Курсовая работа|Право социального обеспечения

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов труда РФ и ЯНАО

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 50

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕТЕРАНОВ

1.1 История становления и правовой статус ветерана по действующему законодательству РФ

1.2. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа»

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ ТРУНА (НА ПРИМЕРЕ ЯНАО)

2.1 Формирование и развитие социальной защиты ветеранов труда в РФ

2.2. Региональные особенности форм и методов социальной защиты ветеранов труда

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦАИЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ ТРУДА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ

3.1. Проблемы функционирования системы социальной защиты ветеранов труда

3.2. Пути оптимизации социальной защиты ветеранов труда в социальной политике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

В качестве одного из важнейших прав человека, выступающего в качестве члена общества, является право на социальное обеспечение. В него включается право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.

На сегодняшний день право на социальное обеспечение нашло свое закрепление в Конституции РФ1, в которой провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и достойное развитие человека (ст. 7). Конституция РФ включает и право на социальное обеспечение (п.2 ст.39). Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В целях создания правовых гарантий социальной защиты ветеранов, большое значение имеют принятые во исполнение положений этого закона законодательные и подзаконные нормативные акты, составляющие систему правового регулирования социальной защиты ветеранов. В частности, меры социальной поддержки ветеранов труда Ямало-Ненецкого автономного округа регулируются законом Ямало-Немецкого автономного округа» от 3 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе».

Вместе тем, отметим, что на сегодняшний день органы власти не в полной мере используют принадлежащие им полномочия и возможности для разрешения проблем ветеранов. Актуальность выбранной темы работы обусловлена и тем, что ветераны выступают в качестве одной из самых уязвимых групп населения всей страны. Отдав свое здоровье и молодость служению обществу, они вправе рассчитывать на то, что общество вернет им долги, обеспечив достойную старость. Без сомнения, ветераны труда заслуживают социальную поддержку от государства. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы настоящего исследования.

Цель настоящей работы состоит в исследовании правовых гарантий социальной защиты ветеранов труда Российской Федерации и Ямало-Немецкого автономного округа.

В соответствии с поставленной целью, были определены следующие основные задачи:

1) рассмотреть историю становления и правовой статус ветерана по действующему законодательству РФ;

2) раскрыть порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа»;

3) определить особенности формирования и развития социальной защиты ветеранов труда в РФ;

4) выявить региональные особенности форм и методов социальной защиты ветеранов труда;

5) определить проблемы функционирования системы социальной защиты ветеранов труда;

6) выявить пути оптимизации социальной защиты ветеранов труда в социальной политике.

Объектом исследования выступили общественные отношения в сфере правового регулирования социальной защиты ветеранов труда в Российской Федерации и Ямало-Немецком автономном округе.

Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере правового регулирования социальной защиты ветеранов в Российской Федерации и Ямало-Немецком автономном округе.

Нормативную базу настоящего исследования составляет Конституция РФ, федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», закон Ямало-Немецкого автономного округа» от 3 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» и другие.

Методологическую основу настоящей работы составляет общенаучный метод познания, базирующийся на системном изучении объекта исследования в сочетании с частно-научными методами, использованием законов формальной логики, методов исторического и сравнительного исследования, научного анализа и синтеза теоретических концепций и практики правоприменения.

Структура работы обусловлена целью, задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, которые включают шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕТЕРАНОВ

1.1 История становления и правовой статус ветерана по действующему законодательству РФ

Ветераны – это граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно на территории РФ, имеющие заслуги перед государством в военной или трудовой деятельности. В переводе с латинского veteranus, от vetus – старый. В Древнем Риме под ветераном понимался солдат, который отслужил срок в армии. В то время ветеранов наделяли землей в Италии и провинциях, или денежным вознаграждением, а также предоставляли права римского гражданства и освобождали от повинностей.

Также под термином «ветеран» следует понимать старого, опытного воина, участника войны в прошлом. Им также называют человека, долго проработавшего на каком-нибудь поприще. Анализ Федерального закона «О ветеранах» показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп: - ветераны Великой Отечественной войны, - ветераны боевых действий, - ветераны военной службы, - ветераны государственной службы, - ветераны труда.

Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности - правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом. Специальный правовой статус ветерана - это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус. Следует отметить, что одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе.

Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы. Следует заметить, что специальный правовой статус ветеранов, имеющих заслуги в защите Отечества, вытекает главным образом из правового статуса военнослужащего.

Как считает известный военный ученый-правовед Н.В. Артамонов, длительное время изучавший проблемы статуса военнослужащего, специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. «Одной из общественных (социальных) групп нашего общества, выделяемых по признаку профессиональной принадлежности, - указывает данный ученый, - являются военнослужащие.

Своеобразие их правового состояния, а значит, и характер взаимоотношений с другими группами отражается в совокупности установленных для них государством прав, обязанностей и норм юридической ответственности или, иными словами, - в их правовом статусе (положении). В свою очередь, специфика самого этого статуса определяется тем, что конституционные и предусмотренные другими общими законодательными актами права и обязанности воинов как граждан получают свое развитие и конкретизацию в нормах военного законодательства, чем обеспечивается осуществление этих прав и обязанностей в реальных условиях военной службы. Таким образом, с одной стороны, военнослужащий обладает правами и несет обязанности гражданина, в силу чего является субъектом общего законодательства, а с другой - одновременно представляет собой субъект специального, военного законодательства».

Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса - статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, «...должны быть обеспечены сверх установленных для других норм. Это объясняется тем, что военнослужащие - участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни.

И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе, справедливо считая, что они это заслужили». Говоря о правовом статусе ветерана в Российской Федерации, необходимо иметь в виду либо общенормативную связь субъектов права, определяемых родовыми признаками (граждане РФ, военнослужащие и т.д.), либо правовое положение конкретных лиц, но в последнем случае - независимо от характера их взаимоотношений с другими субъектами права, складывающихся по поводу тех или иных конкретных юридических фактов.

Актуальными в связи с вышесказанным являются следующие вопросы: о выделении из общего правового статуса гражданина РФ специального правового статуса ветерана; о его соотношении с общим статусом военнослужащих; о критериях условного отграничения сферы действия выделяемого статуса; об особенностях действия некоторых прав и свобод, характерных для правового статуса ветеранов, вызванных спецификой их участия в защите Отечества и военной службой, а также об установлении для них в связи с этим дополнительных мер социальной поддержки, о необходимости систематизации законодательства о правовом положении ветеранов. Для того чтобы дать правильное определение понятия «правовой статус ветерана», необходимо учесть следующие обстоятельства: - во-первых, исходить из тех фактических отношений, в которые приходится вступать гражданину при выполнении воинского долга, при вооруженной защите Отечества; - во-вторых, определить, какими нормативными правовыми актами регулируются данные правоотношения; - в-третьих, выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность социальной защиты и социального обеспечения ветеранов.

Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих личности равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Внутри общего статуса ветеранов можно выделить следующие части: общую (относящуюся к правовому статусу гражданина вообще), специальную (совокупность общих признаков отнесения граждан к ветеранам), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий ветеранов) и единичную, включающую в себя особенности правового положения конкретного ветерана.

В зависимости от уровня обобщения (все ветераны, отдельная их категория, конкретный ветеран) можно говорить соответственно о различных сочетаниях общей, специальной, особенной и единичной составных частей правового статуса ветеранов. Так, имея в виду статус всех ветеранов, можно выделить в нем общую и специальную части. И, наконец, правовое положение конкретного ветерана содержит общую, специальную, особенную и единичную составные части.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием, правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего, специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно-полезной деятельности. Таким образом, структурно-правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из четырех составных частей:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ.2009. № 4. ст. 445
  2. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ.2004. № 35. Ст. 3607.
  3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
  4. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ.1995 № 3. Ст. 168.
  5. Закон Ямало-Немецкого автономного округа» от 3 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
  6. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 2014. - 458 с.
  7. Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 3. - С. 19-22.
  8. Булутова В. В. Государственная социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны // Молодой ученый. -  2016.  - №10. - С. 960-962.
  9. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения уроки кризиса и региональный опыт / А. Виленский, И. Домина//Вопросы экономики. -  2014. - № 2. - С. 74.
  10. Долотин Б. Социальное обеспечение ветеранов  // Социальное обеспечение. - 2015. - № 10. - С. 8.
  11. Зверева В.А. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. -№ 4. - 2014. - С. 208.
  12. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2010. - 566 с.
  13. Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) // За права военнослужащих, 2014. - 458 с.
  14. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. - 2014. - № 2. - С. 38.
  15. Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. - М.: КноРус, 2014. - 458 с.
  16. Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. М., 2014. С.114.Ложкин Д Вернуть ветеранов в общество /Д. Ложкин// Социальное обеспечение. - 2014. - № 17. - С. 19.
  1. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. - М.: Юрайт, 2012.  - 540 с.
  2. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Социальное страхование в системе социальной защиты населения. Гл. 15.1. - М. 2013. - 458 с.
  3. Мисихина С. Социальные выплаты и льготы в Российской Федерации; распределение по группам с различным уровнем дохода /С. Мисихина// Вопросы экономики. -  2015. - № 2. - С. 85.
  4. Митрошенков О.А. Социальная политика в России. /О.А. Митрошенков // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 1. - С. 55.
  5. Основные направления государственной политики на рынке труда // Человек и труд. - 2015. - № 1. - С. 47.
  6. Орловский Ю.П. Право социального обеспечения: учебник. - М.: Юрайт, 2016.  - 548 с.
  7. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. -  2014. - № 2 (24). - С. 36-42.
  8. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 526 с.
  9. Чепурной А.Г. Социальная защита ветеранов в Российской Федерации как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов // Государство и право. - 2013. - № 4. - С.112.
  10.     Шабаева О.А. Социальная поддержка ветеранов в субъектах Российской Федерации: общий обзор законодательного регулирования // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. - 2015. - № 1-2 (33). - С. 22 - 30.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 45 стр.
Курсовая Пенсионное страхование. Назначение, выплаты, доставка пенсий
Курсовая работа Право социального обеспечения
2012 год 40 стр.
Курсовая Пособия по временной нетрудоспособности
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 32 стр.
Курсовая Пособия гражданам, проходившим военную службу, и членам их семей
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 29 стр.
Курсовая Сравнительный анализ страхового и общего трудового стажа
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 31 стр.
Курсовая Пособие при рождении ребенка
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское