ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес планирования и его современное состояние
1.1. Понятие планирования и бизнес планирования
1.2 Основные требования к бизнес плану и его структура
1.3 Этапы бизнес-планирования
Глава 2. Тенденции развития бизнес - планирования на современном этапе
2.1 Основные методики бизнес-планирования
2.2 Опыт российских компаний при разработке бизнес - планов
2.3 Современные тенденции развития бизнес – планирования в зарубежных компаниях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данная работа посвящена актуальным вопросам бизнес-планирования в современном бизнесе. Текущее состояние рынка, при котором снижаются спрос на товарную продукцию и объемы рекламных бюджетов, предполагает точное планирование и определение основных параметров как реализованных постоянных проектов, так и готовящихся к выпуску. Без грамотного и детального бизнес-планирования существует риск повышения издержек на обслуживание штатного персонала организации.
При различных формах предпринимательства – производственной, коммерческой, финансовой, страховой, посреднической, консалтинговой, инжиниринговой – существуют основные положения, которые нашли практическое применение во всех сферах бизнеса и с различными структурами управления и организационно-правовыми формами. Данные положения необходимы для своевременной, всесторонней и тщательной подготовки к преодолению возможных трудностей, возникающих в предпринимательской деятельности.
Методология бизнес-планирования – это современная научная методика формирования внутрифирменных стратегических планов деятельности любого предприятия. Ее осуществление должно быть регулярным и постоянным. В современных рыночных условиях бизнес-план является важным инструментом не только действующих компании, но и создаваемых.
С помощью бизнес-плана можно получать необходимые инвестиции, разрабатывать реальные планы на отдаленную перспективу, составлять схемы фактических, прогнозных, количественных оценок финансовых, экономических и других показателей.
Основными причинами разработки бизнес-плана являются: Убеждение сторонних инвесторов в экономической эффективности вложения средств в данный проект; Помощь в реализации в полном объеме сформулированной миссии компании. Бизнес-план является типовым проектным решением на достаточно отдаленные перспективы, которое содержит обоснованную оценку возможных на данном рыночном сегменте конечных экономических, финансовых и других результатов деятельности фирмы.
Бизнес-план – это постоянно действующий руководящий документ. Поэтому он должен периодически обновляться, изменяться в соответствии с переменами, которые происходят внутри компании, на целевых рынках, в национальной и мировой экономике.
Целью работы является изучение особенностей разработки бизнес-плана как инструмента привлечения инвестиций.
Предмет исследования – теоретические и организационно-методические аспекты процесса бизнес-планирования.
В процессе написания данной работы основной упор делался на изучение теоретических аспектов бизнес-планирования в работах российских и зарубежных авторов, среди которых стоит особо выделить Стрекалову Н.Д., Берда, Делмара, Бхайда, Картера, Эллисона, Кларсона, Чуолку и Райта.
При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, использовались учебники таких авторов как Сироткин С.А., Розанова Н.М. и др.
При написании данной работы использовались диалектические методы анализа и синтеза теоретической информации по данной теме и методы экономического и статистического анализа при расчетах экономической обоснованности создания предприятия.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес планирования и его современное состояние
1.1. Понятие планирования и бизнес планирования
На современном этапе развития экономики России, роль управления деятельностью предприятия непрерывно возрастает. Это обусловлено прямой зависимостью стабильной деятельности любого предприятия от эффективного управления его производственной деятельностью.
Деятельность предприятия любой организационно-правовой формы сопряжена с риском возникновения убытков.
С точки зрения экономической деятельности убытки представляют собой потери, которые выражены в денежном выражении. Это также сокращение материала ресурсов, что связано с тем, что расходы превышают доходы.
Для предотвращения убытков важное значение имеет финансовое планирование. В настоящее время термин «финансовое планирование» используется не только для характеристики одного из видов деятельности компаний, но и для анализа экономики домохозяйства и формирования семейного бюджета. В целом это указывает на развитие финансового планирования в России.
Суть и смысл планирования хорошо знаком многим еще со времен советских пятилеток. Финансовое планирование является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования и является процессом определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. На основе взаимосвязи между показателями развития предприятия и его финансовыми ресурсами такой документ, как финансовый план, обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов.
Основными целями планирования является выявление наиболее перспективных и эффективных ресурсов, помогающих установить соответствие между фактической потребностью и реальными возможностями. Это относится еще и к экономическим принципам планирования на предприятии. Также целевым предназначением, целью данного рода планирования являются:
- обеспечение финансовыми ресурсами в необходимом объеме на конкретный период отдельной отрасли/целого предприятия;
- выбор эффективных направлений в производственной, финансовой деятельности отрасли/компании;
- выявление необходимых методов инвестирования;
- рациональная оценка выгодных предложений для капиталовложений;
- гарантируемое временное обеспечение взаимовыгодных отношений между всеми структурами бизнеса;
- выделение и выявление приоритетов;
- обеспечение финансовой самостоятельности, независимости;
- оптимизация существующих процессов;
- контроль производственной деятельности;
- выявление внутрихозяйственных резервов для увеличения прибыли;
- изучение состояния (с финансовой точки зрения) отрасли или компании целиком
Финансовое планирование – процесс выбора целей в соответствии с их достижимостью и в соответствии с имеющимися финансовыми средствами. Зависит от внешних условий и требует согласия с будущими финансовыми потоками.
Любая компания, когда собирается наладить или усовершенствовать регулярный менеджмент, всегда задается вопросом: какие проблемы необходимо решить, чтобы организация или фирма успешно функционировала. Нет сомнений в том, что большинство самых жарких проблем будут прямо или косвенно связаны с финансовым управлением. Важнейшими компонентами финансового управления или финансового менеджмента являются финансовое планирование и прогнозирование. Несмотря на то, что эти концепции очень созвучны, взаимосвязаны и направлены на решение одной цели, между ними существуют принципиальные различия.
Современные экономические условия диктуют новое восприятие финансов как элемента хозяйственной деятельности организации. Следовательно, для высоких результатов этой деятельности требуется наличие эффективного управления финансовыми потоками и процессами организации.
Управление финансами является элементом общей системы управления процессами в организации. Этот вид деятельности направлен на улучшение хозяйственной деятельности организации, а также стабилизацию финансовых ресурсов.