Актуальность темы: На протяжении всей истории человечество пыталось найти идеальный способ саморегулирования. Эти поиски очень часто заканчивались достаточно парадоксально, а иногда крайне опасно. Тем не менее люди всё-таки сумели разработать поистине идеальную систему саморегулирования – право. Однако не стоит забегать вперёд. Первоначально основным способом убеждения или же влияния было насилие. Позднее этот незаменимый атрибут любой древней власти был вытеснен моральными нормами, которые потихоньку начали санкционироваться той или иной властью. Таким образом, на сегодняшний день право является наиболее сформированным и цивилизованным способом самоорганизации и самоуправления людей. Он активно используется властью любого государства для непосредственного влияния на граждан. Однако достаточно часто возникает вопрос, как право фактически реализуется или же доносится до сознания обыкновенных граждан отдельно взятого государства. Сегодня по данному вопросу в теории государства и права сформирована целая научная отрасль, которая изучает нормативные акты органов власти. Именно благодаря подобным документам право реализуется в жизни граждан.
Понятие и виды нормативно-правовых актов невозможно рассматривать без учёта Конституции России и её норм. Ведь Основной Закон является не только наивысшим по своей юридической силе нормативным актом РФ, но ещё и основой всей правовой системы государства. Главной особенностью этого нормативного акта является его содержание. Конституция закрепляет положения о центральных органах власти, территориальном и политическом устройстве страны, принципах реализации прав и свобод человека.
Конституция - основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Для нас привычно использование эталонов мер, весов, времени. Это своеобразный проверочный инструмент, с помощью которого выявляются и разрешаются правовые противоречия, а значит усиливается системность права.
Целью работы является уточнение сущности конституции и ее значения для развития современного государства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие Конституции.
2) раскрыть сущность, значение и функции Конституции.
3) раскрыть юридические свойства Конституции.
4) раскрыть функции Конституции.
5) Исследовать проблемы реализации Конституции РФ.
Объект исследования – система отношений, которые регулируются конституцией.
Предметом исследования являются юридические свойства, функции и проблемы реализации Конституции Российской Федерации
Теоретическая основа исследования. При написании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной проблематике и труды таких ученых, как С.А.Авакьян, М.В. Баглай, И.П. Ильинский, О.Е. Кутафин, Н.А. Михалева, Ю.М. Тихомиров, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и т.д. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности конституции и ее значения для развития современного государства.
Методологическая основа исследования. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литература.
Глава 1. Понятие и общая характеристика конституции Российской Федерации
1.1. Понятие Конституции
Деятельность всех современных государств подчинена определенным рамкам, которые существуют как на международном, так и на локальном уровне. Но далеко не всегда существовал подобный порядок. Истории известны моменты, когда жизнь человека ничем не регламентировалась и была подвластна лишь воле случая. Конечно, подобное состояние дел не могло обещать ничего хорошего. С развитием социальных формаций происходило изменение механизма общественного регулирования. По сути, люди создавали новые способы управления собой. Появление государств обусловило необходимость подобного рода регулирующих механизмов. Одним из них стало право. Данная совокупность санкционированных норм морали зарекомендовала себя наилучшим образом. Ведь она наиболее полно регулирует отношения внутри общества, а также его взаимодействие с органами власти в стране. При этом была разработана основа юридических отношений в том или ином государстве. Ею, в зависимости от конкретной правовой системы, является конституция. В Российской Федерации основной закон также присутствует. Этот нормативный акт имеет высшую юридическую силу и иные характерные особенности. Непосредственное регулирование общества и возникающих в нем отношений конституция реализует посредством принципов, характеристика которых будет представлена далее в работе[1].
Существующий в Российской Федерации и других странах юридический порядок во многом разработан благодаря основному закону – Конституции. По сути, этот документ представляет нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Главной особенностью конституции является тот факт, что она закрепляет или же учреждает основные цели деятельности и создания государства как субъекта правоотношений. Исторически основной закон был известен уже в Древнем Риме. Одна из первых конституций была создана таким деятелем, как Сервий Тулий. В ней закрепились основные нормы, которыми регулировали некоторые общественные проблемы. В период Нового времени многие государства принимают конституции для нормализации политического положения и закрепления человеческих прав. Примером тому являются основные законодательные акты Речи Посполитой, Соединенных Штатов Америки, Франции и т.п.
Конституция должна присутствовать в любом современном демократическом государстве. Понятие конституции подразумевает наличие основного закона, в котором максимально четко прописаны все права и обязанности населения того или иного государства. Абсолютно все люди в стране должны беспрекословно подчиняться данным правилам. Это касается даже граждан других государств, которые постоянно проживают или временно находятся на чужой территории. Фраза «незнание закона не освобождает от ответственности» очень точно характеризует демократичную направленность любой страны.
То есть если вы совершили преступление на территории другого государства, но не знали, что так делать нельзя, то это абсолютно не оправдывает вас и вы будете нести установленную ответственность. В этом и заключаются многие функции конституции. Во многих странах мира самыми страшными преступлениями считаются те, которые были совершены именно против основного закона. Естественно, за такие преступления уголовная система обычно предусматривает наиболее тяжкие наказания. Максимально жестко к этому относятся руководители тех государств, где до сих пор разрешена смертная казнь.
Таким образом, политики показывают своим гражданам, что в первую очередь нужно уважать свои законы и ни в коем случае не преступать их. На сегодняшний день таковой является понятие конституции практически во всех государствах нашей планеты[2].
Если сделать небольшой экскурс в историю, то можно заметить, что те страны, которые только сформировывались, сразу же назначали людей, которые должны были составлять конституцию. Это совершалось для того, чтобы люди чего-то боялись и не творили все, что им заблагорассудиться. Таким образом, руководители нового государства осуществляли профилактические действия, которые не позволяли просыпаться хаосу на их территориях. Есть, конечно же, и исключения из данного правила. Например, в Великобритании понятие конституции до наших дней так и осталось понятием. В этом великом государстве не существует письменных законов, а только устные. Это удивительный факт, но отличная развитость граждан данной страны заключается в любви и глубоком уважении к своей королеве, а также ко всему, что связано с их государством. Такой метод руководства можно применять только в тех странах, где менталитет народа построен на уважении к своим политическим лидерам. Вот такая весьма оригинальная сущность конституции в Великобритании.
К сожалению, в странах бывшего Советского Союза применять такую систему управления государством очень рискованно. Ведь население тогда не будет знать, чего нельзя делать, и какое наказание может последовать за совершение противозаконных действий. Кроме того, из-за очень высокого уровня коррупции в наших странах лучше так не рисковать. Ведь практически вся судебная, прокурорская и правоохранительная ветвь закона сразу начнет принимать массу просто абсурдных решений. Объяснять они это будут тем, что руководствовались добрыми помыслами, а так как не существует письменной законности, нельзя сказать, что они будут неправы. Вот вам и наглядный пример вполне реального хаоса и процветания криминальной структуры.
Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод о том, что для людей с нашим менталитетом само понятие конституции уже должно пугать, тем самым предупреждая незаконные действия и осуществляя профилактику преступлений. При наличии письменных законов, наш гражданин прежде, чем решиться на правонарушение, сначала изучит все последствия данного деяния. После того, как он увидит эти цифры, вполне возможно, что он передумает идти против конституции[3].
Если говорить конкретно о Конституции Российской Федерации, то она является писанным актом высшей юридической силы. Её приняли в 1993 году. В законе закреплены основы политико-правового строя РФ, а также порядок возникновения основных органов государственной власти. Структура Конституции включает в себя следующие структурные элементы, а именно: преамбулу, первый раздел (9 глав), второй раздел. Свое действие основной закон распространяет на территорию всего государства. Большое значение в данном случае отыгрывают конституционные принципы, которые, по сути, являются основой всей юридической системы государства.
В каждой стране, в силу объективных причин, конституция может отличаться от основных законов другого государства. Теория конституционализма выделяет виды конституций согласно форме их выражения, субъектов и порядков принятия, а также эффективности их тезисов.
Виды конституций, в зависимости от формы их выражения, бывают писаные и неписаные. Конституция писаная - НПА, который регулирует конституционные вопросы. Подобный вид конституции может состоять из нескольких актов, которые дополняют друг друга по содержанию, и которые провозглашены как составные части единой целой конституции. Например, Конституция Французской Республики состоит из Конституции 1958-го года, Декларации 1789-го года и преамбулы Конституции 1946-го года[4].
Неписаная конституция представляет собой собрание обычных законов, актов и обычаев. Яркими примером этому виду является Конституция Великобритании. Те источники, которые составляют неписаную конституцию, каждый по отдельности не могут дать целостную модель общественной и государственной жизни в своей стране. Формально они не соединены в целостный правовой акт или официальный свод актов. Они не отличаются от других правовых источников, так как не имеют особого преимущества по отношению к другим[5].
Виды конституций по принимающим их субъектам бывают дарованные (их также называют октроированные), а также народные конституции. Дарованную конституцию вводит в действие глава государства, на основе подписанного им же акта. Пример тому, Конституция государства Катар.
Также из ряда дарованных конституций можно выделить свод законов Российской империи 1906-го года. Эта Конституция была введена в действие согласно указу российского императора.
В отличие от предыдущего вида, народная конституция может быть принята путем народного референдума или парламентом страны. Бывают случаи, когда для принятия конституции создается высший орган власти под названием учредительное или конституционное собрание.
По порядку принятия конституции или же внесения в нее изменений и поправок, виды конституций бывают: гибкие и жесткие[6].
Под понятием гибкой конституции подразумевается основной закон государства, который принимается и изменяется так же, как и остальные обычные государственные законы.
[1] Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2017. – С. 68.
[2] Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2017. – С. 69.
[3] Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. - С. 73.
[4] Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Кулушева М. А. Конституционное право РФ. – М.: Юрайт, 2014. – С. 118.
[5] Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2017. – С. 69.
[6] Стрекозов В. Г. Конституционное право России. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – С. 114.