Введение
- Организация налогового контроля в РФ
1.1 Понятие, формы, методы налогового контроля
1.2 Правовое регулирование организации налогового контроля
- Особенности налогового контроля в области исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов
2.1 Учет организаций и физических лиц
2.2рНалоговый контроль налогоплательщиков посредством налоговых проверок
2.2.1 Камеральная проверка
2.2.2 Выездная проверка
Заключение
Список использованной литературы
В условиях всё большего перехода к рыночным методам управления в России прежние возможности воздействия государства на экономику сокращаются и в этих условиях налоги становятся одним из важнейших инструментов осуществления его экономической политики.
Налогоплательщик всегда стремится защитить свой имущественный интерес от налоговых изъятий. В такой ситуации государство вынуждено выработать особый механизм взаимодействия с налогоплательщиками, призванный обеспечивать надлежащее исполнение ими налоговых обязательств. Этот механизм должен позволить государству проверять правильность, полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, а при необходимости - принуждать их к выполнению таких обязательств. В налоговом законодательстве России данный механизм получил название «налоговый контроль».
Налоговый контроль непосредственно затрагивает интересы всех организаций и большинства физических лиц. Любая неопределённость в понятиях, пробелы в правовом регулировании контрольной работы создают условия для взаимных претензий, конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками, стимулируют злоупотребления, приводят к росту числа налоговых споров. В ряде случаев решение налоговыми органами задач налогового контроля и повышения его эффективности сдерживается недостаточной проработкой теоретических вопросов, касающихся, в частности, определения налогового контроля, перечня его форм и методов.
В конце 2008 г. начался мировой финансовый кризис, последствиями которого стали снижение темпов производства, уменьшение спроса, увеличение безработицы, прекращение деятельности многих индивидуальных предпринимателей вследствие невозможности или нецелесообразности получать кредиты в банках.
Роль налогового контроля особенно возрастает в кризисных условиях. Государство вынуждено отвлекать значительные суммы доходов бюджета на смягчение последствий кризиса, а предприятия сокращают объемы деятельности, что ведет к уменьшению поступлений в бюджеты сумм налогов.
В этом заключается актуальность темы данной курсовой работы.
Цель работы – изучить особенности контроля налоговых органов за исполнением налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, формы, методы налогового контроля;
- изучить правовое регулирование организации налогового контроля;
- проанализировать вопросы учета организаций и физических лиц;
- рассмотреть особенности налогового контроля налогоплательщиков посредством налоговых проверок.
- Организация налогового контроля в РФ
1.1 Понятие, формы, методы налогового контроля
До принятия Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», то есть фактически с момента вступления в силу первой части Налогового кодекса, официального определения налогового контроля в налоговом законодательстве России не было - прежде в статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации лишь указывалось: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».
Отсутствие в течение длительного времени законодательно утвержденного определения налогового контроля привело к тому, что многие научные и практические работники предпринимали попытки дать своё определение этого понятия. В результате в научной литературе встречается множество определений понятия «налоговый контроль».
Проведенный анализ определений налогового контроля, приводимых специалистами по налогообложению, позволяет выделить три основных точки зрения по этому вопросу. Первая состоит в том, что налоговый контроль рассматривается как специфическая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства. Авторы, придерживающиеся другой точки зрения, акцентируют внимание на том, что налоговый контроль является совокупностью действий, приемов, операций, способов проверки соблюдения налогового законодательства. И, наконец, ряд специалистов подходят к определению налогового контроля более системно. Они подчеркивают, что налоговый контроль следует рассматривать в нескольких аспектах - организационном, методическом, техническом и других.
Официальное определение налогового контроля приведено в статье 82 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 г.: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом». Такое определение ближе всего к определениям налогового контроля, дававшимся сторонниками первой из указанных точек зрения.
Сторонники первой точки зрения, концентрируя внимание на деятельности государственных органов, осуществляющих налоговый контроль, упускают из виду методическую и правовую стороны налогового контроля. Отвечая на вопрос «кто осуществляет налоговый контроль», они не дают ответа на вопрос «как осуществляется налоговый контроль». Этот недостаток присущ и определению налогового контроля, данному в статье 82 Н К РФ. Сторонники второй точки зрения, говоря о налоговом контроле как о совокупности приёмов, методов и способов, упускают из виду субъектов налогового контроля - государственные органы, которым законодатель предоставил право применять указанные приёмы, методы и способы в целях обеспечения интересов государства. Приверженцы третьей точки зрения справедливо отмечают сложность и многоплановость понятия «налоговый контроль». Однако, говоря о подходах к определению этого феномена, они не дают самого его определения. Кроме того, сами подходы к определению налогового контроля у разных авторов неодинаковы[1].
Наиболее полное определение налогового контроля должно содержать указание на субъекты и объекты контроля, правовую основу контроля и цели контроля.
С учётом сказанного предлагается следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством Российской Федерации, с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством Российской Федерации в связи с их деятельностью или имущественным положением.
Налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных мероприятий, именуемых формами налогового контроля. Набор мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. Статья 82 НК РФ с момента принятия первой части НК и до 1 января 2007 г. называлась «Формы проведения налогового контроля». С 1 января 2007 г., в связи со вступлением в силу Закона № 137-ФЗ, название указанной статьи изменилось, однако по сути «формы налогового контроля» здесь (в пункте 1) остались. В соответствии с действующей редакцией НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ. В статьях 83-98 главы 14 («Налоговый контроль») НК РФ описан порядок проведения налоговых проверок (статьи 87-89) и осмотра (статья 92). Порядок же осуществления таких форм налогового контроля, как получение объяснений при проверке данных учёта и отчетности, НК РФ не регламентирован.
В указанной главе 14 НК РФ, наряду с упомянутыми, перечислены и следующие контрольные мероприятия: учет организаций и физических лиц (статьи 83 - 86); участие свидетеля (статья 90); доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (статья 91); истребование документов при проведении налоговой проверки (статья 93); истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (статья 93.1); выемка документов и предметов (статья 94); экспертиза (статья 95); привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (статья 96); участие переводчика (статья 97); участие понятых (статья 98). В рассматриваемой связи интересно отметить, что описание процедур проведения указанных мероприятий дано «вперемешку» с описанием процедур осуществления «форм налогового контроля».
Анализ перечисленных в главе 14 НК РФ контрольных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что они имеют разное значение для работы по проверке деятельности налогоплательщиков с точки зрения уплаты ими налогов и соблюдения налогового законодательства. Статьи, входящие в состав указанной главы, регламентируют: собственно формы налогового контроля (учет налогоплательщиков, налоговые проверки); отдельные мероприятия по сбору доказательств наличия налоговых правонарушений, которые могут быть проведены в ходе налогового контроля (осмотр, экспертиза, выемка и т.п.); порядок документирования доказательств, получаемых в ходе налогового контроля и производства по делу о налоговом правонарушении (составление протокола, привлечение понятых).