методов позволит осуществить комплексный анализ исследуемого явления.
Научную базу исследования составляют учебные пособия и научные статьи.
Структурой данной работы являются ее составные части: введение, две главы с включенными в них параграфами, заключение и список использованной литературы.
1 Конституционный статус судей РФ и его составляющие
1.1 Понятие конституционного статуса судей РФ
Согласно Закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьями считаются лица, которые наделены в порядке, установленным Конституцией РФ, полномочиями исполнять правосудие и на профессиональной основе выполняющие свои обязанности. В свою очередь Федеральный конституционный "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает единство статуса судей, как один из главных принципов судебной деятельности, различаются же судьи только полномочиями и компетенцией.
Понятие конституционный или правовой статус происходит от латинского состояние или положение, поэтому многие теоретики отожествляют правовой статус с правовым положением и трактуют как совокупность установленных законом прав и обязанностей.[1] Н. В. Витрук считает, что основу статуса личности составляют, во-первых, юридические права и свободы, во-вторых, юридические обязанности и, в-третьих, законные интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства. В правовое положение им включается гражданство, правосубъектность и юридические гарантии.[2]
По-другому А.М. Ковалев определяет статус – это объединение общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав, и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц. Права и обязанности государственных органов составляют часть их правового статуса и формулируются конституциями и надлежащими законами.[3]
Исходя из содержания Закона РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в статус судей включается правовое положение, с учетом особенностей прав и обязанностей судей определенных спецификой категорий дел, что установлено в специальных законах о судах общей юрисдикции, о мировых судьях, об арбитражных судах и отдельными законами субъектов.
В законе перечисляются основные требования, которым должен соответствовать судья и статьи, обеспечивающие его деятельность и привлекающие к ответственности. По сути, не перечислены права и обязанности судей, а описаны основные критерии их деятельности.
Как установлено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П: статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, дабы обеспечить осуществление правосудия независимым, объективным и беспристрастным судом, для этого провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, кроме того, предполагается их надлежащее материальное содержание.[4]
Судебная власть принадлежит только судам, в лице судей, поэтому главная обязанность судей − осуществление правосудия. Таким образом, правовой статус судей составляют: гарантии независимости, принципы несменяемости и неприкосновенности судей. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в основах статуса судей не выделяет отдельно независимость, а лишь указывает на несменяемость и неприкосновенность. По нашему мнению, это связано с тем, что независимость судей исходит из самой сущности судебной системы, исходящей из принципа разделения властей. В связи с этим перечисляются лишь гарантии, обеспечивающие независимость. Эти гарантии составляют судейский иммунитет- комплекс норм, который освобождает судей от выполнения отдельных юридических обязанностей и устанавливающих специальные процедуры привлечения их к ответственности в целях обеспечения конституционного статуса и надлежащего выполнения ими своих функций.[5]
Таким образом, конституционный статус судей содержит особенности, характерные для судебной деятельности, обеспечивающие эффективное выполнение возложенных на судей задач.
1.2. Независимость судей
Независимость судей является конституционно установленным принципом деятельности судебной системы. Выражается в том, что судьи в своей деятельности подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Гарантии независимости судьи выражаются в предоставлении мер материального и социального обеспечения и социальной защиты как судей, так и их семей.[6] В ст. 9 закона «О статусе судей в Российской Федерации» перечислены эти гарантии. Независимость осуществляется благодаря: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.[7]
Все гарантии распространяются на всех судей в Российской Федерации, они не могут быть отменены и снижены. Данные гарантии обеспечивает Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации, создавая условия для осуществления судебной деятельности.
Можно выделить гарантии независимости по сферам общественных отношений. Тогда к политическим гарантиям будут относиться такие положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают им быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.
Экономическими гарантиями будут являться положения законодательства, которые предоставляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее их высокому статусу, жилую площадь и другие материальные льготы.
Юридическими гарантиями независимости судей выступают: установленный законом порядок отправления правосудия, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку и т.д.[8]
Независимость судей обеспечивается и определенными ограничениями, которые налагаются на них. Например, Судья не имеет права замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром, также принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, судья не должен заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности и др.[9]
[1] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. −М., 1997. С. 426.
[3] Топорнин Б.Н. Юридическая энциклопедия. −М.: Юристь, 2001. С.1042.
[4]Постановление Конституционного Суда РФ от 19.02.2002 N 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Судов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан - судей и судей в отставке»
[5] Терехин В.А. Судейский иммунитет: проблемы теории, законодательства и практики // Российская юстиция. −2011. −№ 5. − С. 36.
[6] Большой юридический словарь /Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд. М., 2001. С.217.
[7] О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Российская газета, № 30, 29.07.1992.
[8] Домнина, О. В. Принцип независимости судей как элемент метода механизма правового регулирования гражданского процессуального права / О. В. Домнина // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2011. - № 18. - С.154.
[9] О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Российская газета, № 30, 29.07.1992.
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации: (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2 О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст.1.
3 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ. (ред. от 19.12.2016).
5 Уголовно-процессуальный кодекс РФ: от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.- М.: «Эксмо», 2016. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
6 О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Российская газета, № 30, 29.07.1992.
Акты судебных органов
7 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации: от 18 октября 2011 г. N 23-П г. Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности положений статей 144, 145 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 16 закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалоб ой гражданина С.Л. Панченко"// Российская газета, №5622 (246), 02.11. 2011.
Монографии, учебники, учебные пособия
8 Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. — М.: РАП, 2006. 120 с.
9 Большой юридический словарь /Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд. М., 2001. 217 с.
10 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. −М., 1997. 426 с.
11 Топорнин Б.Н. Юридическая энциклопедия. −М.: Юристь, 2001. 1042 с.
Научные статьи
12 Артемова Д.Н., Савельева Т.А. Общее и особенное в конституционно-правовом статусе судей Российской федерации и Зарубежных стран // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014.-№2(6). -36 с.
13 Ермошин Г.Т. Современные проблемы правового регулирования статуса судей в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2016.-№7 (68). - 91 с.
14 Домнина, О. В. Принцип независимости судей как элемент метода механизма правового регулирования гражданского процессуального права / О. В. Домнина // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2011. - № 18. - 154 с.
15 Камардина А.А. Независимость судей как принцип уголовного судопроизводства // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. - 2015.- №2.- 57 с.
16 Терехин В.А. Судейский иммунитет: проблемы теории, законодательства и практики // Российская юстиция. −2011. −№ 5. – 36 с.
Электронные ресурсы
17 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.02.2002 № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Судов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан – судей и судей в отставке» [Электронный ресурс] // Официальный интернет- портал правовой информации.– Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&№d=102075006&i№telsearch=%CF%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%CA%EE%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E3%EE+%D1%F3%E4%E0+%D0%D4+%EE%F2+19.02.2002+№+5-%CF (дата обращения: 26.04.2018 г.).
18 Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (с изменениями от 8 июля 2014, 2 июля 2015г., 19 июля 2016г., 10 ноября 2016г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/I№fo/LegalBases/Reglame№t/Pages/Chapter2.aspx (дата обращения: 28.04.2018 г.).
19 Результаты исследования "О судах и судьях" [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонда общественного мнения. – Режим доступа: http://fom.ru/ (дата обращения: 15.04.2018 г.).