ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проведения статистического анализа прожиточного минимума
1.1 Обзор системы показателей уровня жизни
1.2 Использование рядов динамики для анализа величины прожиточного минимума
1.3 Организация статистического наблюдения за прожиточным минимумом
Глава 2. Анализ динамики прожиточного минимума в городе Красноярске за 2016-2021 гг
2.1 Динамика основных относительных показателей, характеризующих прожиточный минимум
2.2 Прогноз динамики прожиточного минимума в городе Красноярске за 2016-2021 гг
2.3 Корреляционно-регрессионный анализ в изучении прожиточного минимума
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На протяжении достаточно длительного времени низкий уровень жизни граждан остается одной из насущных проблем российской действительности. При этом Конституцией РФ более двадцати пяти лет назад в ч.1 ст. 7 было определено, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Универсальным критерием оценки уровня достойной жизни был выбран прожиточный минимум, легальное определение которого закреплено в ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [2].
Согласно этому закону, прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Что касается понятия «потребительская корзина», то она определена как необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (с учетом изменений) и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
В новой ре дакции Конституции РФ, в п.5 ст. 75 за креплено: «…Государством гарантируется минимал ьный раз мер оплат ы труд а не менее величин ы про житочного минимум а труд оспособного на селения в целом по Российской Феде рации» [1]. Следует от метить, что в Трудовом кодексе РФ [3] бы ло за креплено прав ило, со гласно кот орому МРОТ устанавливает ся одно временно на все й территории РФ Феде рал ьным за коном и не мож ет бы ть ниже величин ы про житочного минимум а труд оспособного на селения (ст. 133 ТК РФ); одно временно бы ло определен о, что по рядок и сроки по этапного по вышения МРОТ до раз мера, пред усмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, про писываются в Феде рал ьном за коне (ст. 421 ТК РФ). Такой за кон бы л по дписан только спустя 16 лет президентом РФ Владимиром Путиным 28 де кабря 2017 г., и с 1 января 2018 г. минимал ьный раз мер оплат ы труд а (МРОТ) бы л по вышен до у ровня про житочного минимум а и пред усмотрел ежегодное с 1 января установлен ие МРОТ в раз мере величин ы про житочного минимум а труд оспособного на селения в целом по Российской Феде рации за второй квартал пред ыдущего год а. Таким об разом, норм а, про писанная в ТК, ста ла ре ализовываться с 2018 год а, а с 2021 г. это теперь конституционное за крепление.
В на стоящее время за остряется вопрос о про житочном минимум е и минимал ьном раз мере оплат ы труд а (МРОТ) в РФ, из -за его сравнительного от личия на селение на ходится в бедно сти. Ведь по труд овому за конодательству РФ минимал ьная оплат а труд а не мож ет бы ть меньше, чем про житочный минимум , но по факт у это не так . Одной из главных целей эконом ической по литики любой стра ны явл яется по вышение качества и у ровня жиз ни на селения. Особенности определен ия по нятия бедно сти на у ровне от дельной стра ны за висит, прежде все го, от у ровня ее со циально-эконом ического раз вития, а так же от целей про водимой в стра не со циальной по литики и бюджет ных воз можностей государств а.
Три основ ных концепций бедно сти сложились в эконом ике: абсолютная, от носительная и субъективная, их об ъединяет не обходимость определен ия черт ы бедно сти и определен ного у ровня жиз ни, по по ложению ниже кот орого определяют со стояние бедно сти. Абсолютной бедно сти определяет про житочный минимум , кот орый рас считывается на основ е мет одики Министерства труд а. В не го включаются рас ходы на пищевые про дукты из рас чета их минимал ьной по требности, рас ходы на не продовольственные товар ы и усл уги, на логи и друг ие плат ежи.
Относительная черт а бедно сти по строена на от носительных усл овиях жиз ни людей, кот орая определяет у ровень жиз ни, ниже кот орого на селение на ходится за черт ой бедно сти.
Целью раб оты явл яется про ведение ста тистическеского анал иза у ровня жиз ни на селения в Красно ярском крае за 2010-2020гг
Для до стижения цели не обходимо ре шен ие след ующих за дач:
- Изучить об зор сис темы по казателей у ровня жиз ни.
- Проанализировать ис пользование рядов динамик и для анал иза величин ы про житочного минимум а.
- Исследовать орган изацию ста тистического на блюдения за про житочным минимум ом.
- Провести анал из у ровня жиз ни на селения с по мощью рас чета сред них величин и по казателей вариации.
- Провести корреляционно-ре грессионный анал из в из учении по требительской корзины и про житочного минимум а.
Основными за дачами дан ной раб оты явл яются сбор дан ных о численности за нятых, как со ставной час ти раб очей сил ы, из мерение у ровня жиз ни на селения Красно ярской об ласти и города Красно ярска и её про гнозирования, а так же из учение про житочного минимум а на селения.
В раб оте ис пользуются след ующие мет оды: на блюдения, сводки и групп ировки, анал иза по лученных ре зультатов.
Расчет основ ных по казателей ста тистики на селения по городам и районам про водится за период 5 лет.