1 Тенденции развития мебельного производства в России. Классификация мебели. Классификация материалов, применяемых для изготовления мебели
2 Характеристика древесных материалов
3 Характеристика настилочных и отделочных материалов
4 Технология производства мебели
5 Особенности маркировки, упаковки, хранения и транспортирования мебели
6 Классификация и ассортимент телевизионных приемников. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение и приемка телевизионных приемников
7 БРЭА для оптической цифровой записи и воспроизведения звука и изображения
Литература
Приложение 1 - Структура российских производителей на рынке мебели
Приложение 2 - Структура российских производителей на рынке мебели
1 Тенденции развития мебельного производства в России. Классификация мебели. Классификация материалов, применяемых для изготовления мебели
Мебельная промышленность относится к одной из важнейших подотраслей лесопромышленного комплекса которая, обеспечивает выпуск жизненно необходимых товаров народного потребления.
Все современные мебельные предприятия, действующие на территории России, можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся крупные предприятия, осуществляющие полный цикл производства, начиная от закупки леса и обработки древесины и заканчивая выпуском серийной мебельной продукции. Для таких масштабных предприятий с большим числом связей между производственными подразделениями помимо оптимального планирования чрезвычайно важна задача диспетчеризации (регулирования), постоянного контроля всех этапов производства. Поскольку в нём задействованы не только собственные мощности по обработке древесины и производству древесных материалов и мебели, но и взаимоотношения с производителями сопутствующей продукции (лаки, эмали, плёнки и пр.). Перемещение заготовок (деталей) от одного рабочего места к другому (производственный поток) на крупных предприятиях происходит по прямому потоку.
Вторую группу образуют небольшие по размерам мебельные предприятия, осуществляющие изготовление и выпуск продукции сравнительно малыми партиями и готовые работать «под заказ».
Такие предприятия обладают высококвалифицированным персоналом и оснащены легко перенастраиваемым высокоавтоматизированным оборудованием, способным производить широкую номенклатуру товаров в соответствии с запросами потребителей. На небольших предприятиях производственный поток построен по групповому принципу. Здесь однотипное оборудование расставляется отдельными группами, при этом не исключается возвратно-поступательное перемещение в цехе.
К третьей группе можно отнести различные промежуточные варианты.
По оценке отдела Департамента промышленности Министерства промышленности и торговли РФ в России мебель производят 5770 предприятий различных форм собственности с численностью работающих 160 тыс. человек. Основные производители мебели в России – «Электрогорскмебель», «Миасс-Мебель», фабрики «Катюша», «Шатура», «Графская кухня», «Первая мебельная фабрика» и другие. Доля малых предприятий в общем объеме производства за четыре года выросла почти в два раза [2].
В настоящее время на долю лидеров приходится более 41% всего объема российского производства мебели, 40% принадлежит крупным предприятиям и порядка 19% малым мебельным компаниям [3].
Начиная с 1998 года мебельная промышленность России демонстрировала устойчивый рост, ежегодно производство в отрасли увеличивалось на 3-9%. В 2008 году темп роста производства мебельной продукции по сравнению с 2007 годом составил 134,5%. Выпуск продукции отрасли в 2008 году достиг 101 млрд руб., что в два с половиной раза больше уровня 2004 года. Реализация мебели на отечественном рынке также неуклонно растет. В 2008 году объем продаж превысил отметку 250 млрд руб. против 90 млрд руб. в 2004 году.
Современное состояние предприятий мебельной промышленности РФ достаточно противоречиво. С одной стороны, отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся сфер народного хозяйства, что выражается в среднем ежегодном приросте объемов производства до 2008 года на 7-8% (по данным Агентства Discovery Research Group) вследствие роста спроса на мебель, модернизации оборудования, расширении ассортимента выпускаемой продукции, наличии квалифицированных кадров и доступа к передовым технологиям, материалам и дизайнерским разработкам.
С другой стороны, снижение покупательной способности населения и объемов жилищного и коммерческого строительства в 2009-2010 годы в результате мирового финансового кризиса привели к сокращению спроса во всех сегментах мебельного рынка, что повлекло за собой значительное снижение объемов производства (в 2009 году на 21%). Кроме того, развитие мебельных предприятий РФ существенно сдерживается материально-сырьевым фактором: отечественные производители-поставщики, находясь в кризисном состоянии, не могут в полной мере удовлетворить спрос мебельных компаний на плиты, фурнитуру, ткани, лаки и краски, импорт же материалов и комплектующих (особенно в результате девальвации российского рубля) обходятся очень дорого. Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства мебели и, соответственно, цену готовой продукции. При этом, как отмечают эксперты, в условиях кризиса возросла чувствительность покупателей к цене.
Как следствие, ситуация в мебельной промышленности отличается нестабильностью: в результате как мирового финансового, так внутреннего сырьевого кризиса в последние годы существенно растут цены на сырье, что сказывается как на розничных ценах на мебель, так и на марже производителей. В сложившихся условиях отечественные предприятия вынуждены искать новые способы оптимизации своей деятельности на рынке, одним из которых является использование стратегического контроллинга и его инструментов [10,11,12].
Поэтому перспективы дальнейшего развития мебельного производства в России должны быть связаны со следующими факторами:
1) повышением эффективности управления и реинжинирингом производственного механизма, обеспечивающего удовлетворение потребностей покупателя;
2) разработкой рациональных инновационных стратегий с использованием современных управленческих механизмов;
3) развитием отечественного производства комплектующих и прочих материалов;
4) повышением качества отечественной мебели;
5) эффективной государственной таможенной политикой;
6) ростом доходов населения и, как следствие, увеличением потребительского спроса.
Рост производства в мебельной отрасли связан, прежде всего, со стабилизацией экономической ситуации в стране, повышением доходов населения и, как следствие, увеличением платежеспособного спроса.
Прирост экспорта мебели из России за 2008 год составил 59% к уровню поставок 2004 года. В основном прирост получен за счет отгрузки продукции в страны СНГ, в то время как в страны дальнего зарубежья поставки мебельной продукции, наоборот, снижаются. Всего же доля мебели, экспортируемой отечественными предприятиями, в общем объеме производства составляет около 10%.
Лидирующие позиции в структуре потребительского спроса на рынке мебели для дома занимает корпусная мебель для комнат и прихожих – 32% продаж. Мягкая мебель по объему продаж заняла 23% рынка. На третьем месте – кухонная мебель (16%), за ней идет мебель для спальни (14%), детская (3%), встроенная (2,5%) [6].