Введение
Глава 1. Основные положения о государственной регистрации
1.1 Понятие государственной регистрации и основные принципы ведения государственного реестра
1.2 Цели государственной регистрации
Глава 2. Порядок государственной регистрации юридических ли
2.1 Государственная регистрация юридических лиц
2.2 Отказ в государственной регистрации юридического лица
Заключение
Список использованных источников
Несомненно, важным институтом правовой системы любого государства, знание которого необходимо при создании юридического лица или субъекта индивидуального предпринимательства, является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности.
Ценность государственной регистрации участников предпринимательской деятельности состоит в ее статус образующем характере. Возникновение, изменение или прекращение правосубъектности юридического лица и индивидуального предпринимателя, в том числе возможности от своего имени иметь права, исполнять обязанности, нести ответственность, наступают только с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация необходима для упорядочения процесса уплаты налогов от предпринимательской деятельности.
Объектом курсовой работы являются предпринимательские отношения, в части государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с государственной регистрацией субъектов предпринимательской деятельности.
Целью данной работы является исследование государственной регистрации как правового института.
В связи с указанной целью ставятся следующие исследовательские задачи: изучить литературу по данному вопросу; проанализировать нормативные правовые акты; выявить проблемы, связанные с государственной регистрацией; проанализировать судебную практику; рассмотреть пути решения проблем связанных с прохождением этапов государственной регистрации.
В курсовой работе используются следующие методы: сравнительно-правовой анализ, специально-юридический, исторический метод, обобщение и другие.
Теоретическая основа работы представлена трудами Д.Г. Алексеевой, Л.В. Андреевой, В.К. Андреева, Е. Зориной и другими авторами.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014), Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2014) (далее - Закон о регистрации).
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматриваются понятие государственной регистрации, принципы ведения государственного реестра, цели государственной регистрации. Вторая глава посвящена видам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их порядку, обозначены основные проблемы.
Глава 1. Основные положения о государственной регистрации
1.1 Понятие государственной регистрации и основные принципы ведения государственного реестра
Понятие государственной регистрации находится в ст. 1 Закона о регистрации. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом [4, с. 78].
Статья содержит определение государственной регистрации, из которого можно выделить следующие три признака.
Первый, это - государственный акт, осуществляемый налоговыми органами.
Второй, это - акт, который имеет правообразующее значение. С его осуществлением создается, реорганизуется или ликвидируется юридическое лицо, вносятся изменения в учредительные документы юридического лица.
Третий, это - акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации о юридических лицах третьими лицами [5, с. 63].
В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами, а именно, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой (ранее - Министерством РФ по налогам и сборам).
Законом о регистрации устанавливается срок регистрации - не более пяти рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган. Документы могут быть представлены уполномоченным лицом непосредственно или направлены по почте (отправлением с объявленной ценностью и описью вложения). Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
В п. 1 ст. 4 Закона о регистрации обозначено, что «в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы» [19, с. 64].
Ведутся следующие государственные реестры:
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который содержит сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица и иные сведения;
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), который содержит сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы;
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом [7, с. 98].
П. 1 ст. 4 определяет основные принципы ведения государственных реестров. Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в государственных реестрах, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Хотелось бы отметить, что статья довольно расплывчато определяет принципы ведения государственных реестров. Анализ ряда исследовательских работ позволяет выделить следующие основные принципы: