Введение
Глава 1. Основные аспекты изучения права собственности
1.1. Развитие института права с учетом современной рыночной экономики
1.2. Собственность как экономическая и правовая категория
Глава 2. Теории и принципы права собственности
2.1. Поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности
2.2. Многообразие и равенство форм собственности
2.3. Вопросы классификации способов возникновения и прекращения права собственности
Заключение
Список использованной литературы
Правовое государство несовместимо с директивно-распределительной экономикой. Соответственно и право должно менять свои цели, задачи, функции. И не только право, но и институты власти. Общий ориентир - стимулирование активной правомерной деятельности всех субъектов, их инициативы. Эта деятельность должна протекать в рамках закона, подчиняться интересам общества, граждан. Рыночная экономика развивается по объективным законам. Государство, издавая правовые акты, регулирует экономические процессы, но порой стремится ограничить экономические свободы. Поэтому изучение конституционно-правовых основ и практики законодательного регулирования основ экономической системы сегодня – жизненная необходимость.
В экономической сфере за данный период были приняты основополагающие законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики, в том числе Гражданский, Арбитражный процессуальный, Воздушный и Градостроительный кодексы. Созданы правовые основы становления и развития гражданско-правовых отношений, реализации конституционных прав на частную собственность и свободу законной предпринимательской деятельности, регулирующей роли государства в российской экономике. Урегулирован судебный порядок разрешения экономических споров. Созданы определенные условия для эффективного перераспределения собственности, развития малого предпринимательства, повышения активности инвестиционной деятельности. Принят ряд законов, регулирующих правоотношения в отдельных отраслях народного хозяйства.
Однако отсутствие концепции не позволяют законодательству работать слаженно и без сбоев, быть логичной и непротиворечивой системой.
Современная политика российского государства ориентирована на регулируемый рынок и активную роль государства в экономике. Причина этого состоит как в осознании сложности переходного процесса, так и в глубоких традициях высокой роли государства в преобразовании российской экономики во все исторически значимые моменты его развития.
Изменившаяся не только экономическая, но и социально-политическая ситуация в стране, укрепление позиций России в мировом экономическом сообществе позволяет говорить о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования, и, прежде всего, конституционных основ экономической системы России.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что рассматриваемая тема работы представляет не только практический, но и научный интерес.
Целью работы выступает изучение основ экономической деятельности и права собственности.
Глава 1. Основные аспекты изучения права собственности
1.1. Развитие института права с учетом современной рыночной экономики
Исторический опыт развития права свидетельствует о том, что интересам участников рыночной экономики отвечает как неограниченная, так и ограниченная виндикация. В современном законодательстве государств с развитой рыночной экономикой, как правило, имеет место сочетание обоих подходов. Относительно объектов недвижимого имущества виндикация является неограниченной. В свою очередь, виндикация объектов движимого имущества содержит определенные ограничения. В сфере правового регулирования оборота объектов недвижимости на первое место выдвигаются интересы защиты права собственности. В сфере оборота движимого имущества главным приоритетом являются интересы содействия устойчивости и стабильности гражданского оборота. Такой подход стал возможным в силу того, что в странах с развитой рыночной экономикой система регистрации прав на недвижимость и сделок с ним исчисляется столетиями. Это позволяет проследить юридическую судьбу любого объекта недвижимости в течение значительного периода, что сводит к минимуму риск приобретения недвижимости от ненадлежащего отчуждателя.
Первоначально после развала СССР приватизация в России рассматривалась как панацея от всех бед. Идеологи перестройки предполагали, что массовая передача за бесценок государственных и муниципальных предприятий в частную собственность граждан и юридических лиц посредством приватизации избавит нашу страну от всех бед и приведет ее к процветанию. Однако жизнь показала, что не все так просто[1].
Создание значительного по объему частного сектора экономики, основанного на приватизированных предприятиях, оказалось явно недостаточно для коренных изменений жизни общества к лучшему. Для такого вывода есть достаточно оснований. Десять лет, прошедших после осуществления так называемой массовой приватизации по Чубайсу, достаточный срок для достижения продекларированных благих целей приватизации. Однако они и по сей день остаются только декларацией.
Сегодня мы уже можем сказать, что приватизация стала скорее попыткой приватизаторов придать легитимность разворовыванию государственной собственности и обогащению узкого круга лиц, оказавшихся на политической волне перестройки у руководства государством. Вместе с тем потребности гражданского оборота будут постоянно вызывать изменения в характер, структуру, содержание и соотношение различных форм собственности. Динамика таких изменений в зависимости от объективных потребностей общественного развития будет приводить к необходимости расширения или сокращения государственного и муниципального секторов экономики. Для правового опосредования этих процессов нам необходим научно обоснованный и юридически выверенный механизм, как приватизации, так и национализации объектов собственности. В этой связи опыт прошлого может оказаться весьма полезным.
По мнению академика Л. Абалкина, «те или иные формы собственности не имеют абсолютной ценности. Каждая из них в процессе социального отбора находит свою особую «нишу», которую и занимает, доказывая свои преимущества перед другими именно в данной сфере (а не «вообще»), именно в данной социально-культурной сфере». С этим трудно не согласиться. Вместе с тем в литературе получило достаточно широкое распространение мнение, связывающее напрямую расширение частного сектора в экономике с ростом ее эффективности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 1 июля 1997 г. № 123-ФЗ3 под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. В Законе о приватизации 2001 г. дефиниция приватизации практически не претерпела существенных изменений.
На наш взгляд, приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах.
В России до сих пор не принят закон о национализации. Его принятие, на наш взгляд, способствовало бы укреплению стабильности гражданского оборота. Отсутствие закона о национализации можно объяснить только страхом появившихся в одночасье миллиардеров потерять полученные в результате приватизации богатства, созданные несколькими поколениями россиян в советский период[2].
Справедливости ради следует отметить, что в России давно обсуждается необходимость принятия закона «О национализации». Разрабатывалось множество законопроектов. В основном их авторство принадлежало депутатам. Например, коммунисты предлагали национализировать практически все отрасли, исходя из национальных и оборонных интересов страны. Правые, наоборот, рассматривали законопроект о национализации как законодательную защиту частной собственности. Свои предложения в этой области выдвигали также ЛДПР и депутатская группа «Народный депутат». Законопроект депутатской группы «Народный депутат» даже сумел пройти первое чтение в январе 2002 г., но затем сразу же был отклонен.
На наш взгляд, национализацию следует рассматривать, прежде всего, как способ обеспечения потребностей Российской Федерации в стратегической продукции для целей обороны и безопасности государства. Она допустима только в том случае, если обеспечить эти потребности невозможно путем покупки этой продукции на открытом рынке или созданием альтернативного производства. Национализация может иметь место в отношении объектов, имеющих стратегическое значение для обороноспособности и безопасности государства. Национализации может осуществляться только на возмездной основе при предварительном и полном возмещении убытков собственникам имущества.