ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие местного самоуправления в Российской Федерации
1.2 Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации
2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Основные принципы местного самоуправления в Российской Федерации
2.2 Функции местного самоуправления в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения, так как является вполне самостоятельной сферой деятельности. Также следует отметить, что современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет и довольно динамично продолжается сегодня.
Актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;
потребность в развитой органов правоохраны в субъектах Российской Федерации. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти, осуществление ими правоохраны, а также их взаимодействия с органами внутренних дел;
острота проблемы укрепления российской государственности, и роли местного самоуправления в системе правоохраны.
Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих органов с населением и центральными органами власти, правоохранительными органами исследовали еще русские правоведы начала XX века. А.Д. Градовский, И.И. Евстихиев, Н.И. Лазаревский, М.И. Свешников и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, в вверенными местным административным органам.
Цель данной курсовой работы – дать общую характеристику деятельности и порядку организации местной власти, рассмотреть различные аспекты и принципы местного самоуправления в Российской Федерации.
Задачи данной работы:
- определить понятие местного самоуправления в Российской Федерации;
- изучить правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации;
- выявить основные признаки местного самоуправления в Российской Федерации;
- рассмотреть принципы местного самоуправления в Российской Федерации;
- охарактеризовать функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Объект настоящей работы – общественные отношения в процессе деятельности и организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Предмет настоящей работы – понятие и принципы местного самоуправления в Российской Федерации.
Методологической базой работы являются: диалектический метод, методы формальной логики, сравнительно-исторический метод, сравнительно-правовой метод.
Результаты и предложения данной работы могут быть объектами дальнейших исследований, а также использованы для совершенствования российского конституционного и муниципального законодательства.
Структура настоящей курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие местного самоуправления в Российской Федерации
Местное самоуправление - один из важнейших демократических принципов организации и осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, самостоятельного решения населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Конституция РФ признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Это предполагает введение особой сферы вопросов местного значения, которые отнесены к ведению местного самоуправления.
Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Данное право население реализует непосредственно (через референдум и др.) и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Государство, признавая конституционное право населения на осуществление местного самоуправления, самостоятельно решает вопросы местного значения, берет на себя тем самым обязанность создавать необходимые условия.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации создают все правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Важную роль в этом деле играет Комиссия при Президенте РФ по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления, являющаяся постоянно действующим консультативным органом.
При Правительстве РФ действует Совет по вопросам местного самоуправления. Совет является совещательным органом, образованным для предварительного рассмотрения вопросов местного самоуправления, выработки предложений по решению основных проблем его развития и обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Местное самоуправление – это, прежде всего, идея демократизации власти в государстве, ее децентрализации в разумных, не угрожающих единству государства и общества пределах .
Местное самоуправление как правовой институт относится к числу общепризнанных принципов и норм международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.
1 Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.09.1998. - N 36. - Ст. 4466.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - Ст. 4398.
3 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - N 30. - Ст. 3018.
4 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - N 40. - Ст. 3822.
5 Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Собрание законодательства РФ. - 11.12.2000. - N 50. - Ст. 4943.
6 Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 14. - Ст. 1374.
7 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - N 22. - Ст. 2375.
8 Абрамов В.А. Местное самоуправление: идея и опыт // Социс. - 2012. - №1. - С. 115.
9 Аникин Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. - Саратов. - 2012. - С. 109.
10 Балыхин А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - N 1. - С. 12 - 16.
11 Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления//Журнал российского права.- 2012. - №4. – С.44.
12 Васильев В.И. О некоторых понятиях муниципального права // Журнал российского права. - 2013. - N 12. - С. 46 - 56.
13 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М., 2010. – 234 с.
14 Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2011. – 232 с.
15 Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. - М.: Статут, 2014. – 361 с.
16 Макаров И.И. Наименования органов местного самоуправления: подходы регионального законодателя // Журнал российского права. - 2012. - N 3. - С. 36 - 37.
17 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М., 2011. – 114 с.
18 Соловьев С.Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования // Современное право. - 2012. - N 4. - С. 41 - 45.
19 Соловьев С.Г. Муниципальный кодекс Российской Федерации: предпосылки и проблемы принятия // Российская юстиция. - 2013. - N 4. - С. 28 - 32.
20 Фадеев В.И. Местное самоуправление в России: исторический опыт и современная практика правового регулирования // Lex russica. - 2014. - N 4. - С. 396 - 412.