Введение
Глава 1. Общие положения государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
Глава 2. Государственная регистрация юридических лиц
2.1. Актуальные проблемы государственной регистрации юридических лиц
2.2. Порядок государственной регистрации юридических лиц
2.3. Государственная регистрация ликвидации юридического лица
2.4. Проблемы государственной регистрации наименования и места нахождения юридического лица
Глава 3. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица
3.1. Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей
3.2. Отказ в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
3.3. Выдача дубликатов Свидетельств о государственной регистрации индивидуального предпринимателя
3.4. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Заключение
Список литературы
Приложения
Переход Российской Федерации к рынку сопровождается трансформацией традиционных и появлением новых способов публичного воздействия на экономические процессы. В механизме государственного регулирования экономики на современном этапе широко применяются такие меры, как государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Этот инструмент играет особую роль в упорядочении рыночных отношений, поскольку без него невозможно законное вхождение и функционирование предпринимателей в хозяйственном обороте. При выполнении функций государственного контроля данное правовое средство призвано прежде всего предупреждать возникновение сомнительных в экономико-правовом отношении хозяйствующих субъектов и, следовательно, возможные нарушения прав потенциальных потребителей.
Одним из основных условий осуществления субъектом предпринимательской деятельности является его регистрация. Прохождение данной процедуры необходимо для государственного подтверждения легитимности вхождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в хозяйственный оборот.
В отличие от других форм официального учета субъектов предпринимательской деятельности (в частности, в налоговых органах, органах статистики и др.) государственная регистрация имеет правообразующее значение. Она является тем юридическим фактом, с момента совершения которого организация считается созданной[1], приобретает права юридического лица, а гражданин - правовой статус предпринимателя.
Действующее законодательство позволяет выделить три большие группы субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих государственной регистрации:
- коммерческие организации;
- индивидуальные предприниматели;
- некоммерческие организации, если в соответствии с их учредительными документами им предоставлено право занятия предпринимательством.
Установление порядка обязательной регистрации этих субъектов происходило не одновременно.
Как отмечается в юридической литературе, в бывшем Советском Союзе государственная регистрация существовала до середины 50-х годов, когда она была отменена как бюрократическое излишество, поскольку в тот период практически все промышленные предприятия были государственными и их учет производился министерствами[2]. Действовавшие в последующий период Положения о производственных предприятиях и объединениях (1965, 1982, 1983 гг.) не предусматривали данной процедуры, а правоспособность хозяйствующих субъектов возникала с момента утверждения их уставов[3].
С переходом к рыночной экономике, который сопровождается созданием огромного количества частных предприятий, государственная регистрация вновь стала необходимым элементом учета и контроля их деятельности.
В возрождении института государственной регистрации субъектов предпринимательства в России можно выделить несколько этапов.
Первый этап связан с принятием Закона РСФСР от 25.12.90 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[4], который после длительного перерыва предусмотрел введение с 1 января 1991 года государственной регистрации предприятий и их объединений независимо от их организационно-правовых форм в районных, городских, районных в городе Советах народных депутатов по месту их учреждения[5]. При этом устанавливалось, что предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня такой регистрации (п. 3 ст. 33 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).
Начало второго этапа обусловлено приданием всеобщего характера регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 1992 года Закон РСФСР от 07.12.91 года «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»[6] обязал указанную категорию субъектов предпринимательства получать свидетельства о своей регистрации в качестве предпринимателя в местных администрациях по месту жительства. До этого момента законодательство не обуславливало приобретение ими указанного статуса актом государственной регистрации. В частности, действовавший ранее Закон СССР от 19.11.86 года «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ст. 7)[7] предусматривал, что до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью гражданин должен получить регистрационное удостоверение или приобрести патент. Таким образом, регистрация гражданина в случае избрания им второго способа, то есть получение патента, оформления своего предпринимательского статуса могла и отсутствовать.
13 июля 1994 года - датой вступления в силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности[8] - можно обозначить начало третьего этапа в развитии указанной системы государственного учета, поскольку с этого момента процедуру регистрации обязаны проходить все некоммерческие организации, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности.
Характерные особенности российской системы регистрации субъектов предпринимательств проявляются в ее основных принципах. Среди них можно выделить принципы всеобщности (обязательности), публичности, заявительности, платности, достоверности.
Принцип всеобщности (обязательности) состоит в том, что государственная регистрация в России обязательна для всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от их категорий.
Публичный характер регистрации субъектов предпринимательства заключается в том, что она является видом государственной деятельности и осуществляется уполномоченными на то органами публичной власти (регистрационными палатами).
Следующий принцип регистрации состоит в ее заявительности и выражается в том, что регистрация большинства субъектов предпринимательской деятельности осуществляется не в разрешительном, а в заявительном порядке.
Принцип платности государственной регистрации предприятий прослеживается в текущем законодательстве с момента ее введения[9]. предусматривает взимание регистрационного сбора за регистрацию предприятия в размере, устанавливаемом законодательством РФ. Свидетельство об оплате регистрационного сбора относится к числу обязательных документов, без которого заявление регистранта не рассматривается.
Принцип достоверности регистрации заключает в себе презумпцию правильности содержащихся в реестре записей до тех пор пока она не опровергнута в судебном порядке. Данное правило обусловлено формально-юридическим характером проверки представляемых на регистрацию сведений, исключающим возможность для регистрирующего органа проверять фактическое соответствие действительности представляемых сведений, так как регистрирующий орган проверяет лишь законность создания (реорганизации, ликвидации) предприятия.
Тема данной работы является актуальной на сегодняшний день. Например, целым рядом пробелов в правовом регулировании порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, несмотря на то, что эта процедура непосредственно связана с приобретением правового статуса предпринимателя, несистематизированностью и противоречивостью имеющихся нормативных актов, отсутствием единообразного подхода в регистрационной практике уполномоченных органов.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- основные понятия государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
- существующее положение дел в государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
- актуальные проблемы государственной регистрации места расположения и наименования юридических лиц.
- порядок государственной регистрации создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности;
В работе были использованы действующие на сегодняшний день нормативные акты, регулирующие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об акционерных обществах»[10];
- Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 34 и 35);
- Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[11].
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Московская областная регистрационная палата (далее - Регистрационная палата) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде. В своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Московской области, нормативными актами Министерства юстиции. Регистрационная палата совершает регистрационные действия от имени управления юстиции Администрации Московской области.
Регистрационная палата осуществляет свою деятельность в целях реализации ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает государственную регистрацию в едином государственном реестре учреждениями юстиции прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, а также ее деятельность распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности на территории Московской области.
Для достижения этих целей Регистрационная палата образовывает представительства в районах, городах Московской области.
Чтобы понять сущность государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности необходимо дать определения ее основным понятиям.
Прежде всего надо разобраться, что же это такое «государственная регистрация».
Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности (далее - государственная регистрация)- это акт регистрирующего органа, в силу которого субъекты приобретают свой правовой статус либо утрачивают его. Государственной регистрации подлежат:
- все юридические лица, изменения в их учредительных документах, прекращение деятельности в результате реорганизации и прекращение существования в результате ликвидации;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Что же собой представляют эти два реестра?
Единый государственный реестр юридических лиц - это списки, содержащие сведения (полное наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и другое) о созданных, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах, независимо от их организационно-правовой формы, форм собственности и видах деятельности, которые состоят из Журнала учета заявлений, реестровой книги и базы данных на электронных носителях информации.
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - это списки, которые содержат информацию о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях (фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные), его видах деятельности. Эти списки состоят из Журнала учета заявлений граждан и Реестровой книги.
За государственную регистрацию субъекты предпринимательской деятельности уплачивают регистрационный сбор, который устанавливается Законом РФ от 7 декабря 1991 года «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации»[12], Законом Московской области от 23 января 1997 года «О сборе за государственную регистрацию юридических лиц в Московской области» № 5/97-ОЗ[13].
Под сбором за государственную регистрацию, то есть регистрационный сбор, понимается обязательный взнос, носящий разовый характер, подлежащий уплате за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности.
Плательщиками сбора за государственную регистрацию являются учредитель или учредители, регистрируемого юридического лица, и физические лица, желающие зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Однако существуют юридические лица, которые не уплачивают регистрационный сбор за государственную регистрацию. Назову лишь некоторые из них:
- государственные и муниципальные учреждения Московской области;
- религиозные и благотворительные организации;
- молодежные и детские общественные объединения, кроме учреждаемых политическими партиями;
- общественные организации (объединения) ветеранов,
- негосударственные образовательные учреждения и организации;
- организации, созданные для ведения садоводства и огородничества.
До предоставления документов в регистрирующий орган плательщик регистрационного сбора его через банк, а квитанцию об оплате прилагает к своим документам, которые необходимы для государственной регистрации.
Что касается льгот по уплате регистрационного сбора, то органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит установление льгот по уплате налогов и сборов в местные бюджеты, вправе предоставлять в порядке, устанавливаемом ими, льготы по уплате сбора.