Курсовая работа|Конституционное право

Право собственности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2014 | Страниц: 31

Введение                                                                                                             

 Глава 1. Основные аспекты изучения права собственности

1.1. Развитие института права с учетом современной рыночной экономики

1.2. Собственность как экономическая и правовая категория

Глава 2. Теории и принципы права собственности

2.1. Поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности

2.2. Многообразие и равенство форм собственности

2.3. Вопросы классификации способов возникновения и пре­кращения права собственности

Заключение                                                                                                         

Список использованной литературы

Правовое государство несовместимо с директивно-распределительной экономикой. Соответственно и право должно менять свои цели, задачи, функции. И не только право, но и институты власти. Общий ориентир - стимулирование активной правомерной деятельности всех субъектов, их инициативы. Эта деятельность должна протекать в рамках закона, подчиняться интересам общества, граждан. Рыночная экономика развивается по объективным законам. Государство, издавая правовые акты, регулирует экономические процессы, но порой стремится ограничить экономические свободы. Поэтому изучение конституционно-правовых основ и практики законодательного регулирования основ экономической системы сегодня – жизненная необходимость.

В экономической сфере за данный период были приняты основополагающие законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики, в том числе Гражданский, Арбитражный процессуальный, Воздушный и Градостроительный кодексы. Созданы правовые основы становления и развития гражданско-правовых отношений, реализации конституционных прав на частную собственность и свободу законной предпринимательской деятельности, регулирующей роли государства в российской экономике. Урегулирован судебный порядок разрешения экономических споров. Созданы определенные условия для эффективного перераспределения собственности, развития малого предпринимательства, повышения активности инвестиционной деятельности. Принят ряд законов, регулирующих правоотношения в отдельных отраслях народного хозяйства.

Однако отсутствие концепции не позволяют законодательству работать слаженно и без сбоев, быть логичной и непротиворечивой системой.

Современная политика российского государства ориентирована на регулируемый рынок и активную роль государства в экономике. Причина этого состоит как в осознании сложности переходного процесса, так и в глубоких традициях высокой роли государства в преобразовании российской экономики во все исторически значимые моменты его развития.

Изменившаяся не только экономическая, но и социально-политическая ситуация в стране, укрепление позиций России в мировом экономическом сообществе позволяет говорить о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования, и, прежде всего, конституционных основ экономической системы России.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что рассматриваемая тема  работы представляет не только практический, но и научный интерес.

Целью работы выступает изучение основ экономической деятельности и права собственности.

 

  Глава 1. Основные аспекты изучения права собственности

1.1. Развитие института права с учетом современной рыночной экономики

Исторический опыт развития права свидетельствует о том, что интересам участников рыночной экономики отвечает как неограниченная, так и ограниченная виндикация. В современном законодательстве государств с развитой рыночной экономикой, как правило, имеет место сочетание обоих подходов. Относительно объектов недвижимого имущества виндикация является неограниченной. В свою очередь, виндикация объектов движимого имущества содержит определенные ограничения. В сфере правового регулирования оборота объектов недвижимости на первое место выдвигаются интересы защиты права собственности. В сфере оборота движимого имущества главным приоритетом являются интересы содействия устойчивости и стабильности гражданского оборота. Такой подход стал возможным в силу того, что в странах с развитой рыночной экономикой система регистрации прав на недвижимость и сделок с ним исчисляется столетиями. Это позволяет проследить юридическую судьбу любого объекта недвижимости в течение значительного периода, что сводит к минимуму риск приобретения недвижимости от ненадлежащего отчуждателя.

Первоначально после развала СССР приватизация в России рассматривалась как панацея от всех бед. Идеологи перестройки предполагали, что массовая передача за бесценок государственных и муниципальных предприятий в частную собственность граждан и юридических лиц посредством приватизации избавит нашу страну от всех бед и приведет ее к процветанию. Однако жизнь показала, что не все так просто[1].

Создание значительного по объему частного сектора экономики, основанного на приватизированных предприятиях, оказалось явно недостаточно для коренных изменений жизни общества к лучшему. Для такого вывода есть достаточно оснований. Десять лет, прошедших после осуществления так называемой массовой приватизации по Чубайсу, достаточный срок для достижения продекларированных благих целей приватизации. Однако они и по сей день остаются только декларацией.

Сегодня мы уже можем сказать, что приватизация стала скорее попыткой приватизаторов придать легитимность разворовыванию государственной собственности и обогащению узкого круга лиц, оказавшихся на политической волне перестройки у руководства государством. Вместе с тем потребности гражданского оборота будут постоянно вызывать изменения в характер, структуру, содержание и соотношение различных форм собственности. Динамика таких изменений в зависимости от объективных потребностей общественного развития будет приводить к необходимости расширения или сокращения государственного и муниципального секторов экономики. Для правового опосредования этих процессов нам необходим научно обоснованный и юридически выверенный механизм, как приватизации, так и национализации объектов собственности. В этой связи опыт прошлого может оказаться весьма полезным.

По мнению академика Л. Абалкина, «те или иные формы собственности не имеют абсолютной ценности. Каждая из них в процессе социального отбора находит свою особую «нишу», которую и занимает, доказывая свои преимущества перед другими именно в данной сфере (а не «вообще»), именно в данной социально-культурной сфере». С этим трудно не согласиться. Вместе с тем в литературе получило достаточно широкое распространение мнение, связывающее напрямую расширение частного сектора в экономике с ростом ее эффективности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 1 июля 1997 г. № 123-ФЗ3 под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. В Законе о приватизации 2001 г. дефиниция приватизации практически не претерпела существенных изменений.

На наш взгляд, приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах.

В России до сих пор не принят закон о национализации. Его принятие, на наш взгляд, способствовало бы укреплению стабильности гражданского оборота. Отсутствие закона о национализации можно объяснить только страхом появившихся в одночасье миллиардеров потерять полученные в результате приватизации богатства, созданные несколькими поколениями россиян в советский период[2].

Справедливости ради следует отметить, что в России давно обсуждается необходимость принятия закона «О национализации». Разрабатывалось множество законопроектов. В основном их авторство принадлежало депутатам. Например, коммунисты предлагали национализировать практически все отрасли, исходя из национальных и оборонных интересов страны. Правые, наоборот, рассматривали законопроект о национализации как законодательную защиту частной собственности. Свои предложения в этой области выдвигали также ЛДПР и депутатская группа «Народный депутат». Законопроект депутатской группы «Народный депутат» даже сумел пройти первое чтение в январе 2002 г., но затем сразу же был отклонен.

На наш взгляд, национализацию следует рассматривать, прежде всего, как способ обеспечения потребностей Российской Федерации в стратегической продукции для целей обороны и безопасности государства. Она допустима только в том случае, если обеспечить эти потребности невозможно путем покупки этой продукции на открытом рынке или созданием альтернативного производства. Национализация может иметь место в отношении объектов, имеющих стратегическое значение для обороноспособности и безопасности государства. Национализации может осуществляться только на возмездной основе при предварительном и полном возмещении убытков собственникам имущества.

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. N 12-П По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева//Российская газета. № 3962 от 28.12.2005 г.
  4. Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2007. 610 с.
  5. Василевская А.П. Предпринимательское право. М.: Спарк, 415 с.
  6. Гаджиев Г.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. С. 33.
  7. Гаврилов И.Ю. Собственность в гражданском праве. М.: Норма, 2006. 345 с.
  8. Гражданское право/Под Ред. К.Н. Михайлова. М.: Юнити, 2005. 398 с.
  9. Зарубина И.Е. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2006. С. 210.
  10. Камышанский В.П. Право собственности. М.: Юнити, 2000. 254 с.
  11. Коростых Российское гражданское право. М.: Бек, 2008. 655 с.
  12. Конституционное право РФ/Под ред. И.М. Долгова. М.: Юнити, 2007. С. 256.
  13. Курилов В.И. Предпринимательская деятельность. М.: Проспект, 2005. С. 210.
  14. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 2005. С. 12.
  15. Леонтьев В.Н. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 2005. С. 20.
  16. Лутошкин А.Э. Экономика и предпринимательство. М.: Зерцало, 2006. С. 33.
  17. Ойкен В. Основы национальной экономики. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника. М.: Экономика, 2005. С. 209
  18. Павловский И.Ю. Экономическая теория. М.: Норма, 2007. С. 111.
  19. Садоха И.М. Национальная экономика. М.: Академия, 2006. 345 с.
  20. Шаршов И.С. Курс экономической теории. М.: Норма, 2006. С. 65.
  21. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки/Под ред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО Финстатинформ, 2005. С. 23.
  22. Экономика России/Под ред. Е.Н. Наговицына. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 458 с.
  23. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства//Хозяйство и право. 2004. С. 56.
  24. Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. 2005. № 4. С. 11.
  25. Клейменов А. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории и практики управления. №4. С.60.
  26. Комаров В.А. Конституционно-правовые принципы экономической системы Российской Федерации.// М.: Научные труды Московского гуманитарного университета. № 62.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 36 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус НСО
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2017 год 33 стр.
Курсовая Избирательное право и избирательная система России
Svetlana
Курсовая работа Конституционное право
2018 год 35 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус президента
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское