Зрелость – самый продолжительный период возрастной периодизации.
В науке психологии развития принято рассматривать в ее структуре трех стадий: ранней взрослости, или юности (20-30 лет), средней взрослости (31-60 лет) и поздней взрослости (61-75 лет), или старения.
Взрослость – это момент управления своей жизнью и жизнью других, самооценки жизненных успехов и осуществления задуманных в юности проектов.
Юность описывается следующими признаками:
- выходом из-под родительской опеки и устранением зависимости от родителей;
- разработкой жизненных планов и началом их осуществления;
- развитием персонального стиля и образа жизни, самоанализа, самопознанием;
- осознанием своей самостоятельности, своей зрелости, своих права и обязанностей;
- выбором спутника жизни, подготовкой к браку и семейным отношениям;
- оптимизацией навыков в профессии.
Тогда, как средний взрослый возраст описывается следующим образом:
- Сравнением реальной жизни и жизни идеальной, что естественно для 30-летних, это нормально и расхождением этих структур.
- Активным развитием карьеры, решением материальных и жилищных вопросов.
- Постепенным изменением отношения к тому, что когда-то было важным и значимым или пугающим и неприятным.
- Наличием личных неудач.
Целью реферата является изучение психологии работников торговли в раннем и среднем взрослом возрасте, обзор исследований, посвященных этой проблеме.
Абстрактные рабочие задачи:
- охарактеризовать раннюю и среднюю взрослость в научных исследованиях;
- углубиться в основные психологические характеристики работника в научной литературе;
- изучить психологические особенности профессиональной деятельности работников торговли в раннем и среднем взрослом возрасте.
- Характеристики ранней и средней взрослости работников торговли
Характеристики ранней и средней взрослости в научных исследованиях имеет весьма широкую представленность.
Например, Э. Эриксон, проводя оценку среднего возраста как седьмого этапа жизни человека, считал его центральным на всем жизненном пути человека [17,с.241]
Личностное развитие в это время продолжается во многом благодаря влиянию детей, подрастающего поколения, что подкрепляет субъективное ощущение себя нужным другим. Две области, которые оказывают наибольшее воздействие на личностное развитие и самореализацию в зрелом возрасте, - это работа и семейная жизнь.
Социальные психологи и социологи обращают внимание на проблемы выбора профессии, развития профессиональных навыков, удовлетворенности работой и профессией. Характер связи взрослой личности с профессией устанавливает ее будущий двигательный потенциал и настоящее удовлетворение.
Б.Г. Ананьев подчеркивал[1, с.299], что психология среднего возраста – в известной мере новая отрасль психологии развития, она находится на периферии психологического знания.
И хотя на сегодняшний день, как отмечает Анцыферева Л. И. [3, с.54], личностное развитие во взрослом возрасте остается одной из самых сложных и малоизученных задач в психологии, просматривается тенденция к сдвигу центра исследований с начала онтогенеза на период взросления.