Введение
- Концептуальные основы оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы
1.1 Конкурентоспособность фирмы в системе финансового менеджмента
1.2 Методы оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы
- Анализ и оценка финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия на рынке
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия с учетом финансовой составляющей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Социально-экономическое развитие России в период выхода из состояния финансово-экономического кризиса в условиях рыночных отношений сопровождается качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства. В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия, является поток поступающих денежных средств, превышающий платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть, в конечном счете, возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
Одной из проблем практики и теории финансов обязательств, связанных с реализацией имущества предприятия, является проблема определения сущности выручки и реализации и момента отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции (работ, услуг). Следует сразу заметить, что выручка и реализация – это не одно и то же: выручка – это всегда реализация, но реализация – еще не выручка. Это не изученность и важность данного показателя объясняет актуальность выбранной темы.
Выявление конкурентных преимуществ предприятия предопределяет устойчивую конкурентную позицию на рынке. Сложность взаимоотношений предприятия с его внешней и внутренней средой дало аргумент тому, что каждое предприятие нуждается в строго отшлифованной и наилучшим образом сформированной стратегии развития.
Главной проблемой отечественных предприятий и организаций является недостаточный уровень знаний и полное отсутствие практических навыков формирования конкурентной стратегии. Также, важным моментом, предопределяющим актуальность данной темы, стала угроза неопределенности функционирования многих предприятий и неотложное исследование конкурентных преимуществ для занятия фирмой устойчивой позиции на рынке, а также переход на маркетинговую основу.
Целью данной работы является разработка и обоснование модели диагностики финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия.
Для достижения данной цели в работе формулируются и решаются следующие задачи:
- анализ теоретических основ конкурентоспособности и методов оценки конкурентоспособности предприятия;
- исследовать методические основы анализа и оценки финансовой составляющей конкурентоспособности промышленных предприятий;
- определить состав и структуру внутренних и внешних факторов и условий, оказывающих определяющее влияние на финансовую составляющую конкурентоспособности промышленного предприятия;
- разработать конкурентную стратегию промышленного предприятия на основе результатов диагностики финансовой составляющей конкурентоспособности.
Объектом исследования является конкурентоспособность общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕРСФЕРА».
Предметом исследования являются методы оценки финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия.
Основной исследования послужили научные труды, посвященные вопросам повышения конкурентоспособности предприятия и управления ресурсным потенциалом таких отечественных ученых-экономистов, как Р.А. Фатхутдинов, И.В. Ершова, Т.Г. Филисофова, B.C. Ефремов, А.И. Пригожин, B.C. Катькало, А.Ю. Юданов, B.JI. Тамбовцев, Г.Л. Азоев, P.M. Грант, И.Б. Гурков, и зарубежных авторов: И. Ансофф, П. Друкер, П. Дойль, Р. Каплан, Г. Минцберг, Д. Нортон, М. Портер, П.Ф. Друкер, Д.Х. Харрингтон и др.
1. Концептуальные основы оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы
1.1 Конкурентоспособность фирмы в системе финансового менеджмента
В условиях рыночной экономики основным объектом управления на любом предприятии являются финансовые потоки, так как каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств.
Поэтому большинству управленцев, так или иначе, приходиться взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач. Знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для комплексного понимания проблем, стоящих перед предприятием.
Финансовый менеджмент представляет собой один из наиболее динамично развивающихся процессов, который направлен на решение широкого круга прикладных задач, возникающих в процессе управления бизнесом.
В процессе управления финансовыми потоками финансовый менеджмент включает разработку и выбор критериев для принятия правильных управленческих решении, а также практического использования этих критериев с учетом конкретных условий деятельности предприятия, поэтому в последнее время стала возрастать роль финансового менеджмента в повышении конкурентоспособности предприятия [1].
Перед менеджментом ставятся новые задачи: рационально планировать свою деятельность, поднять качество и конкурентоспособность товаров и фирмы, в то же время обеспечить эффективный сбыт продукции. Это связано с трудностями, которые возникают перед предприятиями в связи с рыночными преобразованиями. Практика последних лет показывает, что далеко не все отечественные предприятия максимально готовы к ведению конкурентной борьбы.
Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса работ, не могут реализовать это преимущество. Вместе с тем конкурентная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границы рынка и вовлечением в него других фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции.
Обеспечение конкурентоспособности любому хозяйствующему субъекту может обеспечить только эффективное управление движением его финансовых ресурсов, используя методологию, методы, приемы финансового управления, которое достигается посредством системы финансового менеджмента предприятия. Роль финансового менеджмента заключается в повышении эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, что приводит к повышению его конкурентоспособности и реализуется через функции, которые признать представлены ниже на рисунке 1.
Рис. 1. Функции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент позволяет управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения тактических и стратегических целей предприятия [2].
Эффективный финансовый менеджмент позволяет обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе, гарантировать постоянный рост собственного капитала, существенно повысить его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, [3]. Финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение, так как предприятия, с эффективной системой финансового менеджмента, смогут максимизировать свои рыночные усилия и предложить рынку свои услуги и получить за их осуществление максимально возможную цену, позволяющую сполна окупить все затраты, а также существенно повысить эффективность внутренних и внешних позиций его конкурентоспособности [4].
Первостепенной задачей руководства предприятия является создание эффективного финансового менеджмента, так как именно от ее успешного решения во многом зависит прибыльность и конкурентоспособность деятельности.