Актуальность темы исследования. Вопросы социальной поддержки, регулируемые законодательством о социальном обеспечении, затрагивают интересы довольно широких групп лиц. Государственная социальная помощь является неотъемлемой частью правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе.
Следует отметить, что согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В частности, это касается и государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь, как указано в одноименном законе, предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства.
В современных социально-экономических и политических условиях постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке со стороны государства.
В целях регулирования и разрешения вопросов, прямо касающихся государственной социальной помощи, готовятся специалисты, производятся повышения числа кадров, совершенствуется их работа в сфере социального обеспечения, а также совершенствуется законодательство, поскольку вырастают потребности граждан, которые нуждаются в той или иной форме государственной социальной помощи.
В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г. провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно в ст. 25 Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или иных случаях утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам. Поэтому одной из приоритетных задач государственной политики в любом цивилизованном обществе выступает социальное обеспечение граждан, в частности государственной социальной помощи.
Объектом исследования является комплекс социально-правовых отношений, возникающих в процессе оказания государственной социальной помощи.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих вопросы социальной помощи и поддержки, а также правоприменительная практика в данной сфере.
Цель курсовой работы - анализ основных положений о государственной социальной помощи, предоставляемой той или иной категории граждан, нуждающихся в этой поддержке, рассмотрение особенностей российского законодательства в области государственной социальной помощи с учетом его современного реформирования, а также обзор проблем государственной социальной помощи в праве социального обеспечения.
Исходя из обозначенной цели были определены следующие задачи:
- изучить российское законодательство о государственной социальной помощи;
- определить, в соответствии с законодательством, цели и задачи государственной социальной помощи, ее формы и виды;
- определить круг лиц, которым предоставляется государственная социальная помощь;
- определить уполномоченных органов исполнительной власти, на предоставление государственной социальной помощи;
- исследовать основные направления социальной поддержки посредством государственной социальной помощи и выявление тенденции совершенствования законодательства о социальном обеспечении.
Для раскрытия темы курсовой работы используются различные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, то есть методы формальной логики, сравнительно-правовое исследование, системный способ.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты в сфере социальной помощи, монографии, материалы периодической печати, указанные в библиографическом списке, информация, размещенная в сети Интернет, материалы судебной практики, положения и уставы базы практики. Практическое и теоретическое значение курсовой работы состоит в комплексном исследовании вопросов государственной социальной помощи как в юридической доктрине, в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Исходя из этого, выявляются проблемы и пути совершенствования законодательства в данной сфере. Поэтому данное исследование представляет интерес как для студентов юридических специальностей, так и для специалистов в сфере социального обеспечения, в частности государственной социальной помощи, как в теоретическом так и в практическом аспектах.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1.Институт государственный социальной помощи в РФ
1.1 Понятие и виды государственный социальной помощи
Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон "О государственной социальной помощи".[1]
Согласно ст. 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается в целях:
- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- адресного использования бюджетных средств;
- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- снижения уровня социального неравенства;
- повышения доходов населения.
В зависимости от источника финансирования государственная социальная помощь может быть предоставлена
за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета субъекта РФ.
Закон предусматривает различные виды государственной социальной помощи:
— социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
— субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
— набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан;
— социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"[2] в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг
Статья 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определяет круг лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в 1—4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах";
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки па санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Что подразумевает собой социальная помощь?
Несмотря на то, что это понятие не так давно вошло в современный научный обиход, уже существуют множество его определений, которые отражают различные точки зрения на понимание сущности и роли социальной помощи в обществе. Так, Холстова Е. И. дает следующее определение: социальная помощь- система мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.[3]
У Фирсова М. В. Социальная помощь это система государственного попечения наименее защищенных групп населения. Основные виды: материальная, финансовая, пенсионная, протезно- ортопедическая, кредитная.2 Михеев В. А. рассматривает социальную помощь как заботу государства, общества о гражданах, которые нуждаются в помощи в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, дефицитной обеспеченностью средствами существования в виде: пенсий, пособий, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Это меры, представляющие собой помощь, как правило, кратковременного характера, оказываемую людям, попавшим в экстремальные ситуации, требующие дополнительных расходов.