Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Разделение властей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 73

Введение                                                                                   

  1. Реализация принципа разделения властей в государственном  строительстве    
  2. Законодательная власть и ее органы в системе органов государственной власти 
  3. Исполнительная власть  
  4. Основы судебной власти и функционирование ее органов
  5. Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации

   Заключение                                      

   Библиография    

Государственная власть тогда эффективно действует, когда в ней есть разделение труда,  институты государства "выстраиваются" по-особому,  формируются самостоятельные власти,  каждая из которых сконцентрирована на "своей" особой стороне  деятельности. Существует три власти, свидетельствующих о развитости,  совершенстве государственной деятельности: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.

  Разделение властей  -  это  политико-правовая  доктрина  и конституционный принцип,  лежащий в основе  организации  власти демократического государства.  Такой подход к устройству власти зародился  в  эпоху  освободительных  антифеодальных  революций XVI-XVIII вв. в Европе и Северной Америке.

  В разных обществах и государствах характер  государственной власти различен:  в  одних  "руководство" со стороны государства означает прямое насилие,  в  других  -  скрытое  принуждение,  в третьих организаторскую  деятельность.  Имеет  место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной  ветвью,  не  исполняются,  принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в  жизнь не претворяются,  если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия или возвышение какой-либо иной власти.

   Тема данной  работы  бесспорно является одной из самых  актуальных проблем современной политики. Актуальность вопросов, рассматривающих проблему реализации принципа разделения властей в современном государстве, обусловлена тем,  что:

-  во-первых, в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшейся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели  — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права;

  • во-вторых, в современном обществе  строится  система демократических институтов власти и от того,  насколько эффективно они будут  функционировать,  зависит будущее нашего государства;

-   в-третьих,  историческое  обоснование  и обеспечение современных реформ отечественным  и зарубежным   опытом приобретает особую  актуальность  и  в   силу   того,   что   в общественном и   политическом   сознании   отсутствуют   четкие представления о связи прошлого с  современностью  и  с  будущим страны.

Обращение к данной теме определяется необходимостью сравнительного анализа реализации  указанного  принципа  в  странах с различными формами правления и политическими режимами. В работе в качестве примеров будет приведена реализация принципа разделения  властей в  президентской республике – США,  в стране со смешанной формой правления – Франции, в полупрезидентской республике – Российской Федерации.

   Особенно важным, с точки зрения  автора данной работы, является представление содержательно-исторического контекста идей и конструкций правовой государственности, без   которой  невозможно  адекватно  понять смысл и цели самой концепции разделения властей, особенности российской конституционной модели  правового государства, необходимые предпосылки  и  условия  ее  претворения  в  жизнь. Причем история становления  и развития принципа  разделения властей в  государстве должна быть осмыслена в  ее  соотношении  с отечественными традициями  и  реалиями.

    Поэтому автором в работе большое внимание  будет уделено   возникновению и развитию концепции разделения властей в государстве.

    Лишь с учетом такого исторического опыта  (зарубежного   и отечественного) можно уяснить подлинный  смысл  и  условия реализации декларированных ценностей, трезво и без иллюзий оценить реальное положение  дел в современной  России  и действительные возможности продвижения страны к наиболее полной и эффективной реализации принципа разделения властей, к правовому  государству, а отсюда и к   практическому  утверждению прав и свобод человека и гражданина.

     По мнению автора работы, такой анализ особенно необходим, так как у нас зачастую об  этих  проблемах  судят понаслышке и все еще живуче печальное обыкновение подменять  эффектными  лозунгами  важное, трудное, кропотливое создание новых форм,  институтов и отношений общественной и государственной жизни.

   Необходимо отметить, что путь современной России к правовому государству,  к  правам   и   свободам   человека   и гражданина усугублен и усложнен целым рядом  негативных факторов, унаследованных от прошлого.  Этим факторам  в  работе также будет уделено немало внимания, так как  традиции государственности во многом определяют ее современное развитие.

 Цель работы: рассмотреть  понятие, сущность и значение принципа разделения властей как основы построения  системы  органов правового государства, а также проанализировать модель разделения властей по  Конституции Российской Федерации. При анализе основных вопросов темы работы использованы элементы сравнения  опыта  реализации  принципа разделения властей в современных демократических государствах.

 Исходя из цели работы, можно сформулировать задачи исследования:

  1. Определить понятие и сущность принципа разделения властей, а также особенности его проявления в механизме государства.
  2. Рассмотреть особенности модели разделения властей в Российской Федерации, а также особенности реализации этого принципа.
  3. Провести сравнительный анализ практической реализации принципа разделения властей в современном государстве.

    Работа основана на изучении учебно-методической, научной и хрестоматийной литературы.  Кроме того,  большое значение имеют частноправовые исследования в этой области. Большое значение для изучения основных вопросов темы имеют работы таких авторов,  как С.С. Алексеев, Р. Арон, Н.В.Варламова, А.Б.Венгеров, Н.П. Витрук, Б.М.Лазарев, Р.З.Лившиц, Е.А.Лукашева,  В.В.Мшвеинерадзе,  В.С.Нерсесянц, Г.В.Мальцев,  Л.Энтин и др.[1].

 

  1. Реализация принципа разделения властей в    государственном строительстве

Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах. Первые же конституции — США 1787 г., Франции 1789 г. — закрепили, хотя и в разных вариантах разделение властей.

Принято считать, что наиболее строго принцип "трех властей" проведен в США, где в соответствии с Конституцией 1789 года законодательную власть представляет двухпалатный конгресс, исполнительную - Президент, судебную - Верховный суд.

Каждая из основных властей - законодательная, исполнительная и судебная - получала некоторую, может быть даже значительную независимость.  Политическая  теория видела в этом гарантию против произвола:  одна власть "сдерживает" другую.

Для демократического  общества принцип разделения властей особенно важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти,  предупреждающую ее концентрацию,   превращение  ее  в  авторитарную  и  тоталитарную власть.  Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что  все "три власти" одинаковы,  равновелики по силе,  служат противовесами по отношению друг к другу и  могут  "сдерживать" одна другую,  не допускать доминирования одной из них.  Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

  Следовательно, для  наиболее  успешного   функционирования принципа разделения  властей  каждая  власть должна беспрепятственно осуществлять свои функции.  Законодательная власть (верховная), избранная  всенародно,  отражает суверенитет государства. Исполнительная власть  (производная  от  законодательной), назначаемая представительным органом власти,  занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть  выступает  гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных[2].

  В Англии, США и других зарубежных странах судебная система явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей  положила  судебная реформа 1864 года.  В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной  власти, испокон  веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

 Таким образом,  важным шагом на пути к созданию правового государства  является  разделение  исполнительной,  законодательной и судебной власти. Но такое устройство тоже может порождать проблемы. Если разделение властей вступает в противоборство,  правительство не может нормально функционировать.

  Аппарат государства  (или  государственный  аппарат) – это целостная, иерархическая система (комплекс) государственных органов,  учреждений  и организаций,  осуществляющих практическую работу по реализации управленческообеспечительной и охранительной функций государства.

  Государственно-властные полномочия  присущи  всем органам государства, которые поэтому и названы Конституцией Российской Федерации органами  государственной власти.  Другое дело,  что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.

 Государственно-властные полномочия  находят  выражение  в компетенции государственных предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Опыт многих десятков стран, давно установивших разделение властей - эту новую для России основу конституционного строя - свидетельствует, что ее непременным элементом является определенное равновесие полномочий между главой государства и парламентом, так или иначе контролирующим правительство. Если парламент (или его палата) имеет право выразить недоверие правительству или его части, тем самым увольняя их в отставку, то глава государства вправе распустить парламент (палату), назначив новые выборы. Если же парламент не имеет такого права, то и глава государства не вправе досрочно распустить парламент (палату). Без равновесия нет разделения властей.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет  положение, согласно которому: " Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на  законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

   Статья 10  выражает и закрепляет одну из важнейших основ конституционного права, признаваемую всеми демократическими правовыми государствами и впервые введенную в конституционное право нашей страны с принятием поправки к ст. 1 Конституции 1978 г. в 1992 г. Но тогда этот принцип, названный одной из "незыблемых основ конституционного строя Российской Федерации", не был последовательно проведен в Конституции. В ней сохранялись явно ему противоречащие положения, например, о том, что Съезд народных депутатов Российской Федерации является высшим органом государственной (а не только законодательной) власти и правомочен принять к своему рассмотрению любой вопрос (т.е. в том числе исполнительного или даже судебного характера), отнесенный к ведению Российской Федерации. Хотя эти положения не были "незыблемыми основами конституционного строя" и не обладали соответствующей наивысшей юридической силой, на них настаивали многие народные депутаты России и отчасти - на их правильности для того времени - настаивают и теперь некоторые оппозиционные фракции нынешней Государственной Думы[3].

Таким образом, в Конституции РФ  закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. В настоящее время она представляется единственно возможной схемой организации государственной власти в демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти.

Нормативно-правовые акты и  материалы

  1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9, ст. 1011.
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 1998 г., N 1, ст. 1; от 6 июня 2005 г. N 23 ст. 2197.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля 2006 г.)
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изм. и доп. от 7 июля 2003 г.)//   Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823;  от 14 июля 2003 г. N 28 ст. 2892.
  6. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 93-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва"// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2707.
  7. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 51 ст. 4982; от 30 июня 2003 г. N 26 ст. 2574.
  8. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г., N 28, ст. 2790; от 13 января 2003 г. N 2 ст. 157.
  9. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г., N 22, ст. 2031
  1. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня 2003 г.)// Собрании законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., N 29, ст. 2950;  от 30 июня 2003 г. N 26 ст. 2574.

Всего 56 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское