Актуальность исследования. Все граждане вправе иметь социальную защиту. Конституция РФ накладывает обязательство на государство создавать все существенные условия для реализации указанного права. Она не только декларирует право граждан на социальную защиту, но и точно устанавливает пути его реализации.
Существуют нижеприведенные системы социальной защиты:
- государственная, которая нацелена на определение малообеспеченных групп населения по уровню нуждаемости, а также льготное обеспечение их социальной помощью;
- частную, самостоятельную, основанную на принципе ответственности любого члена общества за свою долю и долю всей семьи, с применением зарабатываемых личной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности и иных личных запасов.
Главным субъектом социальной защиты выступает государство. Лицо, которому необходима социальная защита, – является и субъектом, и объектом социальной защиты.
Объектами социальной защиты считаются социальные организации, учреждения сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса и др.
Важные формы социальной защиты – это социальные гарантии, социальное страхование; социальные услуги; целевые социальные проекты.
Современная система социальной защиты в нашем государстве строится на следующих принципах:
- Одобрения. Органами власти для привлечения внимания средств массовой информации по поводу какого-либо значимого события, принимаются решения, по оказанию помощи, поддержки отдельным социальным группам, населению;
- Заявительности, информирования. То есть любая социальная помощь, поддержка могут быть оказаны нуждающемуся гражданину по его письменному заявлению или его законного представителя;
- Защиты, опеки. Осуществляется защита, опека, забота по отношению к наименее защищенным слоям и группам населения.
В связи с этим появилось достаточно много разнообразных льгот по отношению к населению, подлежащего социальной защите. Эти льготы стали как аналог финансовых типов социальной поддержки некоторых групп, слоев населения. Но одновременно многие отечественные граждане не были достаточно осведомлены о льготах, так как эти данные о наличии льгот чаще печатались в определенных для служебного применения нормативно-правовых и методических актах.
Со временем с развитием рыночных отношений и гласности информация о правах на различные льготы стала более доступной всяким категориям населения, и граждане стали активно заявлять требования на эти льготы. Сегодня более 70% отечественного населения имеют льготы по различным основаниям. Данное положение привело к серьезной нагрузке на федеральный и местный бюджеты, льготы стали как обременение для России.
Объект исследования: социальная защита лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования: особенности реализации социальной защиты в России и за рубежом.
Цель исследования: выявить специфику социальной защиты в России и за рубежом и провести сравнительную характеристику.
Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
Проанализировать и охарактеризовать социальную защиту в России: понятие, содержание, принципы.
Изучить особенности реализации социальной защиты в России.
Рассмотреть подходы к социальной защите за рубежом.
Провести сравнительный анализ, найти схожие и различные черты в реализации социальной защиты в России и за рубежом.
В качестве методов исследования были применены: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной тематике.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Концептуальные подходы к социальной защите в России
Одной из важных частей демократического строя является социальная поддержка незащищенных слоев населения. В каждом населенном пункте существуют специальные центры, где людям помогают различными способами облегчить существование и приспособиться к неблагоприятным условиям жизни в стране. Рассмотрим, какие меры для этого используются в настоящее время.
Социальная поддержка населения стала необходимой вместе с введением в государстве рыночной экономики. Программы зашиты населения направлены на тех, кто самостоятельно не может обеспечить себе достойный уровень жизни: многодетные семьи; инвалиды; ветераны войн; сироты; малоимущие.
В условиях рыночной экономики такие люди не могут получить достаточную прибыль при помощи собственного имущества или в виде оплаты за труд. Правительство реализовывает программы по защите этих групп населения для того, чтобы снизить напряженность между социальными классами внутри страны .
Поддержка оказывается все зависимости от возраста человека, его места проживания и пола. Важно лишь иметь российское гражданство и подтвердить сложную ситуацию в жизни документально. Сегодня власти страны ориентированы на оказание помощи конкретным людям в их жизненной ситуации.
