Реферат|Экология

Визуaльная экология как важный фактор формирования гармоничной среды современного города

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 27

Введение

  1. Понятие визуальной экологии в научных исследованиях
  2. Факторы формирования гармоничной среды современного города
  3. Визуальная экология как важный фактор формирования гармоничной среды современного города

Заключение

Список источников

На сегодняшний день все более возрастает интерес к исследованию проблематики визуальной экологии. Это связано с качественной трансформацией окружающей реальности, среды обитания человека. Визуальные элементы, которые составляют повседневность современного человека, становятся все более агрессивными, их количество растет. Наблюдается не только информационное, но и визуальное перенасыщение.

Другим фактором, обуславливающим рост интереса к визуальной экологии является популяризация урбанизма и проектирования городской среды. Ключевой тенденцией выступает стремление улучшить городскую среду, сделать ее более комфортной и, в то же время, соблюсти принципы, вытекающие из устойчивого, экологичного развития.

Визуальная экология – относительно новая, но динамично развивающаяся область. На данный момент пока отсутствует единообразная система устойчивых критериев визуального загрязнения. При этом наблюдается взаимосвязь состояния, здоровья человека с местом его обитания, со спецификой визуального пространства, которое ему приходится практически неотрывно созерцать. Эмпирически доказано, что визуальные элементы оказывают значительное влияние на психическое и физическое состояние человека. Визуальная среда – один из ключевых факторов, влияющий на функционирование психики человека.[1]

Визуальная экология позволяет найти баланс между чрезмерным перенасыщением, перегружением визуальной среды и ее бедностью, тоже отрицательно сказывающейся на восприятии.

Таким образом, все обозначенные факторы обуславливают высокую актуальность темы настоящей работы. Цель – раскрыть визуальную экологию как важный фактор формирования гармоничной среды современного городского пространства.

Задачи, которые будут выполнены в рамках настоящей работы:

- проанализировать, как в научных исследованиях понимается визуальная экология;

- определить ключевые факторы, которые влияют на формирование гармоничной среды современных городов;

- рассмотреть визуальную экологию как один из ключевых факторов формирования гармоничной среды.

Для написания работы использовались научные публикации, монографии за последние несколько лет.

Проблематику визуальной экологии разрабатывали, например, В. А. Филин[2] –  ученый является одним из основателей в этой области; Савчук В. В., Колесникова Д. А.[3] изучали визуальную экологию как дисциплину; Д. С. Лихачев[4] изучал экологическую культуру и т. д.

 

1.     Понятие визуальной экологии в научных исследованиях

Визуальная экология представляет собой явление, которое сформировалось на рубеже 20-21 веков. Появление визуальной экологии связано с возникновением на современном этапе так называемой эпохи «цивилизации образа». «Цивилизация образа» – эпоха, когда разнообразные визуальные образы настолько заполнили жизнь человека, что стали полноценным предметом онтологического анализа. [5]

Человек ежедневно сталкивается с сотнями, а может быть даже и тысячами самых разных визуальных образов. Эти образы не просто окружают его, а, пожалуй, выступают в качестве среды, атмосферы обитания, которую просто невозможно проигнорировать. То есть, даже при желании человек не может не воспринимать те визуальные образы, которые повсеместно его окружают. Визуальные образы пронизывают жизнь настолько глубоко, что в определенной степени становятся неотъемлемым компонентом внутреннего «Я» человека.

При этом визуальная экология может рассматриваться в различных ракурсах.[6] Например, Г. Бем – философ и теоретик искусства, визуальные образы связывает, прежде всего, с темой власти.

По мнению У. Митчелла визуальная экология – междисциплинарная область, в которой визуальные образы обладают социально-политическим контекстом.

Д. Мерш рассматривает визуальный образ и визуальную экологию как сочетание видимого и невидимого, соотношение этих категорий, определяя проблематику, касающуюся выявления границ между ними.

Н. Байтелло решает вопрос о сущности визуальной экологии и образов в контексте общества массового медийного потребления.

Визуальная экология, в каком бы контексте она не понималась и не рассматривалась, имеет собственный объект: это система пространственной структуры визуальных средств. В частности, речь идет о визуальных образах, присутствующих в современном городском и медийном пространствах; существующие теории, посвященные исследованию проблематики городского пространства; визуальный опыт и экологический подход к визуальному восприятию в целом.[7]

Визуальную экологию можно рассматривать как науку или как дисциплину. При этом, вне зависимости от контекста ее рассмотрения следует учитывать, что она обладает комплексным характером. Комплексность визуальной экологии проявляется в том, что она объединяет в себе знания, как из гуманитарных, так и из естественных наук, находясь, таким образом, где-то на границе между ними.

Сам по себе экологический подход обнаруживает строгость, которая присуща именно естественно-научным дисциплинам, так как оперирование осуществляется именно количественными методами, в частности, количественно оценивается степень загрязнения среды и пр.

При этом визуальный образ взаимосвязан с художественными и культурными элементами, а также со спецификой их воздействия на человека, его психику. Д. С. Лихачев[8] ввел специфический концепт – экология культуры, который как раз и демонстрирует взаимосвязь визуальной экологии с гуманитарными научными дисциплинами. Воздействие визуальной экологии на состояние человека, его психическое и физическое здоровье носит очень глубокий, хотя, на первый взгляд, и неочевидный характер. Поэтому в данном ракурсе отсутствует даже намек на применение каких-либо количественных инструментов. Здесь – лишь критерии, преимущественно качественного, а иногда и вовсе – субъективного характера.

Вообще, сам по себе термин «визуальная экология» впервые задействован именно в структуре психологических исследований, объектом которых явилось эмоциональное восприятие человека, специфики влияния сенсорных воздействий на психику и т. п.[9]

Возникновение интереса к подобного характера исследованиям можно было наблюдать в середине 20 века, именно тогда, в целом, начинается разработка проблематики экологии человека.

Обозначенные процессы обусловлены также и тем, что начала развиваться «глубинная экология», которая направлена на то, чтобы детально исследовать внутренние биотические, психологические, социальные процессы и взаимосвязи индивида с окружающей его средой.

Развивалось и такое направление как экологическое сознание. В частности, А. Наесс сформулировал основные его принципы: единство человека и природы; экологическая этика; локальная культура. Здесь человек рассматривается как элемент природы, в противовес антропологической концепции. [10]

Визуальная среда в России начала изучаться в конце 20 века. В частности, особое внимание уделялось психофизиологическим и нейрофизиологическим процессам, обусловленным влиянием визуальных образов, составляющих визуальную среду на человека.

Нельзя проигнорировать имя такого российского ученого, доктора биологических наук – В. А. Филина.[11] Он впервые ввел термин «видеоэкология» в 1989 году, использовав его в научной публикации, размещенной в журнале «Техническая эстетика».

Данный ученый исследовал, как разные визуальные образы могут влиять на человека, его физическое и психическое здоровье. Филиным в исследованиях выделяется гомогенная и агрессивная среда. Гомогенной является среда, визуально скудная. Агрессивная среда – это совокупность элементов, которые ритмично повторяются.[12]

С одной стороны, визуальная среда может быть бедной и это угнетающе влияет на человека. С другой – чрезмерная цветовая насыщенность, перенасыщение различными, часто несочетающимися между собой элементами также негативно влияет на человека: он утрачивает чуткость к визуальному пространству, приобретает высокий уровень тревожности.

По мнению К. Элларда[13] визуальная экология направлена на изучение пространства, специфики сочетания совокупности его элементов, а также вырабатывает приемы, способы улучшения пространственной визуальной среды. При этом визуальная экология городскую архитектуру и визуальные образы рассматривает не просто в качестве пространственной диспозиции, а именно в качестве полноценного медиакомплекса. Последний составляют открытые гетерогенные элементы, обитая в которых современный человек должен наработать определенные компетенции и навыки.

Визуальная экология большинством современных исследователей понимается как научная дисциплина, главная задача которой заключается в следующем[14]: вовлечь в область исследования такие важные темы как городское пространство, транспорт; визуальное восприятие и его особенности; специфика взаимодействия с пространством, с визуальной средой обитания; выработка инструментов, способных создать наиболее гармоничное визуальное пространство и пространство вообще, во всей его целостности и многогранности.

Визуальная экология, таким образом, вырабатывает инструменты, при помощи которых можно найти оптимальный баланс в сочетании эстетического, технического и природного компонентов.[15]

В свою очередь, визуальные образы являются особой генеративной средой, в которой осуществляется распространение интерсубъективных содержаний, причем отличными от языковых средств способами.

Визуальная экология такие образы рассматривает в качестве всеобъемлющих медиальных поверхностей, они реализуются в социокультурной и повседневной областях.

Сама по себе проблематика визуальной экологии включает следующие компоненты: экологические, психологические, экономические, социальные.  С одной стороны визуальная экология исследует окружающее пространство, в основе которого лежат как природные, так и антропогенные, технологические и экономические факторы. С другой – важной областью исследования в контексте визуальной экологии является человек, его коммуникативные особенности, психическое и социальное поле.

Если вести речь о прикладной стороне визуальной экологии, то сюда обязательно вовлекаются архитекторы, дизайнеры, специалисты по ландшафту, психологи, врачи, социологи и экономисты. [16]

Визуальная экология, как уже ранее подмечено – новая область знаний, обладающая пограничным и комплексным характером. Данная наука также оперирует знаниями из области новейшей психофизиологической науки, исследуя механизмы зрения. В конечном итоге визуальной экологией осуществляется выработка теоретических основ для формирования определенных экологических принципов. Последние нужны, дабы организовать пространственную среду в соответствии с нормами зрения. Иными словами, при помощи этих принципов можно организовать комфортную визуальную среду, в которой человек сможет поддерживать свое физическое и психическое здоровье. 

  1. Бессарабова Е. Особенности формирования свето-цветовой городской среды // Строительство и техногенная безопасность. 2016. № 1. С.1-8.
  2. Вирильо П. Машина зрения / Пер. с фр. А. С. Шестакова; под ред. В. Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004.
  3. Визуальная экология: границы и методы формирования дисциплины. Коллективная монография / Под ред. В. В. Савчука. СПб., Издательство РХГА, 2015.
  4. Воронцова О. Н. Визуальная экология. психология восприятия архитектуры, дизайна и среды // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. 2017. № 1. С.647-653.
  5. Гришина Т. Е., Варламова Н. А. Визуальная экология как значимый фактор формирования городской среды // Региональная экология: актуальные вопросы теории и практики. 2022. № 1. С.132-138.
  6. Димитриади Е. М. Визуальная урбанистика: определение понятия, проблемы // Вестник культуры и искусств. 2021. № 2 (66). С. 84-91.
  7. Долженкова М.И., Бортникова Т.Г. Параметры формирования социокультурной среды города (к вопросу о специфике социокультурной урбанистики) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. № 188. С. 123-131.
  8. Инишев И. Н. «Иконическиий поворот» в теориях культуры и общества // Логос. 2012. № 1. С. 184-211.
  9. Капцевич О. А. Психологические эффекты визуального восприятия городской среды: систематический обзор // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С.1-22.
  10. Кузнецова Г. Н. Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне: автореф. дис. канд. филос. наук, Москва, 2011.
  11. Колесникова Д.А. Визуальная экология // Studia culturae. 2013. № 15. С.87-97.
  12. Лихачев Д. С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 91-102.
  13. Меркурьева К. Р. Экологический аспект формирования пространственных систем // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2021. № 1. С.330-332.
  14. Мухнурова И. Г. Экологическая архитектура жилой среды или жилая среда как часть природы // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 5. С. 108-113.
  15. Прокопьева Н. Ю. Особенности восприятия городского пространства // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2017. № 3 (07). С. 87-93.
  16. Пушилина Ю. Н. Организация и формирование искусственной среды на основе комплексного экологического подхода // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2016. № 1. С.145-147.
  17. Петренко А. П. Роль синтеза искусств в создании уникального архитектурного облика города // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 37. С.1-11.
  18. Савчук В. В., Колесникова Д. А. Визуальная экология как дисциплина // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 41-50.
  19. Стальнова Е.К. Визуальная экология и ее значение при создании туристического маршрута // Наука в XXI веке: современное состояние, проблемы и перспективы. 2019. № 1. С.172-177.
  20. Семочкина Т.Ю. Экология визуальной среды как качественный показатель городского ландшафта // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (Экомир-9). 2019. № 1. С.176-178.
  21. Сохацкая Д.Г., Зубкова К.С. Экология как один из критериев комфортности жилого квартала // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре Государственного технического университета. 2021. № 7. С.99-103.
  22. Тапалчинова Д. Н. Понятие и основные принципы визуальной экологии // Студенческие научные достижения. 2021. № 1. С.162-165.
  23. Тетиор А.Н. Экологическая гармония, красота и комфорт города // Sciences of Europe. 2018. № 1. С.1-12.
  24. Толстая Е.В., Козелько Н.А. Визуальная окружающая среда как важный экологический фактор. Журнал Белорусского государственного университета. Экология. 2019. № 2. С.13-20.
  25. Угрюмова А. А. Паутова Л. Е. Паутова Е. П. Комфортность как фактор устойчивого развития городской среды // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 1. С.1-14.
  26. Угрюмова А.А., Русакович М.В., Паутова Л.Е. Методологические и социально-экономические основы обеспечения качества жизни региона // Современные тенденции социально-экономического развития регионов: монография / Под ред. А.А. Угрюмо-вой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. С. 8-25.
  27. Филин В. А. Визуальная среда города // Вестник международной академии наук (русская секция). 2006. № 2. С. 43-50.
  28. Шаймарданова К. А. К вопросу о влиянии визуальной среды города на состояние человека // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. № 2. С. 160-166.
  29. Эллард К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер, 2016.
  30. Экология визуальной среды: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) 280100 «Природообустройство и водопользование» / А. В. Городков, С. И. Салтанова. - 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург : Лань, 2020. 186 с.
  31. Экология человеческого бытия : словарь. Часть II. Медиаэкология / отв. ред. Д. В. Соломко, Е. П. Емченко ; пер. Е. Г. Миляевой, Р. В. Пеннер, К. Е. Резвушкина. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2022. 235 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Экология
2010 год 11 стр.
Реферат Лимитирующие факторы
Telesammit
Реферат Экология
2013 год 20 стр.
Реферат Урбанизация и экология мегаполисов
Реферат Экология
2021 год 16 стр.
Лесные пожары. Экологические изменения среды
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское