Введение
Глава 1. Сущность и механизм функционирования ФОМС
1.1. Роль ФОМС в системе обязательного медицинского страхования
1.2 Структура управления
Глава 2. Анализ деятельности областного фонда обязательного медицинского страхования
2.1. Общие положения о областном фонде обязательного медицинского страхования
2.2. Характеристика деятельности областного фонда обязательного медицинского страхования
2.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности областного фонда обязательного медицинского страхования
Заключение
Список использованных источников и литературы
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Тема медицинского страхования звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой области.
Объект исследования – Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования.
Предмет исследования – деятельность областного фонда обязательного медицинского страхования.
Цель работы – на основе анализа деятельности областного фонда обязательного медицинского страхования выявить проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- выявить роль ФОМС в системе обязательного медицинского страхования;
- рассмотреть структуру управления ФОМС;
- охарактеризовать деятельность областного фонда обязательного медицинского страхования;
- предложить рекомендации по совершенствованию деятельности областного фонда обязательного медицинского страхования.
В процессе исследования использовался общенаучный (диалектический) метод познания, а также частнонаучные и специальные методы исследования, проведенные как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (метод системного анализа, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, нормативно-логический, сравнительно-правовой и системно-правовой методы).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Сущность и механизм функционирования ФОМС
1.1. Роль ФОМС в системе обязательного медицинского страхования
Финансовые средства ФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
- Ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
- Добровольных взносов юридических и физических лиц.
- Доходов от использования временно свободных финансовых средств.
- Нормированного страхового запаса Федерального фонда.
- Поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации[1].
Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом[2].
Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Перечень главных администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
- Федеральная налоговая служба.
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС.
- Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
- Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- Доходы от выдачи патента на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения.
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
- Единый сельскохозяйственный налог.
- Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФОМС.[3]
Межбюджетные трансферты бюджету ФОМС, передаваемые из федерального бюджета, на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики[4].