Корпоративные информационные системы (КИС): типовая структура, различные функциональные характеристики и специфика использования в управленческой деятельности
Практическая часть:
Используя методологию SADT и любое известное Вам программное средство, поддерживающее эту методологию, сформируйте структурно-функциональную модель процесса в нотации IDEF0. Точка зрения – руководитель.
Информационная система – это совокупность технических средств и человеческих ресурсов, предназначенная для сбора, хранения, передачи и обработки данных с целью получения информации для принятия решений.
Необходимыми признаками корпоративной информационной системы (КИС) являются соответствие потребностям компании, бизнесу компании, согласованность с ее организационно-финансовой структурой и культурой.
КИС – это не просто совокупность программ автоматизации бизнес-процессов компании (управления производством, ресурсами и компанией), но сквозная интегрированная автоматизированная система, в которой каждому отдельному модулю (отвечающему за свой бизнес-процесс) в реальном времени доступна вся необходимая информация, вырабатываемая другими модулями (без дополнительного и уж тем более двойного ввода данных).
КИС должна быть открытой для включения дополнительных модулей и расширения как по масштабам и функциям, так и по охватываемым территориям.
Исходя из сказанного, можно дать следующее определение КИС: «Корпоративная информационная система компании – это открытая интегрированная автоматизированная система реального времени по автоматизации бизнес-процессов компании. При этом степень автоматизации бизнес-процессов определяется, исходя из обеспечения максимальной прибыли компании».
Обобщенной целью корпоративной ИС является накопление, хранение и преобразование информации для использования ее в процессе принятия управленческих решений. Современные КИС обладают сложной, зачастую гетерогенной структурой и предназначены для решения большого количества разнотипных задач автоматизации, возникающих на предприятии.
Структура и функциональность корпоративных ИС, как правило, определяется характером организации источников и потребителей информации ИС, среди которых могут быть как пользователи, так и другие ИС.
Основными задачами корпоративной ИС являются поддержка динамической информационной модели предметной области и обеспечение решения на основе информационной модели задач управленческого, исследовательского, конструкторского и иного характера. Для успешного решения этих задач корпоративная ИС должна обладать следующими функциями:
1. Функции сбора и регистрации информационных ресурсов. Сбор информации о предметной области необходим для поддержания информационной модели в адекватном состоянии. Возможны следующие варианты реализации данных функций:
а) путем измерений или наблюдений фактов в реальном мире и ввода данных в систему вручную с помощью клавиатуры и/или каких-либо манипуляторов. Например, ввод данных после социологического опроса населения;
б) полуавтоматически, путем ввода данных в компьютер с некоторых носителей. Например, сканирование паспортных данных, их распознавание и ввод в базу данных;
в) автоматически, с помощью различного рода датчиков или механизмов обмена данными с другими ИС. Например, определение температуры, влажности, содержание углекислого газа в воздухе, выявление IP адресов, с которых производились атаки сетевого периметра и др.
При реализации функций сбора и регистрации информационных ресурсов в системе, как правило, необходимо решить следующие задачи:
а) задача фильтрации данных. Как правило, информация поступает в ИС из разных источников данных и поэтому зачастую избыточна. В результате фильтрации производится отбор нужных данных из множества поступающих в систему;
б) задача верификации данных. Верификация данных обеспечивает достоверность и логическую целостность данных. Проверка достоверности данных осуществляется на основе экспертного анализа вводимой информации на предмет адекватности. Проверка логической целостности данных осуществляется на стадии предварительной обработки информации с помощью средств логического контроля (т. е. в контексте используются логические связи поступающих данных);
1. Борисов Д.Н. Корпоративные информационные системы: Учебно-методическое пособие для вузов. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2014. – 99 с.
2. Информационные технологии: учебник / под ред. В.В. Трофимова. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. – 624 с.
3. Проектирование корпоративных информационных систем / А.А. Рындин и др.; под ред. А.А. Рындина. – Воронеж: Кварта, 2012. – 447 с.
4. Самардак А.С. Корпоративные информационные системы: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2013. - 252 с.
5. Столингс В. Современные компьютерные сети / В. Столингс. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 783 с.