Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Регулирование гражданства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 44

Введение                                                                                                                 

Глава 1. Основы регулирования института гражданства                                   

1.1. Законодательство  о гражданстве                                                                  

1.2. Основания и порядок приобретения гражданства                                       

1.3. Прекращение гражданства                                                                             

Глава 2. Актуальные проблемы современного института гражданства в РФ 

2.1. Нововведения в законодательство о гражданстве                                       

2.2. Опыт и проблемы гражданства.                                                                    

Заключение                                                                                                            

Список использованных источников                                                                  

         В главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены основы правового статуса личности. В ее нормах конкретизирована одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в ст.2 Конституции, устанавливающая, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

         Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые установлены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта в данном виде правоотношений, реализации своей правоспособности.

Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

И в связи с этим государственное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина.

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).

Нельзя не отметить, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый в 2002 году Закон «О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.

Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека.

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

В настоящий момент гражданство понимается как связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Вышеизложенные положения обуславливают актуальность темы данной работы, посвященной вопросам гражданства в Российской Федерации.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с институтом гражданства.

Цели исследования – рассмотрение гражданства в историческом и современном аспектах, изучение института гражданства в динамике изменения законодательства и актуальных проблем гражданства.

Для достижения поставленных целей ставились следующие задачи:

- дать понятие термину гражданства;

- выявить основы нормативно-правового регулирования гражданства в Росси         йской Федерации;

- определить проблемы института гражданства на современном этапе.

 

                Глава 1. Основы регулирования института гражданства

1.1. Законодательство  о гражданстве

         Сегодня в российской Федерации вопросы о гражданстве регулируются, прежде всего, нормами Конституции Российской Федерации и Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации»[1]. 

         Гражданство Российской Федерации, согласно ч.1 ст.5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п.«в» ст.71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской Федерации.

         Гарантия защиты и покровительства за пределами Российской Федерации для граждан России предусмотрена в ст.61 Конституции. А впервые в истории конституционного законодательства в ст.62 Конституции РФ закреплен институт двойного гражданства.

         Действующий Закон о гражданстве принят в 2002 году, заменив Закон о гражданстве от 28 ноября 1991 года. Принятие нового закона о гражданстве было продиктовано необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Так, ранее действовавший Закон о гражданстве содержал ряд положений, не согласующихся с Конституцией. (Речь идет, в частности, о положении ч.2 ст. Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, наряду с российским гражданством имеют гражданство этой республики.) За десятилетний период своего действия Закон не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 году Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.

         Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом. Тем самым глава государства обозначил свою позицию по вопросам российского гражданства, решение которых отнесено Конституцией к его ведению. В законопроекте четко прослеживалась идея «ужесточения» требований к приобретению и прекращению гражданства Российской Федерации, которые касались граждан не только «дальнего», но и «ближнего» зарубежья. Одновременно предлагалось закрепить на законодательном уровне более подробную регламентацию процедур, связанных с приобретением и прекращением гражданства, в том числе порядка принятия решений по указанным вопросам.

         Сегодняшний Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве.

         В соответствии со ст.1 Закона в нем содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

         Как установлено ст.2 Закона, вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона о гражданстве, принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. В силу федеративного устройства России этот принцип является важнейшим и закрепляется в Конституции (ст.6). Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности.

Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве и т.п. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. 

Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Этого права никто не может быть лишен. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданство. Это ущемляло бы его свободу.

Особое значение имеет норма о том, что никто не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве, поскольку все остальные акты, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляли такую форму утраты гражданства.

Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее условие согласия гражданина.

Лишение гражданства, как отмечают Козлова Е.И. и Кутафин О.Е.[2], широко отмечалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, форма репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей.

Сегодня запрет на применение лишения гражданства в Конституции Российской Федерации вытекает из права человека на гражданство, двухстороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей как той, так и другой стороной без взаимного согласия.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Нормативно-правовые акты:

  1. Европейская конвенция о гражданстве. – Страсбург, 1997.
  2. Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Хартия прав человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года/Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: 2004.
  5. Федеральный Закон Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 01.10.2008 и 28.06.2009 N 127-ФЗ)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-I «О вынужденных переселенцах»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  8. Декларация о поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам, принятая Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  9. Указ Президента РФ от 26 июля 1995 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в РФ»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  10. Указ Президента РФ от 11 августа 1994 года № 1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  11. Указ Президента РФ от 9 августа 1994 года № 1668 «О Федеральной миграционной программе» (Программа уточнена Постановлением Правительства от 3 августа 1996 года)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  12. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  13. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146 «Об утверждении Положения о привлечении и использовании иностранной рабочей силы в Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  14. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 года № 1020 «Об утверждении Положения об иммиграционном контроле»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  15. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 года «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Всего 52 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское