ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Правовые основы социальной защиты в России
1.1. Понятие и функции социальной защиты населения
1.2. Правовые основы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровне
ГЛАВА 2. Организация работы федеральных органов социальной защиты населения
2.1. Организационная структура Министерства труда и социальной защиты РФ
2.2. Основные направления деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Социальное обеспечение всегда являлось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием человека и неработающего слоя населения. Социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае если произойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общества
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ключевую роль в реализации социальной политике в государстве играют органы социального обеспечения. От их четкой, хорошо скоординированной и отлаженной работы, зависит уровень социальной поддержки нуждающихся слоев населения.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы правового регулирования общественных отношений по социальному обслуживанию в том или ином объеме исследовались специалистами науки права социального обеспечения: Е.Г. Азаровой, В.А. Ачаркан, М.Л. Захаровым, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской, В.К. Субботенко, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой, В.Ш. Шайхатдиновым и др.
Объект исследования – общественные отношения складывющиеся в процессе реализации социальной политики и взаимодействия с государственными органами, которые обеспечивают реализацию социальных прав граждан РФ
Предмет исследования - органы, осуществляющие социальную защиту населения в РФ, особенности их функционирования и направления их деятельности.
Главная цель исследования - исследование особенностей функционирования органов социальной защиты в Российской Федерации.
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- определить понятие и функции социальной защиты населения
- рассмотреть правовые основы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровне
- охарактеризовать организационную структуру Министерства труда и социальной защиты РФ
- раскрыть основные направления деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ
- в заключение работы сделать краткие выводы по теме исследования
Методология исследования. Основными методами научного исследования в данной работе послужили анализ и синтез. В ходе исследования использовались также общенаучный метод и такие приемы, как сравнительно- правовой метод и системный подход. В первой главе, как теоретической части работы, применялся анализ и синтез. Во второй главе основными методами послужили сравнительно-правовой метод.
Источниками данных этого исследования являлись учебники и учебные пособия, статьи в специализированных периодических изданиях, электронные ресурсы, которые использовались в качестве теоретических основ и практических материалов рассматриваемой проблематики.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме. Выводы, предложенные по итогам изучения и исследований, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач.
ГЛАВА 1. Правовые основы социальной защиты в России
1.1. Понятие и функции социальной защиты населения
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Конституции не дается понятия достойной жизни, не закрепляется и положение о том, что минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий гарантируют уровень жизни не ниже хотя бы прожиточного минимума. В то же время отсутствие в основном законе такой важной гарантии вовсе не означает, что государство не обязано обеспечить каждому и его семье надлежащие жилищные условия, рациональное питание, возможность пользоваться услугами медицинского и социального обслуживания, другими благами, объективно необходимыми для свободного развития личности.
Такая обязанность возлагается на государство в силу норм международного права. Конституция закрепляет также правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38).
Права граждан на социальное обслуживание закреплены в различных федеральных законах, таких как: "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и др.
В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации " в ст. 1 подчеркивается, что "социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания — материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.
В научной литературе понятие "социальное обслуживание населения" используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, «социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества »
В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" в ст.1 дается следующее определение понятию "социальное обслуживание": это "деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Необходимо отметить, что некоторые авторы, характеризуя понятие "социальное обслуживание", склонны определять его как поддержку не трудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов) в случае нуждаемости. Это является недостаточно полным определением рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъектному признаку. Ведь современное законодательство существенно расширило круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание.
Как отмечает Кошкарова Е.С.: «Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности ».
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Права инвалидов на социальную защиты закреплены в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ". Он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В соответствие с Законом, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях » устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности.
Под благотворительной деятельностью понимается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки ».
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что право на социальное обслуживание имеют граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.
Социальное обслуживание осуществляется через системы социальных служб. Понятие социальная служба относится к основным понятиям социального обслуживания населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: - социальная защита; - социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах : 1. При оказании помощи осуществляется индивидуальный подход к запросу клиента; 2. Социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности; 3. Получатель помощи должен проявлять деятельную активность; 4. Механизмы социальной помощи включается тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки.
Система социальной службы включает: - государственную службу: К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания; - муниципальные службы : К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального
I. Нормативные правовые акты и официальные документы;
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" "Российская газета", N 295, 30.12.2013, "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563, "Российская газета", N 234, 02.12.1995.
4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3340, "Российская газета", N 159, 17.08.1995.
5. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 168, "Российская газета", N 19, 25.01.1995.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О государственной социальной помощи" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699, "Российская газета", N 142, 23.07.1999.
7. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об основах обязательного социального страхования" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686, "Российская газета", N 139, 21.07.1999.
8. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929, "Российская газета", N 99, 24.05.1995.
9. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915, "Российская газета", N 84, 06.05.1996.
10. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 238-239, 20.12.2001, "Российская газета", N 247, 20.12.2001, "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
11. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831, "Парламентская газета", N 238-239, 20.12.2001, "Российская газета", N 247, 20.12.2001.
12. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.11.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст. 3528.
13. Постановление Правительства РФ от 26.12.2015 N 1449 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации" (вместе с "Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации") Режим доступа: Справочная система http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2019)
14. Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 N 535 (ред. от 29.06.2018) "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" Режим доступа: Справочная система http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2019)
15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 28.08.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" Режим доступа: Справочная система http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2019)
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 28.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" Режим доступа: Справочная система http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2019)
17. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 27.12.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" Режим доступа: Справочная система http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2019)
18. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 24.10.2018) <Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации> Режим доступа: Справочная система http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2019)
19. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р <Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года> Режим доступа: Справочная система http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2019)
20. Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р <Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы> Режим доступа: Справочная система http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2019)
II. Учебники, монографии, статьи, диссертации;
21. Аллаярова М. К., Янгибоев Б. Ф. Социальная помощь в системе социальной защиты населения // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 69-71.
22. Богданян Е.А. Круглый стол «Социальное партнерство и социальное обслуживание граждан: отраслевые и конституционно-правовые проблемы»// Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 5. – С. 76–77.
23. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 3.
24. Карелова. Г.С. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2017.-№6.-С.24-28
25. Карпова Е. Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2017. № 35. С. 228–232
26. Кокшарова Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 225-227.
27. Майфат А. В., Шипулина Л. Н. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования // Российский юридический журнал. 2018. № 3. С. 199–203
28. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа: — http://www.rosmintrud.ru (дата обращения: 04.12.2019)
29. Повышение социально-экономической эффективности социального обслуживания граждан в Российской федерации / И.Н. Киселева, В.В. Горбунова, Н.П. Иванов // Фундаментальные исследования. – 2017. – №10-2. – С. 418-422
30. Приказ об утверждении регламента режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499013172(дата обращения: 04.12.2019) (дата обращения: 04.12.2019)