ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия
1.2. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность фирмы
1.3. Методы оценки инвестиционной привлекательности
- УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ КОМПАНИИ ОАО «-»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансового состояния
2.3. Анализ отчета о движении денежных средств прямым методом
2.4. Анализ денежных потоков предприятия косвенным методом
2.5. Расчет свободного денежного потока и денежного потока для акционеров компании
- ОБЩИЙ ВЫВОД И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Для принятия решений об инвестировании денежных средств в ту или иную компанию, необходимо предварительно произвести оценку инвестиционной привлекательности предприятия.
Оценка инвестиционной привлекательности предприятия играет для хозяйствующего субъекта большую роль, так как потенциальные инвесторы уделяют внимание данной характеристике предприятия немалую роль, изучая при этом показатели финансово-хозяйственной деятельности как минимум за 3-5 лет. Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы финансового анализа для принятия решений.
Бухгалтерский учет денежных средств также имеет большое значение для предприятия, правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования. Контроль над движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий.
Анализ денежных средств является важнейшим инструментом управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных ресурсов, поддержания повседневной платежеспособности организации.
Объектом исследования является ОАО «-». Предмет анализа - финансовые процессы предприятия.
Целью данной работы являлось проведение анализа движения денежных средств на данных предприятия и выявление основных направлений по совершенствованию управления денежными потоками производственного предприятия.
Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
- раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
- определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «-»;
- произвести анализ структуры денежных потоков;
- интерпретировать эффективность использования денежных средств.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, а его информационной базой теоретический учебный материал, журнальные публикации ведущих специалистов, отчетность предприятия и ресурсы Интернет.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРЯТИЯ
1.1 Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия
На современном этапе развития экономики в мире предприятия работают в жестком конкурентном пространстве. Для стабильного развития предприятию необходимо постоянно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, предлагая на рынке качественный и удовлетворяющий потребности покупателя товар. Постоянное развитие организации требует регулярных инвестиций как в основные средства и научно-технические разработки, так и на другие цели направленные на получение положительного эффекта. Для привлечения данных инвестиций предприятию необходимо следить за инвестиционной привлекательностью.
Для того, чтобы получить надежную информацию для разработки стратегии инвестирования, необходим системный подход к изучению конъюнктуры инвестиционного рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта). Данная последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких предприятий, которые имеют лучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору планируемую прибыль на вложенный капитал с учетом имеющихся рисков.
Поскольку инвестор осуществляет процедуру инвестирования непосредственно с предприятием как юридическим лицом, то его кроме эффективности инвестиционного проекта не в меньшей степени интересует инвестиционная привлекательность всего предприятия, реализующего этот проект.
Одновременно инвестором рассматривается принадлежность предприятия к отрасли (развивающие или депрессивные отрасли) и его территориальное расположение (регион, федеральный округ). Отрасли и территории, в свою очередь, имеют собственные уровни инвестиционной привлекательности, которые включают в себя инвестиционную привлекательность предприятий и проектов.
Таким образом, каждый объект инвестиционного рынка обладает собственной инвестиционной привлекательностью и одновременно находится в «инвестиционном поле» всех объектов инвестиционного рынка. Инвестиционная привлекательность предприятия кроме своего «инвестиционного поля» испытывает инвестиционного воздействие отрасли, региона и государства. В свою очередь, совокупность предприятий образует отрасль, которая влияет на инвестиционную привлекательность целого региона, а из привлекательности регионов складывается привлекательность государства. Все изменения, происходящие в системах более высокого уровня (политическая нестабильность, перемены в налоговом законодательстве, рост доходов населения в регионе, таможенные пошлины на продукцию отдельных отраслей, требования к экологии и др.) непосредственно отражаются на инвестиционной привлекательности предприятия.
Предприятие должно занимать центральное место в инвестиционном процессе, поскольку выступает одновременно как объект и субъект инвестиционного рынка.
В экономической литературе существует большое количество трудов различных ученых, посвященных проблемам определения и понимания «инвестиционной привлекательности» предприятия.
В этих работах мнения отечественных авторов относительно определения и оценки инвестиционной привлекательности предприятия несколько отличаются, но в то же существенно дополняют друг друга.
Изучив существующие подходы к сущности инвестиционной привлекательности предприятия, можно систематизировать и объединить существующие трактовки в четыре группы по следующим признакам:
1) инвестиционная привлекательность как условие развития предприятия;
Инвестиционная привлекательность предприятия – состояние его хозяйственного развития, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиции могут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут другой положительный эффект.
3) инвестиционная привлекательность как совокупность показателей;
инвестиционная привлекательность предприятия – совокупность экономических и финансовых показателей предприятия, определяющих возможность получения максимальной прибыли в результате вложения капитала при минимальном риске вложения средств.
2) инвестиционная привлекательность как условие инвестирования;
Инвестиционная привлекательность – это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал.
4) инвестиционная привлекательность как показатель эффективности инвестиций [7, с. 35].
Эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность – инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее – инвестиционная деятельность, и наоборот.
Наиболее полное определение инвестиционной привлекательности: инвестиционная привлекательность – это «экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции» [10, с. 23].
Основным источником информации для определения инвестиционной привлекательности предприятия является его бухгалтерская (финансовая) отчетность за два последних календарных года и последний отчетный период.
Инвестиционная привлекательность предприятия включает в себя: [3, c. 461–465].
- Общая характеристика технической базы предприятия – характер технологии; наличие современного оборудования, складского хозяйства, собственного транспорта; географическое положение, приближенность к транспортным коммуникациям.
- Характеристика технической базы предприятия – состояние технологии, стоимость основных фондов, коэффициент физического и морального износа основных фондов.
- Номенклатура продукции, которая выпускается.
- Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции за единицу времени. Производственная мощность характеризует работу основных фондов в таких условиях, при которых можно полностью использовать потенциальные возможности, заложенные в средствах труда.
- Место предприятия в отрасли, на рынке, уровень его монопольности.
- Характеристика системы управления (организационная структура предприятия). Крупные предприятия, специализирующиеся на производстве сложных, трудоемких видов продукции, состоят, как правило, из десятков цехов, лабораторий, отделов. Для координации их деятельности создается иерархическая структура управления.
- Уставной фонд, собственники предприятия. Уставной фонд представляет собой суммы вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Величина уставного фонда соответствует сумме, зафиксированной в учредительных документах, и является неизменной.
- Структуру затрат на производство. Затраты производства – это совокупность затрат материальных средств и необходимого труда, которые показывают сколько стоит производство продукции на данном предприятии. Величина этих расходов определяет денежное выражение затрат, связанных с использованием сырья, топлива, энергии и т.д.
От их размера зависит минимальная цена продукции, в то время как максимальная цена определяется спросом. Структура различается по отраслям промышленности и производства.