Введение
Глава 1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия
1.1. Инвестиционная привлекательность предприятия: понятие, сущность, цели, задачи, этапы формирования
1.2. Теоретическое обобщение методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Глава 2. Оценка инвестиционной привлекательности ЗАО «-»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «-»
2.2. Оценка балансовых стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности ЗАО «-»
2.3. Оценка ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
2.. Анализ деловой активности и рентабельности ЗАО «-»
Глава 3. Разработка и реализация бизнес-проекта на предприятии ЗАО «-»
3.1. Оценка рыночной стоимости предприятия
3.2. Технические характеристики бизнес-проекта
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что практически любое направление бизнеса в настоящее время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.
Если собственный капитал позволяет обеспечить финансовую устойчивость и независимость, то привлечение инвестиций дает возможность маневрирования ресурсами, ускоряет оборот капитала, не отвлекая собственные средства на погашение долгов.
Управленческие решения по поводу целесообразности привлечения инвестиций, как правило, относятся к решениям стратегического характера, они требуют тщательного аналитического обоснования.
В ходе формирования стратегии развития фирмы очерчиваются основные направления ее деятельности, сферы и приоритетность приложения инвестиций. Программа привлечения инвестиций базируется на прогнозных оценках маркетингового, технического, технологического и финансового характера, которые используются при разработке бюджета капиталовложений.
При этом ключевым понятием при определении инвестиционной привлекательности предприятия является его финансовое состояние, однако сегодня для принятия окончательного решения этого уже недостаточно. Диверсификация предприятий по различным отраслям деятельности, наличие качественных факторов, различия в производственной базе - все это требует единого, комплексного подхода к принятию инвестиционных решений. И на первый план выходит инвестиционная привлекательность предприятия.
При этом понятие инвестиционной привлекательности предприятия достаточно новое, в экономических публикациях появилось относительно недавно и используется преимущественно при характеристике и оценке объектов инвестирования, рейтинговых сопоставлениях, сравнительном анализе процессов.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является оценка инвестиционной привлекательности предприятия.
Объектом исследования является предприятие ЗАО «-».
Предмет исследования – инвестиционная привлекательность предприятия.
Для достижении цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить содержание инвестиционной привлекательности предприятия;
- рассмотреть нефинансовые показатели инвестиционной привлекательности предприятия;
- выполнить теоретическое обобщение методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия;
- привести организационно-экономическую характеристику ЗАО «-»;
- провести анализ инвестиционной привлекательности ЗАО «-»;
- разработать мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности ЗАО «-».
Информационной базой исследования являются нормативно-правовые материалы, а также работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Гиляровская Л., Соболев А., Бузова И. А., Маховикова Г. А. и пр.
Глава 1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия
1.1. Инвестиционная привлекательность предприятия: понятие, сущность, цели, задачи, этапы формирования
В современной системе рыночных отношений инвестиционная привлекательность предприятия является важнейшей экономической категорией и играет значимую роль для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
Исследование различных точек зрения на его трактовку позволило установить, что в современных представлениях нет единого подхода к сущности этой экономической категории.
К одной из наиболее распространенных точек зрения относится сопоставление инвестиционной привлекательности с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта.1 Определение хотя и корректное, но достаточно размытое, и не дает оснований рассуждать об оценке.
В соответствии с другим подходом инвестиционная привлекательность – система мер, стимулирующая в долгосрочном периоде привлечение инвестиций различных типов и форм (включая налоговые льготы, прямые дотации и т.д.) направленная на установление требуемых масштабов, структуры, источников получения, направлений использования инвестиций. 2
Более точно экономическая сущность инвестиционной привлекательности дается в определении Л. Валинуровой и О. Казаковой. Они понимают под этим термином совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. Такое определение шире и позволяет учесть интересы любого участника инвестиционного процесса.
Существуют иные точки зрения (в том числе Л. Гиляровской, В. Власовой и Э. Крылова и других). Здесь под инвестиционной привлекательностью понимается оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности (аналогичное определение – структура собственного и заемного капитала и его размещение между различными видами имущества, а также эффективность их использования).
Роль данного понятия при характеристике инвестиционной среды и инвестиционной активности в целом можно проследить на схеме (рисунок 1).1
Рис.1. Формирование инвестиционной привлекательности предприятия
Оценивая инвестиционную привлекательность с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это - наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска. 1
Таким образом, становится очевидным, что вне зависимости от используемого экспертом или аналитиком подхода к определению чаще всего термин «инвестиционная привлекательность» используют для оценки целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов.
Необходимо отметить, что определение инвестиционной привлекательности направлено на формирование объективной целенаправленной информации для принятия инвестиционного решения. Поэтому при подходе к ее оценке следует различать термины «уровень экономического развития» и «инвестиционная привлекательность». Если первый определяет уровень развития объекта, набор экономических показателей, то инвестиционная привлекательность характеризуется состоянием объекта, его дальнейшего развития, перспектив доходности и роста.
Организационное обеспечение процесса формирования инвестиционной привлекательности компании включает следующие элементы:
- Субъекты: координаторы, непосредственные исполнители, консультанты;
- Объекты: составляющие инвестиционной привлекательности компании (рис. 2);
- Источники: документооборот субъектов.
Инвестиционная привлекательность предприятия является комплексным понятием, включающим ряд элементов (составляющих). Основные виды инвестиционной привлекательности предприятия представлены на рисунке 2.2
Рис. 2. Классификация видов инвестиционной привлекательности
Представленные на рисунке 2 виды инвестиционной привлекательности предприятия подлежат детализации с позиции методических подходов к их анализу. Необходимо отметить, что нформационная привлекательность компании определяется ее внешним имиджем, на который существенно влияют деловые и социальные коммуникации, а также репутация брендов, которыми владеет компания. Ценность информационной компоненты инвестиционной привлекательности постоянно возрастает.
Традиционно существуют три методики формирования инвестиционной привлекательности: отрасли, региона и предприятия. при формировании инвестиционной привлекательности предприятия в первую очередь определяется субъект последующей оценки:
- оценка для инвестора;
- оценка для бюджета;
- оценка для руководства предприятия.1
С учетом этого для трех субъектов существуют различные цели и задачи, эффективность и результативность которых измеряется различными показателями и методами.
На первом этапе осуществляется постановка цели и задач, которые отличаются от намерений субъектов инвестирования.
На втором этапе выявляются основные показатели, которые подлежат оценке с точки зрения инвестиционной активности:
- оценка рыночной активности, которая включает оценку риска, срок окупаемости, норму доходности, размер дивидендов, проценты по ценным бумагам и т.д.;
- бюджетные и социальные показатели: число занятых, увеличение доходной части бюджета в результате привлечения инвестиций;
- оценка конкурентоспособности предприятия: анализ SWOT, оценка ценовых показателей, влияющих на конкуренцию организации (объем реализации услуг, налог на прибыль, инвестиции в основной капитал, индекс потребительских цен), и неценовые показатели, влияющие на спрос (расходы населения на отдых, виды предоставляемых услуг);
- оценка финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности организации, включающей все финансовые показатели внутрихозяйственной деятельности.
На третьем этапе, после того, как определены цели, задачи и основные показатели инвестиционной привлекательности, к которым следует стремиться, осуществляется привлечение инвестиционных ресурсов.
На четвертом этапе выбирают методы управления инвестиционным поведением предприятия, которые различаются по субъектам управления.
На пятом этапе подводится итог финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности объектов инвестирования, сравниваются плановые и фактические показатели, осуществляется прогнозирование.