Актуальность темы исследования. Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
Муниципальная служба является важнейшей частью публичного управления, которое в современной России выходит на качественно новый уровень. Административная, муниципальная, военная, судебная, жилищно-коммунальная и другие реформы, проводимые сегодня в государстве, не могут быть успешно реализованы без согласованной работы муниципальных служащих. Именно от них в первую очередь зависит эффективная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Особую актуальность работе придает то обстоятельство, что в настоящее время муниципальная служба находится в процессе реформирования. Вместе с тем это отчасти усложняет написание работы, так как законодательство в данной области становится все более объемным и при этом увеличивается число пробелов и коллизий: нормативные правовые акты, принятые до начала реформы и в процессе ее проведения, зачастую не согласуются друг с другом.
Углубленное изучение данной темы имеет не только важное теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку хорошее знание законодательства о муниципальной службе позволит увереннее работать в органах государственной власти и местного самоуправления.
Работа преследуют несколько целей:
1) изучение и обсуждение законодательства о муниципальной службе;
2) ознакомление с историей становления и развития муниципальной службы в России;
3) изучение и дальнейшее обобщение правового регулирования, организации и функционирования социальной защиты муниципальных служащих;
4) усвоение теоретических основ системы работы государственной и муниципальной службы, обсуждение наиболее дискуссионных теоретических положений;
5) выявление тенденций в законотворческом процессе в области права обеспечения муниципальной службы;
7) рассмотрение судебных решений и конкретных ситуаций из практики, а также разработка проектов нормативных правовых актов и документов.
Объектом исследования – общественные отношения в сфере социальной защиты персонала организации, учреждения, муниципальных служащих.
Предмет исследования социальная защита муниципальных служащих.
Исходя из поставленных целей, следует выделить следующие задачи исследования:
1) изучении исторического аспекта в отношении муниципальной службы;
2) рассмотрение правового значения социальной защиты.
3) исследование роли гарантий в обеспечении стабильности кадров государственной и муниципальной службы;
4) анализ механизма реализации каждой из гарантий как государственного, так и муниципального служащего;
5) разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, закрепляющего систему гарантий государственного и муниципального служащего и порядок осуществления каждой из них.
Методологической базой исследования является всеобщий диалектический метод познания. Использованы также общие, специальные и частноправовые методы исследования: анализ, синтез, системный подход, структурно-функциональный подход, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структура работы: работа состоит из введения трех глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовые основы регулирования социальной защиты
1.1. Становления муниципальной службы в РФ
В любом обществе и государстве служба является разновидностью социальной, общественно-политической деятельности и выступает как необходимое условие нормальной жизнедеятельности людей. Служба возникла ещё до появления государства, её зарождение и формирование связано с процессом становления и развития общества.
Службу следует отличать от иных видов социальной деятельности (производства продукции, оказания бытовых услуг и т.п.). Как особый вид социальной деятельности служба характеризуется, прежде всего, тем, что её непосредственным объектом воздействия является человек: его воля, свобода, интересы и т.д.
Служба представляет собой управленческую деятельность. Её цель - организация исполнения задач, функций, как государственных, муниципальных, так и иных, негосударственных, общественных, частных организаций, учреждений, предприятий. Отличительной особенностью службы как вида социальной деятельности является также и то, что она выступает необходимым средством обеспечения иных видов социальной деятельности[12, с.26].
Возникновение и развитие службы связано с формированием особой социальной категории людей - служащих. В их деятельности материализуется служба. Эта деятельность осуществляется профессионально, на основе специальных знаний и навыков, в различных формах, с использованием различных методов.
Таким образом, можно заключить, что служба - это профессиональная деятельность особой категории лиц (служащих) по организации исполнения задач, функций и полномочий государственных, муниципальных, общественных и иных социальных структур.
Служба выступает необходимым элементом внутренней структуры каждого органа, организации, учреждения, предприятия. Поэтому многообразие организационных государственных, муниципальных и иных социальных структур, функционирующих в обществе, обусловливает подразделение службы на виды.
Служебная деятельность в современном обществе подразделяется на несколько основных видов: государственную, муниципальную и др. При этом следует иметь в виду, что в РФ государственная служба включает лишь службу в государственных органах. Муниципальная служба - новый вид службы в РФ. Её формирование связано с процессом становления и развития местного самоуправления в нашей стране как одной из форм публичной власти в государстве. Специфика местного самоуправления как местной (муниципальной) публичной власти во многом обусловливает особенности муниципальной службы - одного из важнейших институтов местного самоуправления[15, с.38].
Муниципальные служащие - один из самых многочисленных контингентов в системе публичной власти государства и общества. Развитие муниципальной службы требует не только создания прочной правовой базы, но и решения вопросов подготовки и переподготовки муниципальных служащих, формирования правового статуса муниципального служащего на основе нормативных правовых актов о муниципальной службе, понимания природы и особенностей власти местного самоуправления, его задач, функции в государстве и обществе в целом.
Вместе с тем, следует учитывать, что муниципальная служба - это один из видов служебной деятельности, и ей свойственны те черты, которые характеризуют службу как социальный институт.
Понятие «муниципальная служба» - сравнительно новое для нашего законодательства. До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, так как служащие местных органов государственной власти (советов и их исполнительных комитетов) являлись государственными служащими[5, с.552].
Учреждение муниципальной службы как нового вида служебной деятельности, обособление её от государственной службы обусловлено формированием в России местного самоуправления как специфического уровня власти, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Вместе с тем, первые законы о местном самоуправлении не использовали понятие «муниципальная служба».
Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Понятия «государственный служащий» и «муниципальный служащий» были по существу равнозначными. Согласно такому взгляду, муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.
Конституция РФ, к сожалению, не использует понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий». Одно из первых упоминаний о муниципальных служащих в федеральном законодательстве встречается в Федеральном законе от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ныне утратившем силу. В ст. 22 этого закона закреплялись гарантии деятельности кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе.
В результате произведённых теоретических и прикладных исследований в настоящее время на законодательном уровне полностью закреплён статус муниципального служащего. В ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий определяется как «гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета». На первый план сейчас выходит проблема развития института муниципальной службы и эффективного управления её человеческими ресурсами.
Современное состояние кадрового корпуса органов муниципального управления позволяет сделать вывод о том, что такая модель управления возможна в форме карьерной стратегии. Карьерная стратегия представляется как способ деятельности, способствующий продвижению и развитию субъекта в профессиональной и социальной жизни. «Стратегия вовлечённости» индивида в процесс совершенствования деятельности обусловлена естественным стремлением приспосабливаться к постоянно изменяющейся внешней среде. Карьерный процесс в этом смысле может быть обозначен как алгоритм практического использования человеческих ресурсов института муниципальной службы[7, с.552].
Сравнительные параметры алгоритма технологизируют интеграцию важнейших сторон деятельности по следующим принципам[12, с.421]:
– характеристика субъекта деятельности;
– целеполагание;
– моделирование результата;
– оценка объективных и субъективных условий процесса деятельности, необходимых знаний, умений, навыков, стратегических и тактических приёмов, способов, методов достижения цели;
– прогнозирование.
В результате социальное поле для карьерного процесса муниципальных служащих может быть рассмотрено в алгоритме, раскрывающем ряд основных вопросов:
– кто - какая группа служащих в данный момент составляет основу для карьерного роста развития;
– что - какие цели определены для стратегических ориентиров в реализации карьерных устремлений;
– для чего - какие мотивы побуждают индивидов к осуществлению поставленных целей; при каких условиях может быть осуществлена карьерная стратегия; достаточно ли у служащего знаний, опыта, профессионального мастерства квалификации, чтобы в условиях конкурентной среды не оказаться в состоянии карьерной стагнации;
– каков предполагаемый результат - в какой мере карьерные прогнозы могут или уже совпали с реальным результатом.
Обосновав каждый из представленных вопросов и увязав их с ситуацией в органе управления, можно говорить о карьерной стратегии как о предвидении возможных состояний и процессов управления продвижением в соответствии с поставленными целями.
Человек всегда находится в поле социально организованной деятельности, тем более муниципальный чиновник. И главное, что отличает индивидуальную деятельность от социально организованной, - это то, что в качестве предмета потребности индивид начинает рассматривать другого человека или организацию, в которой он осуществляет деятельность.
Осуществление взаимодействия служащих организаций образует своеобразное карьерное пространство - «интерфейс» - состояние совместимости, когда одна система как бы раскрывает свои возможности для взаимодействия с другой системой.
Находясь в состоянии совместимости, служащие заинтересованы в стратегии организации своим карьерным движением способствуют её реализации, а организация со своей стороны поддерживает и потенцирует их карьерные стратегии.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Эксмо, 2013. - 63 с.
2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации // Российская газета. - N 47 - 07.03.2007.
Учебники и учебные пособия
3. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие / В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2014. – 448с.
4. Астахов, Ю.В. Современные кадровые технологии: от теории к муниципальной практике: монография. - Белгород, 2014. - 26 с.
5. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления. - М.: Проспект, 2017. - 384 c.
6. Иванова, Т.Ю. Теория организации: учебник/ Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько.- Изд. 2-е, стер.- М.: КНОРУС, 2013. - 298 c.
7. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник /О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2013. – 552 с.
8. Леонов, Г.А. Теория управления. М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2015. - 374 c.
9. Маршалова, А.С. Система государственного и муниципального управления: курс лекций. М.: Омега-Л, 2014. – 128 с.
10. Парахина, В.Н. Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление: учебное пособие. - М.: КноРус, 2016.- 426 c.
11. Рой, О.М. Теория управления. М.: Изд. дом ПИТЕР, 2008. - 382 c.
12. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, Изд. объед. ЮНИТИ, 2014. – 421 с.
13. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: «Юрист», 2015. – 406 c.
14. Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба.- Ростов н/Д, 2016. - 25 с.
Статьи из журналов и периодических сборников
15. Никонов, В. Подготовка муниципальных служащих // Муниципальная власть. - 2014.- №1.- С.38 -39.
16. Калаченко, Л. Требуются профессионалы: Муниципальная служба: состояние, пути развития кадрового потенциала // Муниципальная власть. - 2014. - №2.- С.40.