На сегодня в стране открыто более 16 тысяч учреждений, в которых трудится порядка 400 тысяч человек. Практически в каждом районе крупного города есть отдел, куда люди могут обратиться за помощью. Существуют они и в небольших населенных пунктах. Сотрудники центра контролируют и отвечают за выполнение государственных программ.
Существует федеральная и региональная помощь населению. Наиболее узко направлена помощь, которая регулируется законами субъектов федерации. Работа центров поддержки в регионах строится по следующим принципам :
1. Основной задачей является усовершенствование мер социальной защиты.
2. Передача помощи населению производится в натуральном или денежном виде.
3. На местах разрабатываются новые меры поддержки, которые будут более необходимы в конкретной ситуации.
4. Работа с населением проводится в центрах и на выездных мероприятиях. К реализации проектов может быть привлечен Центр занятости и Пенсионный фонд.
5. Центры социальной поддержки и защиты помогают получить необходимую медицинскую и юридическую помощь.
6. Внедряются особые субсидии и льготы, а также контролируется выполнение федеральных программ.
Усилия власти на всех уровнях сконцентрированы на мерах социальной поддержки. Это позволяет добиться большей эффективности принятых мер и расширить для нуждающихся набор предлагаемых услуг.
В органе социальной защиты каждого района готовы выслушать обратившегося и предложить ему одну из подходящих для ситуации мер. Наиболее востребованы мероприятия для поддержки материнства и детства, но их часто бывает недостаточно для семей в сложной жизненной ситуации. Тем не менее, на сегодня для многодетных семей предусмотрена: выплата пособий; санаторно-курортное лечение; выплата федерального и регионального материнского капитала; предоставление земельных участков; ежегодная помощь (если семья является еще и малоимущей) .
Полный список мероприятий от органов социальной защиты, вы можете узнать в отделении этой структуры вашего района. Специалисты, работающие там, проконсультируют о подходящих для вашей семьи программах и видах помощи.
Департамент труда также работает над выполнением программ по поддержке населения. Его специалисты производят:
- отправку на бесплатное профессиональное обучение и курсы переподготовки;
- поиск вакансий для инвалидов, выпускников учебных заведений и трудоспособных граждан;
- работу по созданию новых рабочих мест, при помощи распределения грантов на открытие бизнеса;
- ежемесячные выплаты оставшимся без работы людям.
Государственная поддержка для пожилых людей и инвалидов может включать в себя посильную помощь, которую им предоставляют на дому (уборка, покупка продуктов) или в стационарных условиях. Для этого их помещают в пансионаты и дома-интернаты, где оказываются медицинские услуги и реабилитационные предприятия.
Еще одним способом социальной поддержки является распределение между незащищенными слоями населения гуманитарной помощи. В частности, перед первым сентября ежегодно проходит акция «Помоги пойти учиться». Российские бизнесмены и просто неравнодушные граждане собирают одежду и канцелярские товары, которые позже распределяют между самыми нуждающимися семьями. Многодетным благополучным семьями вместо гуманитарной помощи обычно оказывают поддержку в виде единовременной выплаты.
Существует помощь в покупке для нуждающихся. Например, сироты претендуют на получение квартиры по достижении ими 18 лет. Молодые семьи имеют право обратиться в муниципалитеты для получения льготной ипотеки и субсидии на приобретение жилплощади. Многодетные семьи впору претендовать на земельный участок, на котором можно возвести дом.
Финансирование мероприятий по защите населения от неблагополучных факторов производится из средств различных фондов. Дотации распределяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ .
Ежегодно в октябре-ноябре закладывается бюджет на будущий год, в котором одной из статей расходов является социальная помощь. Для этого проводятся расчеты :
- затрат на приоритетные направления социальных расходов;
- количества получателей адресной помощи (приблизительное);
- потребности в социальной помощи;
- необходимого количества средств на поддержку, с учетом индексации.
В качестве основы для расчетов чиновники берут данные за предыдущий год, которые анализируются с целью определения эффективности. Если региональные фонды не способны в полной мере обеспечить поддержку населения, они вправе обратиться в федеральные органы.
В вопросе распределения бюджета участвует целый ряд министерств, которые отвечают за успешную реализацию мер поддержки населения. На сегодня механизм управления расходами на социальную защиту по-прежнему остается сложной системой, не укладывающейся в простые схемы.
Итак, в завершении главы отметим.
Согласно Конституции РФ 1993 г. «Российская Федерация - социальное государство». Его самые значимые черты выражены в реализуемой социальной политике, которая, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ, «нацелена на формирование правил, которые гарантируют достойную жизнь и свободное развитие человека».
Главные направления социальной работы заключаются в следующем .
1. Социальный надзор (контроль) и профилактика – это действия субъектов управления социальными процессами по выполнению своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и каждой личности. К субъектам социального надзора относятся нормативно уполномоченные структуры (существуют конституционный, прокурорский, административный).
Объекты социального надзора – это процесс исполнения правовых актов общегосударственных и местных органов, принятых конкретными органами по социальной защите населения, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания и др.
2. Социальная реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, правовых мер, направленных на возникновение и гарантирование условий для социальной поддержки лица, имеющего ограничения в жизни, которые вызваны нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными причинами.
3. Разрешение вопросов, которые связаны с социальным обеспечением и с социальным обслуживанием населения, включая: назначение и выплату пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные) и пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и семьях военнослужащих срочной службы, инвалидам с детства и др.); содержание и обслуживание детей-сирот, престарелых и инвалидов в определенных учреждениях и в случае необходимости на дому; профессиональное обучение и устройство на работу инвалидов; протезно-ортопедическую помощь, медико-социальную экспертизу и реабилитацию
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12 декабря 1993г. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014г. №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. - №31. – Cт. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017). // Российская газета. - № 153-154. - 12.08.1998.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 23 дек. 2013 г.: по состоянию на 21 июл.2014 г.] // Российская газета. - № 295. - 30.12.2013.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 20 июл. 1995 г.: по состоянию на 19.12.2016 г.] // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»: [принят Гос. Думой 20 июл. 1995 г.: по состоянию на 19.12.2016 г.)] // Российская газета. - № 142. - 23.07.1999.
Учебная и специальная литература:
6. Аверин, А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб. пособие / А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2016. – С. 114.
7. Бахарев, В.В., Свищев К.Г. Оценка качества социального обслуживания пожилых граждан на дому [Электронный ресурс] / В.В. Бахарев, К.Г. Свищев. – Режим доступа: http://regio№sar.ru/№ode
8. Волкова, Л.И. Достойная старость. О домах престарелых в России / Л.И. Волкова // Российская газета. – 2011. - № 2. – С. 52.
9. Голикова, Т. Обзор программ и приоритетных национальных проектов социального развития на современном этапе развития России / Т. Голикова // Экономист. – 2017. - № 6. – С. 7.
10. Егоров, А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых / А.Н. Егоров. – М.: Статус, 2015.– 465 с.
11. Замараева, З.П. Становление института социальной защиты населения в России / З.П. Замараева. - М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2015. - 207 с.
12. Киселёв, С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации / С.Г. Киселёв. – Самара: Проспект, 2014. – 120 с.
13. Коваленко, Е.А. Модели организации адресной социальной помощи / Е.А. Коваленко. - М.: Статус, 2016. - 247 с.
14. Лагункина, В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения. // Программа по распространению результатов проекта «Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ» / В.И. Лагункина. - М.: Статус, 2014. – 140 с.
15. Леонтьева, А.Г. Социальная защита населения : учеб. Пособие / А.Г. Леонтьева. – Тюмень: Орда, 2014. – 216 с.
16. Лушникова, М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2012. – 656 с.
17. Основы социальной работы. Учебник / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА, 2016. – 337 с.
18. Токарева, Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения / Е.А. Токарева // Социальное и пенсионное право. - 2016. - № 3. - С. 3 - 6.
19. Черкасская, Г.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты / Г.В. Черкасская. - СПб.: ЛГУ, 2016. – 163 с.