Реферат|Психология

Реферат Развитие личности в подростковом возрасте

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 56

Введение

  1. Психологические особенности подросткового периода
  2. Проблемы нравственного развития личности
  3. Особенности социальной адаптации подростка
  4. Индивидуальные и общественные интересы в подростковом периоде
  5. Влияние социума на развитие подростка

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Актуальность темы  обусловлена тем, что проблема развития личности была актуальна во все времена и для всех поколений. Наиболее важным с точки зрения адаптации человека в социуме является подростковый период. Весь подростковый период характеризуется поиском своего внутреннего "Я", формированием собственных представлений об окружающем мире, повышенной потребностью в свободе выбора, самостоятельностью. Именно эту возрастную категорию мы рассмотрим в данном исследовании.

Теоретическое исследование по темы работы.

Анализ поведения подростков позволяет связать определённые эмоциональные и личностные отклонения с взаимоотношениями, с положением человека в контактной группе и более широкой социальной среде (Арутюнян М. (2006); Выготский Л.С. (1997); Горлова А.Ю. (2005); Борисов С.Б. (2004); Фокина А.В. (2004); Эльконин Д.Б. (2005); Дербенёв Д.П. (1998); Крайг Г. (2000); Дуаз В. (2000).

Однако в исследованиях личности принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте общественных процессов, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность (Буркова, В.Н., Тименчик В.М., 2003).

Гипотеза: подростковый возраст является наиболее уязвимым с точки зрения социальной адаптации. Положение подростка в социуме напрямую зависит от его самооценки и самоидентификации.

Методологические основы исследования составили труды ведущих психологов А.А. Матулениса, Б.И. Переведенцева, Н.С. Слепцова, М.Х. Титмы, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина, Л.А. Аза,  В.Г. Васильева, Н.Ф. Головатого, В.Т. Лисовского, Г.С. Степановой, Н.М. Трофимовой, Л.С. Щенникова, Э.Н.Фаустова  и др.

Методы исследования.

В исследовании были использованы эмпирические, экспериментальные и статистические методы. В группу эмпирических и экспериментальных методов вошли классические диагностические методики (16-факторный личностный опросник Кэттелла, методика на определение уровня самооценки Дембо-Рубинштейн, социометрия; «Тест на самооценку» Б.А. Сосновского); методика С. Бем для определения психологического пола личности (BSRI), метод опроса, метод Амтхауэра и сравнительный метод собственных представлений о себе с представлениями окружающих. Из статистических методов использованы метод обнаружения ранговой корреляции Спирмена, метод сравнения статистических данных о социальном окружении подростка и метод выявления корреляции Пирсона (описание использованных методик прилагается).

Основное противоречие.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Вместе с тем, как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Это обусловлено тем, что каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

Проблема.

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются разрушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Предметом исследования  являются психологические особенности социализации современных подростков.

 

  1. Психологические особенности подросткового периода

Психологические исследования подросткового периода идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании образа «Я» и его компонентов – какие качества сознаются лучше, как меняются с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое – умственным или моральным качествам и т. п. Далее, исследуется степень его достоверности и объективности. Наконец, прослеживается изменение структуры образа «Я» в целом – степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости, стабильности во времени, субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости; имеется грань в этом отношении между подростком и юношей.

Свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я».[1]

Одним из факторов, регулирующих уровень активности человека, является его самооценка, т. е. представления личности о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.[2]

Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.[3]

Подростки, поставленные перед необходимостью выбора профессии, могут различно оценивать степень собственной личностной зрелости, подготовленности в таком сложном вопросе. В практике консультирования часто встречаются случаи как неадекватно завышенного, так и неадекватно низкого уровня притязаний подростков в профессиональном самоопределении.

При неадекватно завышенном уровне притязаний, суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт как ведущий источник сведений об окружающей действительности, суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие, чаще всего, приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя вправе принимать какие-либо ответственные решения вообще.

Таким подросткам необходимо помочь поверить в себя, а для этого надо фиксировать их внимание на тех случаях, когда они проявляли наблюдательность, высокую социальную чувствительность, давали правильные и дальновидные оценки себе и другим людям.[4]

Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции. Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.[5]

Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления в самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также "понятие Я" или "Я – концепция") – сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации «видит», точнее, «конструирует» себя по-разному. [6]

Образ «Я» - не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – то есть, практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов.

  1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4.
  2. Аносова Н. Роль гендерных стереотипов в социально-психологическом воздействии // Гендерные разночтения. Материалы IV межвузов. конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное». - СПб.: Алетейя, 2005. - С.169-174.
  3. Арканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии: научно-методический журнал. - 1999. - № 3.
  4. Архипова А. Ролевые структуры детских анекдотов // Мифология и повседневность. Гендерный подход в антропологических дисциплинах. - СПб.: Алетейя, 2001. - Вып.2. - С.298-238.
  5. Арутюнян М. «Кто я?»: Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика: (Гендерный аспект). - М.: ИСПЭН РАН, 1992. - С.131-140.
  6. Арутюнян М. Образ власти у мальчиков и девочек // Женщина плюс... - 2006. - № 3. - С.6-7.
  7. Ахапкина Я., Веселова А. Геополитическая самоидентификация современного школьника // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
  8. Безрогов В.Г. «Бог есть, но я в него не верю»: модус (де)религиозного детства в советской России // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
  9. Белецкая Г.Э. Социальная компетентность // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  10. Бетчер Т.И. Представления подростков о своем будущем: гендерные различия // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
  11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
  12. Борисов С.Б. Механизмы гендерной социализации детей и подростков // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
  13. Буркова, В.Н., Тименчик В.М. Проявление агрессивного поведения у мальчиков-школьников (11-17 лет) города Москвы // Мужское в традиционном и современном обществе. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. - С. 18.
  14. Бутовская М.Л., Артемова О.Ю., Арсенина О.И. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение. - М., 1998. - № 1. - С. 104-120.
  15. Бутовская М.Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей // Семья, гендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. / Ответ. ред. Тишков В.А.). - М.: ИЭА, 1997. - С. 324-329.
  16. Бутовская М.Л., Артемова О.Ю., Арсенина О.И. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение. - М., 2004. - № 1. - С. 104-120.
  17. Бьеркли В., Хернес И. Приятно быть хорошим // Женские миры - 99: западный опыт и гендерные исследования в России. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2000. - С. 30-35.
  18. Владин В., Капустин Д. Половое воспитание детей // Семья: Книга для чтения / Сост. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1990. - Кн.2. - С. 436-442.
  19. Возростная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо. –Москва, изд. Просвещение, 1984.
  20. Владин В., Капустин Д. Половое воспитание детей // Семья: Книга для чтения / Сост. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1990. - Кн.2. - С. 436-442.
  21. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997.
  22. Горлова А.Ю. Влияние полового состава групп на формы проявления агрессии // Гендерные разночтения. Материалы IV межвузов. конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное». - СПб.: Алетейя, 2005. - С. 320-325.
  23. Городнова Н. Роль семьи и гендерной социализации подростков // Гендерные разночтения. Материалы IV межвузов. конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное». - СПб.: Алетейя, 2005. - С. 310-314.
  24. Дербенёв Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. - Тверь,: ТвГУ, 1998. - 96 с.
  25. Дуаз В. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000.
  26. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975. С. 241-254.
  27. Как построить свое "Я" / Под ред. Зинченко В.П.- М.: Педагогика, 1991.
  28. Клецина И.С., Тихомирова Е.Н. Психологические особенности личностного и социального самоопределения старшеклассниц женской гимназии // Женский вопрос в контексте национальной культуры. Тезисы докладов международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 70-74.
  29. Крайг Г. «Психология развития» СПб. 2000.
  30. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. Т. 16. 1995. № 1, 2.
  31. Немов Р.С. Психология образования. Учебник. М., 2000.
  32. Обухова Л.Ф., Каданкова Н.Н., Сердюченко Г.С. Феномен 5 лет. 2001, 1. © 1996-2007 Журнал "Психологическая наука и образование".
  33. Психология подростка. Б.С. Волков. – Москва, изд. Педагогическое общество России, 2001.
  34. Психология девиантного поведения. Ю.А. Клейберг. – Москва, изд. ТЦ Сфера, 2001.
  35. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. –Москва, изд. Просвещение, 1991.
  36. Радина Н.К., Терешникова Е.Ю. «Вопросы психологии», 2006, N 5. С.49-59.
  37. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959. - 354 с.
  38. Социальная педагогика./ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
  39. Фокина А.В. Социальный эгоцентризм как компонент подростковоц девиантности. 2004, 2. © 1996-2007 Журнал "Психологическая наука и образование".
  40. Фридман С.К. Дифференциальная психология. М.: Флинта, 2003.
  41. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 32-39.
  42. Эльконин Д.Б. «Детская психология», 2005.
  43. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психологический журнал, том 2, 1996, №4.
  44. Piaget J. Piaget's theory/Ed. P. H. Mussen, Carmichael's Manual of Child Psychology. - New York: John Wiley & Sons, 1970.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское