Введение.
Глава 1. Теоретические основы рынка банковских услуг.
1.1. Понятие и сущность банковских услуг.
1.2. Виды банковских услуг.
Глава 2. Анализ состояния рынка банковских услуг РФ.
2.1. Характеристика рынка банковских услуг РФ.
2.2. Тенденции и перспективы развития рынка банковских услуг РФ.
Заключение.
Список использованной литературы
Тема курсовой работы является актуальной поскольку современный этап развития российской банковской системы характеризуется ростом спроса на банковские услуги, в том числе со стороны физических лиц, последовательно расширяющимся перечнем услуг, которые банки оказывают или готовятся оказывать своим клиентам, поисками наиболее эффективных способов оказания таких услуг, все более усиливающейся конкуренцией по большинству направлений банковского бизнеса. В основном все банки могут предложить своим клиентам стандартные пакеты банковских услуг. Но чтобы сделать шаг к более высокому уровню работы и к развитию банковской системы, актуальным становится формирование достаточно надежных научно-методических подходов к структурному и количественному прогнозированию развития системы банковских услуг с учетом необходимости минимизации рисков, неизбежно связанных с банковской деятельностью.
Наметившаяся в настоящее время тенденция увеличения спроса на банковские услуги, в том числе со стороны физических лиц, делает необходимым для банков увеличение объемов своих розничных услуг, совершенствование качества обслуживания и расширения поля банковских услуг.
Актуальность темы исследования курсовой работы посвящена исследованию перспективных направлений дальнейшего развития современного российского рынка банковских услуг.
Вопросы оказания банковских услуг и регулирования государством банковской деятельности изучались и продолжают изучаться очень многими отечественными и зарубежными учеными самых различных школ и направлений.
Важную роль в проведении исследования сыграли труды ученых, в которых рассматриваются как фундаментальные вопросы, так и прикладные проблемы, связанные с развитием банковских услуг в российской экономике, а также выступления в печати руководителей регулирующих банковскую деятельность в стране органов и практикующих работников банков.
Глава 1 Теоретические основы рынка банковских услуг
1.1Понятие и сущность банковских услуг
Основной тенденцией развития банковского сектора в современном мире является процесс глобализации. Глобализация международной финансовой системы (МФС) в макроэкономическом аспекте означает представлении о мире как о взаимосвязанном, взаимозависимом, в значительной степени интегрированном рынке, не имеющем границ, а для отдельной финансовой услуги – повсеместное сближение, сходство и, наконец, идентичность в один и тот же момент времени таких ее характеристик как цена и качество. Для глобализации МФС характерны внедрение современных электронных технологий, средств коммуникаций и информации, доступ нерезидентов, а также де регуляционные процессы, связанные с упразднением законодательных ограничений на проведение ряда операций. В результате происходит гигантское увеличение объема финансовых потоков [1]
Для более детального понимая термина «банковские услуги» рассмотрим основные этапы развития теории банковских услуг.
Начальным этапом развития теории банковских услуг следует считать конец 60-х - начало 70-х гг., когда были опубликованы исследования ученых Мичиганского Университета (X. Дуглас "Банковская политика в области кредитования", 1971), Уэлльского университета (Д. Ревелл "Конкуренция и регулирование банковской деятельности", 1978), Женевского университета "Кредитные услуги сберегательных банков", 1974), работы Ш. Дерея "Стратегия Британских банков и международная конкуренция" (1977), исследования Г. Брайана "Конкуренция в банковской сфере" (1970).
Второй этап развития теории банковских услуг - конец 80-х - начало 90-х гг. охарактеризован как попытки исследования особенностей деятельности кредитно-финансовых систем отдельных стран и возможных последствий влияния глобализации и централизации банковского капитала на рынок банковских услуг. К наиболее известным работам этого периода следует отнести следующие: Ф. Дерек "Глобальная стратегия банков" (Нью Йорк, 1990), В. Малпас "Как работает финансовая система Сити" (Лондон, 1988), О. Доннел "Финансовые операции регионального инвестиционного банка" (Лон¬дон, 1981), Е. Балларин "Коммерческие банки в условиях финансовой революции" (Кембридж, 1986) и многие другие.
Третий этап развития теории банковских услуг начался в 1991 г. и продолжается по настоящее время. Подписание Маастрихтского Договора в 1992 г. о создании Европейского Валютного союза и введение с января 1999 г. единой европейской валюты - евро положили начало пересмотру концепции комплексного банковского обслуживания клиентов. Широкое распространение получили услуги на рынке ссудных капиталов, электронные услуги, начался рост слияний и поглощений банков. Необходимо отметить исследования П. Роуза "Банковский менеджмент, предоставление финансовых услуг" (1995), Дж. Синки "Управление финансами в коммерческих банках" (1994), К. Фабри "Банки в условиях становления рыночной экономики" (1991), Д. Джентле "Индустрия финансовых услуг'' (1993) .[2,8]
Итак, изменение структуры рынка и использование новых технологий в банковском деле требует ревизии и таких основополагающих понятий как банковская услуга, банковский продукт, банковская операция.
Сходное понимание термина «банковские операции» высказывается в учебнике «Банковское право» под редакцией Топорина Б.Н. В нем указывается, что «банковские операции – это сделки, систематически проводимые кредитными организациями и Банком России (его учреждениями) в соответствии с принципом исключительной правоспособности, объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни, на основании: для кредитных организаций – Закона о банках и банковской деятельности от 02.12.1990 № 395-1 (в редакции от 02.02.2006 № 19-ФЗ) и лицензии Банка России на осуществление банковских операций, для Банка России – Закона о центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2005 № 86-ФЗ».
1.Гамзунов А.Г. Банковская услуга, как предмет деятельности банка, http://www.rusnauka.com .
2.Иванов А. Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. – М., 2005.
3.Шерстобитов А.Е. Правовое положение банков и иных кредитных организаций. //Правовое регулирование банковской деятельности. М.: Юринформ, 1997.
4.Интернет – ресурс. Сибирь. Наука. Развитие. http://siberia-sd.ru/pages/47.
5.Интеренет ресурс -http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3941284.
6.Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 году.
7.Энциклопедия маркетинга, http://www.marketing.spb.ru.
8.Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник, М.: Издательство Юрайт, 2011.
9.Деньги, кредит, банки: учебник/коллектив авторов; под редакцией Лаврушина О.И., М.: Кнорус , 2012.
10.Деньги. Кредит. Банки: Конспект лекций. Малахова Н.Г., М.: Приор-издат, 2011.
- Федеральный закон «Закон о банках и банковской деятельности» от 02.02.1990 № 395-1 (действующая редакция).