ВВЕДЕНИЕ
- Понятие международных денежных обязательств
- Опыт функционирования зарубежных систем валовых расчетов в режиме реального времени
- Всемирная межбанковская система SWIFT
3.1. Организационная структура SWIFT
3.2. Порядок вступления в SWIFT
3.3. Архитектура и программно — аппаратное обеспечение
3.4. Политика безопасности
3.5. Перечень услуг SWIFT
3.6. Пользователи сети SWIFT
3.7. Итоги деятельности российских пользователей SWIFT
- Международные расчеты в условиях единой европейской валюты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Платежная система - это совокупность инструментов и методов которые, применяются в хозяйстве для перевода денег и осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами. Платежные системы существуют в различных формах, но цель у них всегда одна - позволить людям переводить средства со счета в одном банке на счет в другом банке. Альтернативой для плательщика и получателя платежа может быть расчет при помощи наличных денег или при помощи бартера. Банки также используют платежные системы для перевода средств, которые связаны с их собственными операциями.
На протяжении многих лет работа платежной системы рассматривалась, как механические «скрытые от глаз» виды деятельности, которые не затрагивали важных вопросов банковской политики. К настоящему времени этот подход изменился. За последние 15 лет страны с развитой рыночной экономикой стали свидетелями следующих явлений:
- резкого роста оборота платежной системы, как в отношении числа переводов, так и что более важно в отношении объема переводимых средств. Это отразило в первую очередь быстрый рост активности финансового рынка повсюду в мире.
- больших технологических успехов в результате которых средства могут перемещаться в рамках платежной системы значительно быстрее.
В настоящее время широко распространено понимание и признание ключевой роли которую платежные системы играют в рыночной экономике являясь:
- жизненно важным элементом финансовой инфраструктуры экономики;
- необходимым каналом обеспечивающим эффективное управление экономикой особенно через денежно-кредитную политику;
- средством содействующим эффективности экономики;
Поэтому работа платежных систем стала относится к сферам активного интереса и заботы центральных банков основными целями которых являются обеспечение денежно-кредитной и финансовой стабильности, а в более широком смысле - экономического благосостояния страны в целом.
Обзор экономики развитых стран свидетельствует о большом разнообразии участия центральных банков в платежных системах. Это разнообразие в значительной степени отражает различные экономические социальные правовые и политические условия в рассматриваемых странах. Так некоторые центральные банки серьезно разрабатывают вопросы создания и эксплуатации платежных систем (№во Франции Германии Италии Испании);некоторые из банков имеют широкие регулирующие полномочия которые могут быть связаны со специфическими обязанностями установленными законодательством(Германия Италия Швеция);некоторые могут активно участвовать в деятельности по осуществлению платежей от имени своих клиентов. В Соединенном Королевстве акцент делается на предоставление платежных услуг через коммерческие действия и обеспечении надежности всех систем в целом.
Целью данной работы является анализ существующих платежных систем.
- Понятие международных денежных обязательств.
Экономическими функциями денег являются: измерение (мера имущественных ценностей), средство расчетов и платежей, средство накопления (тезаврация). Однако не только исторически, но и до наших дней все названные функции не принадлежат исключительно деньгам: мерой измерения ценностей имущества, средством тезаврации и средством платежа могут быть практически и любые иные ценности. С другой стороны, деньги могут представлять собой по сути и просто товар, наглядный пример: покупка-продажа иностранной валюты.
Эмиссия денег, авторитарное установление их стоимости (курса) по отношению к деньгам других государств, к золоту и т.п. - давно монополизировано государствами, использующими эту монополию в своих экономических и политических целях, нередко в ущерб интересам и собственного населения, и других государств.
Деньги, их обращение внутри государства представляют собой один из важнейших составных элементов государственного суверенитета. Вся внутригосударственная финансовая (денежно-эмиссионная, налоговая, банковская и т.п.) система - есть суверенная компетенция государства. Вместе с тем в силу межгосударственных договоренностей элементы этой системы и даже вся она целиком могут быть переданы (как и другие составные части государственного суверенитета) общей коллективной межгосударственной системе (например, в рамках Евросоюза), которая в этих случаях приобретает качества самостоятельности в межгосударственных валютно-финансовых отношениях. Такая практика, однако, не меняет принципиального суверенного качества денежной функции государства, будь то унитарная, федеративная или иная межгосударственная форма.
Наряду с этим в условиях широких международных экономических связей денежная валютная, финансовая политика государства может иметь весьма чувствительный эффект для интересов других государств и их физических и юридических лиц. Так, например, девальвация национальной валюты удорожает тем самым иностранную валюту, а таким образом и иностранные товары, соответственно затрудняя их импорт в данную страну, а с другой стороны, снижая относительную в сравнении с импортными товарами стоимость отечественных товаров, способствует тем самым их экспорту. Другой пример: повышение банковской кредитной ставки (в условиях свободы обращения межгосударственных банковских капиталов) привлекает в страну иностранный капитал и снижает кредитные возможности для капитала в собственной валюте, вызывая отток капиталов из других стран, оживляя приток иностранных капиталов, однако в ущерб инвестиционным возможностям отечественного капитала.
Межгосударственное валютное сотрудничество может осуществляться на локальном, региональном и универсальном уровнях. В результате такого сотрудничества могут создаваться соответствующего охвата валютные системы.
Целями валютных систем являются, во-первых, обеспечение бесперебойного валютного обращения в сфере международных расчетов по текущим сделкам и по капиталообороту и, во-вторых, предупреждение и преодоление кризисных валютно-расчетных ситуаций, включая предоставление при необходимости финансовой помощи, кредитов. Функционирование валютной системы связано обычно с отказом государств-участников от определенных элементов своего валютного суверенитета, т.е. выполнение внутринациональных действий по интервенционным рекомендациям органов системы в целях поддержания в здоровом состоянии национальных финансов. В обмен на такое вмешательство и в интересах функционирования системы предоставляется финансовая помощь.
Бреттон-Вудская валютная система явилась первой современной универсального характера валютной системой государств рыночной экономики. Инициатива создания системы принадлежала США (с поддержкой Великобритании).
Выход США из Великой экономической депрессии, последовавшей за крахом в 1929 г. системы неограничиваемой и нерегулируемой государством игры рыночных сил, оказался возможным в результате, во-первых, проведения "Нового курса" президентства Ф.Д. Рузвельта, означавшего направляемое государственное стимулирование и оздоровление экономики. Во-вторых и в главных, вследствие экономического бума в США, вызванного в годы Второй мировой войны массированным производством в США разнообразных товаров для военных нужд на базе государственных заказов, финансируемых из бюджета, в том числе и для поставок союзникам по антигитлеровской коалиции на основе программы ленд-лиза ("взаймы и в аренду").