Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Экономические основы конституционного строя Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 61

Введение

Глава 1. Общая характеристика экономических основ конституционного строя Российской Федерации

1.1. Основы конституционного строя как предмет государственно-правовой науки

1.2. Проблемы определения экономических основ конституционного строя

Глава 2. Основные правовые институты экономических основ конституционного строя Российской Федерации

2.1. Институт собственности и его роль в системе экономических основ конституционного строя

2.2. Бюджет РФ как системообразующий фактор экономических основ конституционного строя

2.3. Конституционные принципы банковской деятельности в системе экономических основ конституционного строя Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Список сокращений

Приложения

Актуальность темы.  Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономической и политико-правовой природой Российского государства в условиях развития базисных рыночных отношений. В качестве основы экономики РФ высту­пают в первую очередь общие конституционные принципы, такие как: принцип демо­кратизма, принцип правового социального государства, принцип неприкосновенно­сти собственности, принцип разделения властей,  принцип свободы договора. Именно конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя России. Они являются краеугольными камнями правового, социально-экономи­ческого, и, в том числе, конституционного строя.

Одним из существенных последствий проведенной в РФ конституцион­ной реформы стало совершенствование рыночных механизмов в управляемом государ­стве и самоуправляемом областях российской экономики на базе конституционных устоев. Это предопределяет своевременность научного изуче­ния глубоких трансформаций экономических отношений через преломление юридиче­ской и фактической конституций России. Кроме того, в России проблемы экономиче­ских отношений всегда относились к числу ведущих и не утратили, а напротив, приоб­рели еще большую актуальность в современный период.  Продолжающиеся перемены в экономической жизни страны в большей степени актуализируют проблему сбаланси­рованности интересов государства и граждан РФ.

Все вышесказанное доказывает, что научное осмысление юридической природы, понятия, содержания экономических основ конституционного строя РФ Ф представляет собой одну из насущных проблем современного развития науки конституционного права.

Целью работы является комплексное изучение экономических основ конститу­ционного строя Российской Федерации; выявление проблем и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Для достижения поставленной исследователем цели в рамках научно-исследова­тельской работы по теме «Экономические основы конституционного строя Российской Федерации» предполагается решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть основы конституционного строя как предмет государственно-правовой науки.
  2. Проанализировать проблему определения экономи­ческих основ конституционного строя.
  3. Определить понятие и систему конституционных принципов экономики и экономических прав граждан РФ.
  4. Раскрыть институт собственности и его роль в системе экономиче­ских основ конституционного строя.
  5. Охарактеризовать бюджет Российской Федерации как системообразующий фактор экономических основ конституционного строя.
  6. Назвать конституционные принципы банковской деятельности в системе эко­номических основ конституционного строя Российской
    Федерации.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе ус­тановления и реализации экономических основ конституционного строя Российской Федерации.

Предмет исследования - экономические основы конституционного строя Рос­сийской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы. К общенаучным методам, которые предполагается использо­вать, относятся, в частности, диалектический, абстрагирование, анализ и синтез. В ра­боте будут также использованы частноправовые методы: формально-юридический ме­тод; метод сравнительного правоведения, метод толкования норм права.

 

1 Общая характеристика экономических основ конституционного строя
Российской Федерации

1.1. Основы конституционного строя как предмет государственно-правовой науки

По своему содержанию общественные отношения, регулируемые нормами госу­дарственного права, весьма многообразны и сложны. В связи с этим, на современном этапе развития науки государственного права общественные отношения, которые со­ставляют предмет данной отрасли права, рассматривают неоднозначно. Это говорит об отсутствии единой точки зрения по вопросу определения предмета государствен­ного/конституционного права. В настоящее время ведущей является позиция тех уче­ных, которые считают, что в предмет государственного права входят отношения, скла­дывающие во всех сферах жизнедеятельности общества: и политической; и экономиче­ской; и социальной и других. Далее ученые - правоведы утверждают, что нормы госу­дарственного права  регламентируют лишь «определенный слой отношений в указан­ных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базо­выми, основополагающими в каждой из указанных сфер»[1].

Некоторые ученые-юристы, определяя предмет государственного права приме­няют так называемую трехуровневую систему организации общественных отношений, относящихся к данной отрасли права. Так, Ю.А. Дмитриев считает, что «…предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отноше­ний, определяющих:

  1. Основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конститу­циями (уставами) субъектов Российской Федерации и политико-территориальное уст­ройство страны;
  2. Отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным наро­дом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функ­ционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти;
  3. Основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание про­цесса реализации политических прав и свобод граждан»[2].

В постсоветский период дальнейшего формирования науки государственного права происходит обогащение ее системы новыми категориальными научными поня­тиями. Среди новых научных понятий появляется и такое как «конституционный строй». Учитывая существенность этой научной категории, ее содержание и значение нашли разъяснение во всех учебных пособиях по конституционному праву Российской Федерации. Кроме того, понятие «конституционный строй» неоднократно изучалось в монографиях, комментариях Конституции РФ[3].

Несмотря на достаточно большой массив исследований по вопросу конституци­онного строя, оснований для утверждения об единой его интерпретации нет. Этим объ­ясняется потребность продолжения поиска объективного раскрытия данной основопо­лагающей научной категории науки конституционного права. Отправной точкой по­нимания конституционного строя, пожалуй, следует считать позицию О.Г. Румянцева, который определяет конституционный строй как систему социальных отношений, ре­гулируемых нормами конституции[4]. Такой дефиниции явно недостаточно для понима­ния сущности конституционного строя, ибо в систему социальных отношений входят отношения, участником которых является государство, и отношения, в которых участ­вуют граждане, коллективы, общественные объединения, организации. Иначе понятие «конституционный строй» раскрывает О.Е. Кутафин. Он рассматривает конституцион­ный строй как определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции[5]. Данная формулировка, на наш взгляд, является весьма сжатой и тоже не дает полного представления о конституционном строе как осязаемом элементе реально существующего бытия. А ведь именно это необходимо установить, когда идет речь, к примеру, об обеспечении безопасности конституцион­ного строя. Тем более материальное содержание конституционного строя необходимо знать в случае возникновения потребности его защищать.

Не проясняется суть конституционного строя и в определении М.В. Баглая. Он считает, что конституционный строй - это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конститу­цией[6]. Судя по данной формулировке, сущность конституционного строя проявляется, с одной стороны, в соблюдении прав и свобод человека и гражданина (при этом не ясно, кто же должен их соблюдать), с другой - в действиях государства в соответствии с конституцией. В то же время на основании сделанного М.В. Баглаем определения конституционного строя вытекают следующие выводы. Первый: указанный строй не­обходимо характеризовать как статику в виде порядка соблюдения прав и свобод чело­века и гражданина. Но очевидно, что этого явно недостаточно, если предположить, что только государство должно соблюдать права и свободы человека и гражданина. При этом за пределами «соблюдения» оказывается деятельность государства по созданию социальных, экономических, духовных условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также по обеспечению их правовой и судебной защиты. Второй: госу­дарство действует только в соответствии с конституцией. Но ведь в процессе практи­ческой деятельности государство, точнее, его органы прежде всего сверяются с зако­нодательными и иными нормативными правовыми актами, в которых определены их компетенция или ее элементы. Таким образом, и определение М.В. Баглая не приспо­соблено для того, чтобы реально осознать содержание конституционного строя. Между тем именно такой абстрактный подход характерен для определения понятия конститу­ционного строя в научной и учебной литературе первого постсоветского десятилетия[7].

В литературе, издаваемой в настоящее время, понятие «конституционный строй» несколько конкретизировано. По мнению авторов изданного в 2010 г. учебника «Кон­ституционное право Российской Федерации», конституционный строй - это закреплен­ное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства праву[8]. В данном определении конституцион­ный строй вполне определенно раскрывается как устройство не только государства, но и общества. И это правильно. Ведь в Конституции РФ определены ос­новы устройства и государства, и общества. Поэтому вполне справедливо характеризо­вать конституционный строй как научную категорию, охватывающую понятия «госу­дарственный строй» и «общественный строй». В то же время в данном определении, как и в предшествующих по годам издания учебниках, в качестве отличительного при­знака конституционного строя выделяется подчиненность государства праву. Пред­ставляется, что при определении сущности конституционного строя следует подчерки­вать не подчиненность государства праву, а то, что государство действует на основе права, понимая под таковым волю народа, выраженную и закрепленную в Конституции России и других нормативных правовых актах. Целесообразность такого уточнения обусловливается сущностью государства. Ведь государство как совокуп­ность органов публичной власти - создатель и исполнитель норм права, гарант их ис­полнения всеми субъектами конституционно-правовых отношений. Поэтому характе­ризовать его как «подчиненного» вряд ли верно.

Подчиненность государства праву - это абстрактный словесный образ, не имею­щий реального отражения в объективной действительности. Подчиненность возникает при наличии по меньшей мере двух субъектов. При этом один из них должен обладать властью. Право же не отождествляется с властью. Она принадлежит народу. При этом власть народа закреплена в Конституции РФ. Поэтому имеются конституционные осно­вания для утверждения о том, что государство в лице его органов подчиняется на­роду. Таковым является вся совокупность граждан современного Российского государ­ства.

Нормативные правовые акты                                             

  1. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  7. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2010 г.) // СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4698.
  8. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 02 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
  9. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 07 июня 2013 г.) // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
  10. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 02 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
  11. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
  12. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 28 июня 2013 г.) // Российская газета. 10.02.1996. № 27.
  13. Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 939.
  14. Конституция (Основной Закон) Союза ССР 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283. Утратил силу.
  15. Конституция СССР 1924 года // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. N 2. Ст. 24. Утратил силу.

Научная литература

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том I. М., 2007.
  2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, «Сашко», 2000.
  3. Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 7.
  4. Бюджетное право: учебник / А.Е. Абрамова, И.И. Кучеров, М.А. Моисеенко и др.; под ред. Н.А. Саттаровой. М: Деловой двор, 2013.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 2009.
  6. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2009.
  7. Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. Харьков, 2010.
  8. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юристъ, 2005.
  9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.
  10. Баренбойм П.Д., Лафитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика для вузов. Учебное пособие. М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2009.
  11. Бондарь Н.С. Гражданское общество и местное самоуправление как социально-правовое выражение нового конституционного строя России // Основы конституционного строя Российской Федерации: Понятие, содержание, значение. Барнаул, 2003.
  12. Березенцева Т.Н. Историческая эволюция понятий «предпринимательство» и «предприниматель» // Вестник Московского государственного открытого университета Москва. Серия: Экономика и право. 2011. № 3.
  13. Гаджиев Г.А.Конституционные принципы рыночной экономики // Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М., Юристъ, 2004.
  14. Герасименко Н.В. Ответ на вопрос читателя: Что такое государственные корпорации и каковы цели их создания? // Законодательство и экономика. 2007. N 10.
  15. Голикова О.Г. Генезис понятия «предпринимательство» // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 3.

Всего 97 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское